Песок... Чудо как будто специально созданное природой как символ жизни во Вселенной. Такой простой и естественный и вместе с тем таинственный. Хочется потрогать, погрузить в него руки. Песок успокаивает и расслабляет.
Оказывается, игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Для ребенка песок - это естественная стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
Для песочных занятий используется деревянный ящик, выкрашенный внутри голубой краской (голубой цвет символизирует воду и небо). В него насыпается песок, который символизирует землю и задает линию горизонта. Таким образом, с помощью набора маленьких фигурок, включающего в себя всё, что встречается в окружающем реальном мире, человек создает свою собственную миниатюрную модель мира.
Психологами разработана специальная система песочных игр. Это обучающие познавательные и проективные игры, которые с успехом используются для гармоничного развития. Творчество на песке есть проекция внутреннего мира. То есть перенос переживаний, желаний, умений, возможностей.
Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок, например, приобретает бесценный опыт символического разрешения множественных жизненных ситуаций и внешних и внутренних конфликтов.
Играя в песок, под чутким руководством специалиста этой области - сказкотерапевта, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, учатся слушать и слышать другого.
Так формируются способности к пониманию ближнего и сопереживания ему. Таким образом - песочные игры - это учеба и игра, коррекция поведения и хороший активный отдых.
Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются во всех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшее дробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь и затвердевая, формируют осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации.
Песок может быть очень мелким и белым, желтоватым и коричневатым или даже почти серым или красноватым. В песочнице белый песок формирует нейтральный контрастный фон, на котором хорошо видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета естественных предметов и миниатюр "скрадываются", и их формы выделяются не столь отчетливо.
Песок является бесформенной массой отдельных гранул, перемещающихся под воздействием внешних сил. Песок образует естественную границу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую основу бытия - то, что поддерживает, питает и включает в себя все формы жизни.
Особенности игры с песком определяются его свойствами. Если речь идет об игре с песком на пляже, то в работу может быть вовлечено все тело, которое едва прикрыто одеждой. Человек может лежать на песке, и это тоже своего рода работа с ним. В психотерапевтическом кабинете песочница представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. При этом с песком контактируют одни лишь руки. Человек не выбирает песок - он уже заполняет поднос, так же как человеческая сущность "заполнена" плотью. Так же как тело, песок можно ощутить, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, что происходит на каждой сессии.
Обычно в специальном ящике находится вполне определенное количество песка. Это является метафорой либо того количества материи, которое имеется во Вселенной, либо той энергии, которой располагает человек. Песок, так же как материя и энергия, может переходить из одного состояния в другое и перемещаться в новое место. В природе под воздействием воды и ветра он может перемещаться на большие расстояния, и в то же время всегда является частью общей земной субстанцией.
В процессе психотерапии энергия человека направляется и перераспределяется более равномерно, что символизирует перемещение песка из одной части подноса в другую от сессии к сессии. Ровная поверхность песка говорит о равномерном распределении энергии. Любое давление руки на песок вызывает нарушение равновесия и определенное напряжение в композиции: появление более высоко и более низко расположенных участков; скопление песка в одной части и уменьшение его количества в другой; формирование горизонтальных и наклонных плоскостей и т. д. Весь песок может быть сдвинут в одну часть песочницы. Это создает скопление песка, отчетливо выделяющееся на фоне голубого цвета внутренней поверхности ящика: остров в центре, окруженный со всех сторон водой; песчаный участок на одной половине подноса, в то время как другая представлена голубым цветом; песок, обрамляющий голубое пространство в центре песочницы.
Песок может вызывать ассоциации со зноем, холодной водой, наготой, похоронами или строительством. Некоторые люди избегают пользоваться песком, словно его пластические свойства никак ими не восприняты. Такие люди воспринимают песок так же, как стол или пол, в результате чего его пластические и тактильные свойства остаются неиспользованными.
Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на категории, каждая из которых включает ряд подгрупп. Для создания такого набора могут потребоваться годы, хотя само по себе это является интересным занятием. Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать человека к изменению и реализации своего творческого потенциала.
Ниже перечислены основные предметы, используемые в песочной терапии. Они разделены на категории, связанные с характером живых существ, которые послужили прототипами фигурок. Каждая из этих категорий включает живые существа, обитающие в той или иной среде - на земле, в воде или в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот перечень не входит, человек может обозначить связь выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, демонов или ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набор используемых им миниатюр всем, что представляется важным ему и его клиентам.
Типы предметов, используемых в песочной терапии:

1. Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.

2.
Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.



3. Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.



4. Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.


5. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.



6. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.



7. Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. д. (иногда можно использовать и реальные растения).



8. Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.



9. Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).



10. Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.



11. Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.



12. Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.



13. Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.

Расположение предметов
Обычно миниатюрные предметы располагаются на полках. Они могут быть сгруппированы по категориям (люди, животные, дома и т. д.). Некоторые психотерапевты ставят предметы разных категорий вперемешку друг с другом, для того чтобы клиент комбинировал их по своему усмотрению, выбирая и включая их в свою композицию. Когда предметов настолько много, что они не умещаются на полках, можно пользоваться прозрачными пластиковыми емкостями, помещая в них предметы определенного типа.

Любые предметы или материалы, используемые в песочной терапии, могут быть выбраны человеком интуитивно. Однако, будучи включенными в песочную композицию, они становятся символами, обозначающими другие предметы и определенные качества. Краткая классификация применяемых в песочной терапии материалов может помочь понять символическое значение, связанное с использованием песка, воды и тех материалов, из которых изготовлены миниатюры.
Источники: www.grc.spb.ru, www.psy.piter.com