Вот нарыла статейку...Очень точные есть моменты на мой взгляд
"Дуэль с весом"
Мы беседуем с психотерапевтом Олегом Александровичем ГЛАДЫШЕВЫМ, сотрудником клиники лечебного питания Института питания РАМН.
- Какие методы психологической коррекции ожирения применяются в клинике?
- И психотерапия, и кодирование – в зависимости от ситуации. Иногда по отдельности, иногда эти методы сочетаются.
Прежде всего, мы проводим тестирование, которое позволяет выявить причины полноты. Вопросы составлены так, что “вытаскивают” ответ из недр подсознания. Например, в тесте спрашивается “Хотите ли вы похудеть?”, потом возникает вопрос “Довольны ли вы своим телом?”, затем – “Мешает ли вам вес?”. Казалось бы, вопросы дублируют друг друга. На самом же деле, часто человек пишет, что не хочет худеть, и вес ему не мешает, а вот в недовольстве своим телом, своим внешним видом признается. Это значит, что ожирение для него – своего рода защита, лишними килограммами он, как броней, прикрывается от жизненных проблем.
Например, женщина никак не может наладить личную жизнь и винит в этом свою полноту. На самом же деле, она не умеет общаться, боится представителей противоположного пола. Осознать эту проблему ей трудно и страшно – вот она и прикрывается полнотой, как щитом. Психотерапия позволяет докопаться до причины и устранить ее – при этом не уделяя особого внимания полноте. Когда основная проблема решена, женщина часто худеет, даже не замечая этого, ничего не делая специально для коррекции веса: просто организму уже не от чего защищаться слоем жира.
В некоторых случаях прибегаем к кодированию. Это необходимо, когда пациенту просто по медицинским показаниям требуется снизить вес, а он никак не может отказаться от привычной пищи. Иногда это обусловлено многолетней привычкой, иногда какими-то бытовыми или психологическими проблемами, иногда – спецификой его индивидуальной биохимии.
Самый распространенный пример биохимических проблем: наша привязанность к шоколаду. Шоколад, как известно, вызывает ощущение легкой эйфории, то есть, на биохимическом уровне действует, подобно наркотику. Человеку, склонному к полноте, никак нельзя утешаться шоколадками, но и отказаться от лакомства трудно. Вот тут и приходит на помощь кодирование: врач разрывает связь между шоколадом и удовольствием, ставит барьер. И проблема сама собой снимается с повестки дня.
- Так ведь можно внушить запрет на весь гастрономический ассортимент...
- Ну, что вы, зачем же! Как правило, у каждого существует очень небольшой набор продуктов, отказаться от которых он может только по приговору верховного суда. И если эти продукты человеку противопоказаны, психолог с помощью кодирования может помочь избавиться от такой пищевой зависимости.
- Многие не доверяют кодированию: всегда кажется, что чужая воля как бы вмешивается в твою жизнь, что ты действуешь по чьей-то указке...
- Нет-нет, это заблуждение! Помимо желания самого пациента врач ничего не может сделать. Более того, лишь на 50 процентов успех лечения зависит от психолога, а остальные 50 процентов – доля самого худеющего, его вклад. Моя задача – разорвать условные связи, помочь человеку преодолеть зависимость от вредных продуктов, избавиться от неправильного пищевого поведения. Где же тут давление?
- Вы запугиваете пациента, внушаете ему страх перед вредной пищей?
- Конечно. Например, я рисую картину его грядущей старости: огромное беспомощное тело, которое близкие вынуждены обслуживать... Суть в том, что я не запугиваю, я лишь заставляю человека ужаснуться той реальности, которую он сам себе готовит, и напрячься, чтобы избежать ее. Нельзя похудеть, ничем не жертвуя: ни вкусными обедами, ни обильными застольями с друзьями, ни блаженным воскресеньем на диване. А чтобы принести такую жертву, необходим мощный стимул. Кому-то достаточно просто разобраться в себе и навести порядок в собственной жизни, а кому-то требуется сильный стресс, испуг.
- Навести порядок в своей жизни невозможно, не затрагивая жизнь близких. Особенно это касается женщин, матерей семейств. Часто ли они не выдерживают и срываются?
- Бывает. Тут очень существенно, как домашние относятся к ее похудению. Если женщину дома подкалывают и дразнят, она понимает, что ее фигура никому не важна – так чего ради она будет страдать, отказываясь от маленьких кулинарных радостей?.. Но и такая ситуация не безнадежна: стоит только обратить внимание пациентки на то, что помимо вопроса фигуры существует и вопрос здоровья: больная, с гипертонией, отеками и сердечными приступами она очень скоро станет обузой и мужу, и детям.
- В чем конкретно успех кодирования зависит от самого худеющего?
- Понимаете, мало избавиться от тяги к запретному плоду, надо поддерживать, разжигать в себе желание похудеть. Например, если вы “завязаны” на шоколад, следует вообще исключить его из поля своего зрения: не покупать, не хранить дома, не засматриваться на витрины кондитерских.
Необходимо менять пищевые привычки – этому как раз учат в нашей клинике. Обязательно включать физическую нагрузку. Что, страшно стало?
- Еще бы – вечная песня: голодай, делай гимнастику, забудь навеки о шоколадках...
- Все не так! Во-первых, о голоде вообще никто не говорит: даже обязательный разгрузочный день строится на 500 ккал! Мы толстеем не оттого, что едим много, чаще всего мы едим не то. Во-вторых, ничего трагического не вижу в идее физической нагрузки: от вас же не требуется ежедневно дрова колоть. Ваша норма – два с половиной часа в неделю. Хотите – найдите эти два с половиной часа в выходные, хотите – занимайтесь ежедневно по 20 минут. В-третьих, не стоит категорически отказываться от тех же шоколадок и давать зарок до гробовой доски. Разрешите себе шоколад, причем без ограничений – но раз в неделю. Уверяю вас, даже если вы слопаете целую плитку, вы все равно получите меньше вреда, чем от ежедневного таскания кусочками.
Кстати, я всегда рекомендую, особенно на заре новой жизни, делать себе такой свободный день раз в неделю. День, когда вам все можно: и шашлык, и торт, и мороженое. И стресс снимается, и эффект запретного плода исчезает: не так-то уж и хочется есть то, что позволено.
- Вы работаете только с пациентами клиники или принимаете всех страждущих?
- Приходите, милости просим. С пациентами клиники мы работаем по одной схеме, с желающими закодироваться – по другой, но обе эффективны.
Если психокоррекция входит в общее лечение, мы встречаемся регулярно, работаем, а спустя месяц, перед выпиской из клиники, проводим кодирование.
Тех, кто хочет просто пройти кодирование, тестируем, затем проводим трехчасовой сеанс. Если необходимо посоветоваться, откорректировать что-то – ко мне всегда можно обратиться, это входит в стоимость лечения.
- А какая коррекция может потребоваться после сеанса?
- Бывают самые разные случаи. Например, одна дама влюбилась и очень хотела похудеть. Я провел сеанс кодирования, но через неделю она позвонила в слезах: “От чего вы меня закодировали?! Я не могу даже поцеловаться с любимым!” Стали разбираться. Оказалось, что у нее сложился определенный стереотип сексуального поведения: после бурной ночи следовало роскошное застолье. Эти действия были настолько неразрывно связаны, что код подействовал на всю цепочку. Разумеется, я немедленно поменял код и проблема была решена.
- Есть ли противопоказания для кодирования ожирения?
- Мы не проводим кодирование при любом виде психических расстройств. Есть и ограничения: при эндокринных нарушениях одним кодированием или писхокоррекцией никак не обойдешься. Булимия также требует помимо психологических методов медикаментозного лечения.
- Как долго держится эффект кодирования?
- Минимум – полгода, год, а дальше все зависит от самого человека. Не будет следить за собой, вернется к привычному образу жизни и питания – располнеет; отнесется к себе ответственно – останется стройным и здоровым. Чего я всем и желаю.
ВАУ!!! Прикольно так...это что - то типа гипноза чтоль? Кто что - то слышал?...
Если говорить лично обо мне то я именно так и поступаю и вообщем - то действует. Я курила с 97 года...курила или много или оч. много до пачки в день. каждый день. бросила легко...просто
1.пришла к выводу что это нужно сделать
2. сказала себе ТЫ ПРОБУЕШЬ не курить, но если наступит ситуация когда караул как хочется...я разрешаю себе выкурить сигурету и снова не курить ....
т.е. жесткого запрета не было и была всегда иллюзия что в любое время я могу покурить и из - за этого я достаточно легко прекратила это делать за год я ну может сигарет 9 выкурила и то больше на психологическо уровне....для разрядки а не потому что не могла без этого...
с едой я делала раньше тоже самое ...я не запрещала себе категорически ничего...и если оч. сильно хочется то выделяла себе день где ела все что хочу, но он был как награда за поставленный результат