Последнее время для меня эта тема ооочень актуальна. На сайте
http://hari-katha.org нашла вот такую интересную статью, решила выложить тут
Дети-вегетарианцы: здоровы и счастливы! В представлении большинства людей понятия «вегетарианство» и «дети» абсолютно несовместимы. Люди в лучшем случае считают, что вегетарианство приемлемо для взрослых, но не для растущего детского организма, в худшем — ни для кого. И абсолютно зря! Вегетарианство ничего, кроме пользы, ребенку не принесет. Это показал и эмперический опыт целых народов, и исследования виднейших современных ученых.
Большинство детей изначально не любят мясо, они инстинктивно чувствуют, что этот продукт чужероден. Приглядитесь к поведению самых маленьких ребятишек – они все время норовят съесть из супа только овощи, а мясо оставить, картошку или макароны просят без мясной подливки. Более того, от диетологов, не осознающих пользу вегетарианства, часто приходится слышать совет крошить мясо помельче, замаскировывать его под какую-то другую еду, потому что, если оно будет иметь натуральный вкус, запах и вид, ребенок от него откажется. Но, к сожалению, ребенок быстро привыкает к мясу.
Вы скажете: дети так любят всякие хот-доги и гамбургеры. Правильно, любят они прежде всего вкус приправ!
Знаете ли Вы, что Арнольд Шварценнегер за свою жизнь не съел ни грамма мяса? Мудрые врачи запретили родителям ребенка, у которого был серьезный порок сердца, давать ему мясо, и результат не нуждается в комментариях.
Все четверо детей Пола Маккартни – тоже урожденные вегетарианцы, а младший, Джеймс, даже веган! Сэр Пол любит вспоминать, как его дочь Стелла еще в начальной школе гордилась тем, что ее совесть перед животными полностью чиста!
В мире есть целые народы, где люди на протяжении всей жизни ни разу или практически ни разу не пробовали мяса. Это, например, Индия, в особенности, штаты, исповедующие буддизм и индуизм. И ничего – живы-здоровы, более того, лишены многих болезней цивилизации.
Знаменитая Айседора Дункан рассказывает про своих воспитанников в немецкой танцевальной школе следующее: «Дети делали необыкновенные успехи. И я уверена, что своим здоровьем они значительно обязаны вегетарианскому режиму, введенному доктором Гоффом».
Министерство сельского хозяйства США и Американская Ассоциация Диетологов установили, что дети, питающиеся вегетарианской пищей, гораздо здоровее и выносливее своих сверстников. Молва гласит, что ребятишки-вегетарианцы очень медленно растут и плохо соображают, а научно подтвержденные факты свидетельствуют об обратном. Такие дети опережают в физическом и умственном развитии своих «правильно питающихся» сверстников на целый год! «Журнал Американской диетической ассоциации» сообщает, что коэффициент умственного развития юных вегетарианцев аж на 17 пунктов выше среднего. И рост их выше!
Если ребенок с детства питается вегетарианской пищей, то половое созревание у него наступает немного позже среднего (с учетом акселерации), но это к лучшему. Дело в том, что, когда половое созревание наступает слишком рано, это часто приводит к онкологическим заболеваниям. В частности, у девочек, которые не едят мяса, в 4 раза снижается риск рака груди.
Врачи часто бывают вынуждены констатировать печальный факт: уже в дошкольном возрасте у ребенка на артериях появляются атеросклеротические отложения. Но не у детей-вегетарианцев. У людей, с рождения питающихся вегетарианской пищей, вероятность сердечно-сосудистых заболеваний снижается в 10 раз!
Трудно найти ребенка, который бы не страдал простудными заболеваниями, ушными инфекциями, у которого не болел бы живот. Стоит только малышу пойти в ясли или детский сад – и начинается… А ведь этих неприятностей может быть гораздо меньше. Для этого надо всего лишь перестать давать ребенку мясо, отравляющее своими токсинами нежный организм! Знаменитый американский врач-натуропат Герберт Шелтон говорит на этот счет следующее: «Естественно, ни мясо, ни мясной бульон, ни яйца никогда нельзя давать ребенку до 7-8 лет. В этом возрасте у него еще нет сил для нейтрализации токсинов».
Дети-вегетарианцы гораздо меньше подвержены стрессам. Даже в одной из московских школ для детей, страдающих неврологическими отклонениями, было введено вегетарианское питание. И результат оказался блестящим. Все показатели оставались в пределах нормы, но характер пациентов уже через год стал гораздо более уравновешенным.
К сожалению, до сих пор приходится слышать, что без мяса наступает железодефицитная анемия, что железо из растительных продуктов плохо усваивается. Но правда заключается в том, что для усвоения железа необходим витамин С, содержащийся только в растительных продуктах. Именно потому вегетарианцы, в том числе и дети, не страдают, вопреки распространенному мнению, этой болезнью.
Что касается витамина В12, который, как ранее считалось, имеется только в мясе, то сейчас его нашли и в растительных продуктах — соевом сыре в морских водорослях. Кроме того, он синтезируется организмом. Российский научно-практический Центр вегетарианского общества исследовал поселение веганов в Сибири и не нашел ни у кого, в том числе у детей, ни разу в жизни не пробовавших животную пищу, дефицит этого витамина!
Следующий вопрос, — белок. Необходимые организму белки в достаточном количестве ребенок может получить и из растительных продуктов, — орехов, бобовых, риса, соевых продуктов. С той разницей, что растительные белки, в отличие от белков животных, не выводят из организма важнейший химический элемент, насущно необходимый развивающемуся организму, - кальций! Именно поэтому ведущие авторитеты, такие как Американская академия педиатров, считают присказку: «Пейте дети молоко: будете здоровы!» ложью.
Кроме того, молочные продукты часто способствуют развитию у детей страшного заболевания — сахарного диабета 1 типа (т. е. Такой формы, при которой необходимы ежедневные инъекции инсулина)! В некоторых случаях организм ребенка воспринимает молоко как чужеродную субстанцию, и, чтобы убрать его, начинает производить антитела. Эти антитела разрушают и клетки, которые в поджелудочной железе вырабатывают инсулин, что ведет к диабету. В Финляндии, где уровень потребления детьми молочных продуктов наиболее высок, диабет 1 типа встречается у 40 человек из 100000 (т.е. почти 0,5 процентов). И напротив, на Кубе и в Северной Корее, где дети пьют мало молока или совсем не пьют, это заболевание практически не встречается.
Известный во всем мире доктор Спок практически всегда признавал, что вегетарианство полезно для детей. Сначала он был убежден, что ребенку необходимо молоко, но в последнем издании бестселлера «Ребенок и уход за ним» (1998) он со всей прямолинейностью заявил, что больше не поддерживает молоко в рационе детей.
В настоящее время на Западе уже стали нормы вегетарианские детские учреждения. Постепенно они начинают завоевывать и Россию. Несколько лет назад появился учебник Т. Н. Павловой «Детям о правильном питании», его рекомендовал для использования в школах сам мэр Москвы Ю. М. Лужков.
Так что не слушайте тех, кто говорит, что без мяса ребенок умрет, и приучайте его к самой здоровой пище — к вегетарианской!
Статью прислала Анна Кюрегян
Центр защиты прав животных "ВИТА"
Зая, вот что я нашла - как прививать у детей любовь к животным. Это немного другой вопрос, но тоже очень важно, и это связано с вегетарианством.
Чаще обращайте внимание ребенка на жизнь животных таких же живых существ, как и мы с вами, о том, что и Мы, и Они дети единого, величественного царства Природы.
Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. В качестве объекта созерцания совсем не обязательно выбирать только общепризнанных красавцев: белокрылого лебедя, гнедого жеребца, величавого оленя... Это может быть обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетет свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину; это может быть обыкновенный муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз! Рассказывайте им о мужестве, силе и смелости собак, например, о сенбернарах, которые спасли жизнь многим альпинистам. Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Объясняйте детям, что любить животное это не только ласкать и гладить его. Любить животных по-настоящему это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать. Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной. Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас.
Вдумайтесь вместе с ребенком в слова Лиса (из произведения Антуана де Сент-Экзюпери) Маленькому Принцу : Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Заслышав людские шаги, я всегда прячусь. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня один в целом свете+ Моя жизнь словно солнцем озарится! Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом смотри+ Видишь, вон там, в полях зреет пшеница! Я не ем хлеба. Мне не нужны колосья. Мне ни о чем не говорят пшеничные поля + Но у тебя золотые волосы. И, когда ты меня приручишь, то золотая пшеница станет мне напоминать про тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру. Однако никогда не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого ПРИРУЧИЛ!
Если перед вами дилемма: брать или не брать животное в дом, то никогда не берите, если у вас есть хоть капля сомнений, по поводу того, станет ли он членом вашей семьи , приживется ли он у вас. Взять животное в дом, а потом выгнать это предательство. И, если сегодня вы вышвырнули котенка, вполне возможно, что много лет спустя также безжалостно вас вышвырнут собственные дети.
чему нужно учить детей, если в доме животное (кошка, собака)
Чтобы присутствие животного в доме стало радостью для всех, обучите ребенка элементарным навыкам ухода и общения с питомцем. Учите детей, что гладить животное надо по шерстке, а не против. И главное, что животное никогда нельзя бить! Злого и неуравновешенного хозяина животные, может быть, и будут слушаться, но любить никогда! Они уважают и любят лишь сильного, доброго и справедливого хозяина.
Научите ребенка играть вместе с вашим питомцем, чтобы обоим было интересно. Тогда и малыш будет заливаться радостным смехом от удовольствия, видя, как котенок бросается на медленно ползущую мышку (кусочек меха на веревочке), и котенок будет благодарен за возможность поохотиться.
Хвалите малыша за хорошее обращение с необычным членом семьи . Рассказывайте и обращайте внимание на то, что нравится животным, а также, что они чувствуют, когда им делают больно, как они выражают свой гнев, печаль.
Чего боятся и не любят собаки и кошки:
детской беготни с визгом и криками;
тормошения и дергания за уши, хвост, лапы;
пущенной навстречу или вдогонку заводной игрушки, большого мяча и тому подобное;
одевания в кукольные одежды;
катания на детском велосипеде, на игрушечной машине и так далее.
Кроме того, независимо от возраста, кошки и собаки не любят, когда их сгоняют с теплого, насиженного местечка, беспричинно будят и дразнят, отнимают только что поставленную миску с едой. Очень важно, чтобы ребенок не лез к животному во время еды, так как они отчаянно защищают свою пищу. Именно в эти моменты они могут наброситься на детей, если те подойдут слишком быстро.
Рассказывайте детям о предупредительных знаках выражения неудовольствия: рычание, дергание хвостом из стороны в сторону, прижатые уши, быстрые удары лапой.
Если у вас нет дома животного, тогда чаще предпринимайте попытки наблюдать их жизнь в живой природе.
чтобы пришла любовь
Психологи считают, что дети, выросшие в одном доме с животными, становятся добрыми и отзывчивыми. Поэтому чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверей.
Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну, а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь.
Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком. Поэтому, если однажды утром в вашей постели окажется жираф не теряйтесь. У вас есть прекрасная возможность вместе изучить тайны его жизни (по иллюстрированной энциклопедии о животных В.Я. Станека). Попробуйте и вы вместе с ребенком побывать в чьей-нибудь шкуре. Удостоверьтесь, что быть мышкой или пингвином очень интересно!
Кроме того, такие игры являются замечательными рычагами управления. Вы не можете заставить ребенка съесть салат? И не надо! Скажите ребенку, что Сашенька, конечно же, салат может и не хотеть. Но тут же предложите малышу побыть жирафом . А ведь для жирафа салат любимое лакомство! Удивительно, но в большинстве случаев такая маленькая хитрость срабатывает.
Я еще кое-что нашла, завтра размещу (пишу с ноутбука мужа, а сохранила на своем компьютере, он меня временно выгнал, у него там игрушка).
Вот еще материал для родителей-вегетарианцев.
Из школьного курса биоэтики, в помощь учителю.
Первое. Никогда не осуждать перед учениками людей, чья работа связана с эксплуатацией животных. Это может озлобить и оттолкнуть детей, чьи близкие работают в данных сферах, вызвать ненужные конфликты. Кроме того, деление всего, что нас окружает, на черное и белое еще никогда не приводило ни к чему хорошему. В данном случае такой категоричный подход может выработать в детях пессимизм, неверие в людей, в способность человека осознать свою неправоту и исправиться. Не говоря уже о том, что подобная беспощадность явно не способствует развитию сострадания. Вместо того чтобы осуждать человека как личность, нужно подчеркивать негативность его конкретного поступка. Следует также пояснить ученикам, почему многие люди выбрали профессию, связанную с эксплуатацией животных, почему подавляющее большинство пользуются продуктами эксплуатации животных. Ведь они родились и выросли в стране, где подобная жестокая практика считается нормой, необходимостью, поэтому осуждать их, по меньшей мере, несправедливо. Вместо того чтобы делить людей на «своих» и «чужих», учителю лучше постоянно рассказывать ученикам о том, как помочь таким людям исправить свою жизнь. Такой подход выработает в детях дипломатичность, конструктивные способы мышления, потребность изменить окружающий мир.
Второе. Выбор коммуникативных средств. Наблюдения показывают, что человек лучше всего воспринимает новую, непривычную для него информацию, если ему рассказывают о точных фактах и подкрепляют их своими собственными мнениями, избегая при этом категоричности. Например, вместо того, чтобы говорить: «Если вы заботитесь об окружающей среде и о животных, вам не следует выбирать в качестве хобби охоту», лучше сказать: «Существуют разные варианты общения с природой, и любительская охота — не самый лучший. Ведь, если человек не несет с собой в лес ружье, а катается на лыжах, на велосипеде, читает книги на природе, делает фотоснимки, то животные страдают меньше, причиняется меньший ущерб экологии». Кроме того, при обсуждении различных проблем важно помнить, что люди гораздо лучше идут на контакт, когда видят искренность собеседника. Высказывание типа: «Меня очень беспокоит то, что происходит с дикими животными, когда они попадают в клетку, интересно, а что об этом думаете вы?» гораздо больше расположит к себе учеников, чем простой вопрос «Почему вы думаете, что в отлове диких животных нет ничего плохого»?
В младших классах тема животных очень близка, интересна и естественна для большинства детей, она обычно занимает большое место на уроках и внеклассных занятиях, учителю достаточно лишь несколько сместить акценты, чтобы перевести ее в сферу биоэтики. Вот почему немалое внимание может уделяться поведению животных, их жизни. При этом учителю желательно сравнивать их поведение с поведением людей, подчеркивать проявление альтруизма в их взаимоотношениях. Поскольку в этом возрасте большинство детей интересуются домашними животными, мечтают иметь своего любимца, очень естественно поговорить о содержании домашних животных, о том, что есть добро и зло по отношению к ним. Отдельный вопрос — как преподнести тему регулирования численности животных. В ряде школ на Западе детям уже в этом возрасте рассказывают про современные возможности решения этой проблемы; но если учитывать возрастные особенности младших школьников, то ясно: данный вопрос лучше отложить немного на потом. Как известно, кастрация и стерилизация — это, хоть и единственно возможный пока что, но не идеальный способ решения проблемы. Вместе с тем, младшим школьникам свойственно «полярное» мышление (либо хорошо — либо плохо). Им еще трудно понять, что такое «наименьшее из двух зол», коим являются данные методы. В младшем школьном возрасте детям еще отнюдь не необходимо знать, какую роль бездомные животные играют в городе. Просто важно показать ученикам, что биофильное и действительно гуманистическое отношение к животным — это разные понятия. Кроме того, показать, что часто умилительное, восторженное отношение к кому-либо (например, к очаровательным щенкам и котятам) может им же навредить.
В младших классах учителю стоит воспользоваться тем, что в этот период дети еще не проводят жесткой грани между людьми и животными. От младшего школьника редко можно услышать высказывания типа: «Это не люди». К тому же, в сказках и мультфильмах, на которых растут дети, постоянно имеет место очеловечивание животных. Вот почему в начальных классах естественно уделять внимание играм, где ученики изображают то или иное животное: при этом они как бы перевоплощаются в него, проникают в его внутренний мир, начинают его понимать.
Именно в начальных классах целесообразно начинать знакомить детей с гуманными альтернативами зоопаркам и циркам с животными. Как известно, для младших школьников зоопарк и цирк — это «святое», поэтому здесь особенно важно помнить принцип «отвергая, предлагай». Не только говорить о неприемлемости зоопарков и цирков с моральной точки зрения, но и познакомить с цирком без животных, с видеозаписями диких животных в естественной природе, в национальных парках.
Особо важен вопрос как рассказать детям о самых острых темах — о защите сельскохозяйственных и пушных животных. Большинство педагогов сходятся во мнении, что в таком возрасте курс биоэтики должен основываться на положительных впечатлениях. В младшем школьном возрасте на ребенка еще мало влияют общественные стереотипы. Поэтому так важно именно в эту пору познакомить их с тем, какие это высокоразвитые, интересные существа — сельскохозяйственные и пушные животные, предложить найти сходство между ними — и между собаками и кошками. Наблюдения за младшими школьниками показывают, что некоторым из них вполне хватает разовой беседы, наблюдения за животными, самой скромной помощи, чтобы задуматься о серьезных проблемах биоэтики. Например, на Празднике птиц в Москве после строительства скворечников, рисования, прослушивания голосов птиц приходилось слышать заявления детей, что они больше никогда не будут есть куриный суп. К сожалению, в таких случаях родители обычно всячески отвлекают малышей, советуют им «не думать о глупостях», в результате, вскоре побеждает стереотип. В некоторых российских СМИ даже встречаются рекомендации для родителей, что делать, если любовь ребенка к животным «зашла столь далеко».
Чтобы укрепить взгляды младших школьников на права животным, помочь им противостоять традиционному общественному мнению, научить критически относиться к тому, что считается нормой, можно использовать зоозащитные листовки и плакаты. Лучше всего брать такие, на которых нарисованы живые животные и указана связь между ними и каким-либо готовым продуктом. При этом не рекомендуется использовать те агитматериалы, на которых изображены трупы, кровь, на которых фигурируют слова «убийство», «смерть» и т. п. Хотя в исключительных случаях, когда занятия по биоэтике носят разовый характер (как, например, конкурс «ВИТЫ» в защиту пушных животных), это допустимо.
В младшем школьном возрасте наиболее близкий большинству детей литературный жанр — это сказка, поэтому при изучении многих вопросов биоэтики могут использоваться сказки, а также комиксы и т. д. Это особенно касается таких вопросов как животноводство и звероводство. Ведь в этих произведениях отражена сущность вещей (события завязаны вокруг традиционной судьбы этих животных), но, тем не менее, ужасы не описываются во всех подробностях, а конец счастливый.
Немаловажен следующий момент: в младшем школьном возрасте дети склонны к «исследованию» и часто делают довольно неожиданные для взрослых и неординарные выводы. Поэтому приучать ребенка к сознательному выбору можно, уже начиная с этого возраста.
Детям подросткового возраста эту тему нужно преподносить совершенно по-иному. Как известно, одна из отличительных черт этого возрастного периода — негативизм, и грамотный учитель может направить его в нужное русло при изучении биоэтики: ведь тут речь идет об идеях, которые противоречат традиционным устоям. Вот почему при обучении детей среднего школьного возраста целесообразно сосредоточить внимание на следующем. Первое: анализ информации, которую человек получает через СМИ — насколько по-разному может быть преподнесено одно и то же явление, событие и т. д., насколько достоверна и объективна предлагаемая информация. Второе: именно в подростковом возрасте в силу психологических особенностей детям легче всего понять, сколь подвижен мир, сколь относительны и условны принятые ныне нормы поведения; поэтому имеет смысл сравнить — как человек относился (и относится) к животным в разное время, в разных странах.
Если подросткам действительно грамотно преподнести биоэтику, у них, возможно, даже сгладятся многие трудности переходного возраста, такие как стремление идти наперекор, возникновение вредных привычек и т. д. Вместо этого, уже в столь юном возрасте у ребенка появится готовность бороться с несправедливостью, желание высказать свое мнение. Поняв, что в мире существует действительно много зла, на которое традиционно обращается недостаточно внимания, ребенок сможет направить на него свой потенциал, и при этом у него отпадет желание растрачиваться на субъективные мелочи, такие как протестные формы поведения и т. д.
В среднем школьном возрасте, в отличие от младшего, дети все чаще стыдятся своего сострадания. И вместе с тем, в этом возрастном периоде как никогда еще свойственна тяга к справедливости, к равенству. Вот почему преподнесение проблем биоэтики для подростков предпочтительно начинать с общего разговора об эксплуатации, о социальном неравенстве, а к теме животных как таковой переходить потом. Так учеников легче вызвать на серьезный и откровенный разговор о правах животных.
В среднем школьном возрасте у ребенка расширяется география вопросов: если для ученика младших классов тема разговоров и осязаемая область чаще ограничивается домом, школой, родным городом, то в сознании подростка уже ясно вырисовываются многие страны. Этому способствует и школьный курс: в средних классах дети начинают изучать историю, которая переносит их в разные времена и страны, на уроках биологии и географии изучается тысячелетняя эволюция мира, в учебниках иностранного языка значительное место занимают тексты страноведческого характера и т. д. Обычно в этот период повышается осведомленность детей о новостях общественно-политической жизни. Вот почему на занятиях по биоэтике ученикам можно предлагать более разнообразную информацию, такую как новости, касающиеся зоозащитного движения в разных странах.
В этом возрасте можно начать разговор об экспериментах на животных, в частности — о тестировании на животных косметических и гигиенических средств. Тему экспериментов на животных в медицине в этом возрасте еще лучше не затрагивать, так как это более сложный вопрос, имеющий «выходы» во многие серьезные сферы.
Также в среднем школьном возрасте уже целесообразно обсудить такой вопрос как регулирование численности собак и кошек. Это важно и для тех, у кого животные есть (чтобы они по возможности стерилизовали своего питомца), и для тех, у кого их нет (чтобы знали истинное положение вещей). В отличие от младших школьников, подростки уже способны понимать, что у всего в этом мире есть свои плюсы и минусы, поэтому при решении проблемы нужно выбирать путь с наименьшими потерями. В более старшем возрасте занятия на эту тему уже, как правило, не столь эффективны, потому что интерес к домашним животным ослабевает.
Особый вопрос — как преподнести детям тему страданий животных и не вызвать у них при этом психологический шок. Считается, что жестокие сцены можно показывать детям, начиная с 12 лет, а особо брутальные кадры — с 16 лет. Основное правило при показе видеофильмов, содержащих жестокие сцены, следующее: учителю необходимо разъяснить ученикам, что такая жестокость может быть остановлена, если люди захотят внести в свою жизнь определенные коррективы. Так у подростков появится положительный настрой. При этом также важно дать конкретные цифры: сколько животных спасает человек, полностью или частично отказавшийся от неэтичной продукции. Обычно в представлении людей эти цифры очень занижены. Если ученик после просмотра страшного фильма или фотографий будет знать, что он сможет спасти от такой участи сотни животных, то у него не останется чувства безысходности, мыслей о необходимости насилия, убеждения, что побеждает сильнейший. Но только нужно тщательно выбирать, что показывать в классе: значительная часть подобных кадров носит настолько жестокий характер, что их детям показывать нежелательно (а если и допустимо, то в крайне ограниченном количестве).
В старшем школьном возрасте у юношей и девушек наблюдается более аналитический подход к получаемой информации. В отличие от предыдущих возрастных групп, они самостоятельнее в своих суждениях, стараются взвешивать все «за» и «против», прежде чем принять или не принять ту или иную точку зрения. Одновременно в этом возрасте утверждается большинство стереотипов, свойственных взрослым.
Вот почему при работе с этой возрастной группой целесообразно уделить значительное место рассмотрению различных законов, постановлений, касающихся гуманного отношения к животным (например, законов о запрете звероводства и тестировании косметики), отношения официальной медицины к вегетарианству и т. д. Так школьники смогут получить определенную фактическую информацию, понять, что законы, имеющиеся в нашей стране, не соответствуют полностью положению дел с защитой животных в мире. Одновременно это поможет разрушить ходячие стереотипы относительно животных, правильного питания и т. д., которые у них уже начали формироваться.
В этом возрасте желательно подробно рассмотреть вопрос об экспериментах на животных в медицине. Во-первых, у школьников уже накоплен некоторый запас естественнонаучных знаний, что упростит для них понимание этой трудной темы. Во-вторых, у них уже есть определенный навык соотносить причину и следствие (что необходимо при изучении данного вопроса). В-третьих, они уже более независимы от старших, и это позволит избежать конфликтов.
Старшие классы — это период, когда школьники выбирают себе профессию, и учитель, ведущий с ними разговор о проблемах биоэтики, может помочь им в этом. А именно, рассказать, как, в какой степени те сферы деятельности, о которых задумываются дети, связаны с защитой животных, рассказать о наиболее гуманных профессиях. Особое внимание желательно обратить на тех, кто собирается выбрать профессию врача, ветеринара или биолога (в частности, предупредить их о том, что во многих естественнонаучных вузах и факультетах практикуются опыты над животными, рассказать, как можно отказаться от них).
В этом возрасте (то есть, с 15 лет) детям уже допустимо показывать жестокие кадры (такие, как в фильме «Пусть они живут»). Показ кадров, где присутствует жестокость, нежелательно проводить в конце занятия: из-за сильных отрицательных впечатлений ученики могут замкнуться в себе, переживать увиденное молча, терзаться сомнениями; ими может овладевает чувство безнадежности, что, разумеется, не является целью гуманного образования. После просмотра тяжелых сцен дети обязательно должны иметь возможность выразить свои мысли и чувства. Наблюдения показывают, что школьникам легче открыться, если они говорят о фильме в небольших группах. И самое главное, как уже говорилось выше, за страшными кадрами обязательно должен последовать жизнеутверждающий, оптимистичный вывод, к которому учитель подводит детей. При таком построении урока ученики уйдут с урока не с чувством отчаяния и бессилия, а с желанием и готовностью изменить ситуацию к лучшему.
Учителю также нужно учитывать особенности психологии девочек и мальчиков. Девочкам особенно важно разъяснить необходимость действия и ответственности, а мальчикам привить чувство единения с природой, уменьшить их склонность к доминированию. Всегда необходимо помнить об укладе, нередко господствующем до сих пор, когда мальчиков и мужчин воспитывают как добытчиков, часто учат охотиться, рыбачить и т. д., в то время как девочки и женщины призваны воспитывать и заботиться о других (включая осиротевшего птенца, травмированного кота или собаки). Во всяком случае, такая традиционная модель нередко до сих пор прививается в российской глубинке. При этом женская забота часто рассматривается как одно из проявлений слабости и посему не воспринимается всерьез. Более того, как показывают наблюдения, женщин, вступающих в борьбу за права животных (и в России, и на Западе), нередко тоже не воспринимают всерьез. В принципе мальчики и юноши могут быть преданными освобождению животных, но подчас этого не происходит — и не потому, что они не любят животных, а оттого, что стесняются выразить сочувствие к такой «справедливости», «поступить правильно», «проявить слабость».
Вот почему важно, чтобы сознание ребенка гармонично сочетало в себе разум и чувства. Мальчиков и юношей очень важно стимулировать в социальном плане, поддерживать тех, кто стремится исследовать свое отношение и чувства к животным и природе, чтобы взять ответственность за свое поведение и за социальные изменения. Девочкам же более серьезно растолковывать конкретные данные на тему биоэтики, чтобы они умели разъяснять свою позицию, приводя жесткие аргументы.
Известно, что разные люди воспринимают информацию по-разному. Для одних важны визуальные образы (диапозитивы, видеофильмы, плакаты, фотографии, метафорические и метонимические сравнения и т. д.), в то время как другие лучше воспринимают информацию на слух. Существует и третья группа людей, для которой наиболее эффективный способ обучения — это выполнение каких-либо действий. На эту особенность психики следует обратить наибольшее внимание, если количество занятий ограничено. В этом случае нужно максимально разнообразить подходы, чтобы донести информацию до всех: сочетать или чередовать такие формы, как лекция, изложение фактов и статистических данных (для учеников, лучше воспринимающих на слух), различные виды деятельности (для тех, кому особенно важны действия, видеофильмы, фотографии, слайды (для «зрителей»), рассказы (для тех, кто поддается воздействию воображения и эмоций). Например, если на занятии речь идет о животных в неволе, можно соорудить клетку (чтобы новая информация была оценена теми, кто лучше воспринимает путем действий), показать видеофильм или фотографии (для тех. кто воспринимает визуально), рассказать о жизни животных в неволе (для учеников с богатым воображением, а также для тех, кто склонен к восприятию информации на слух).
ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как уже говорилось, биоэтика в школе подразумевает одновременно (1) получение теоретических и практических знаний, (2) нравственное воспитание. То, что предложено в этом разделе, может быть проведено учителем любого предмета (вне зависимости от того, введены в него элементы биоэтики или нет), а также классным руководителем.
Естественно, что для понимания животных, для обретения умения чувствовать их потребности, ребенку необходимо не только говорить о животных, но так или иначе общаться с ними. В идеале для формирования этичного отношения к животным разговоры о различных нравственных проблемах желательно сочетать с наблюдениями за жизнью животных, за их повадками. Традиционно эта задача решается просто: ребенка водят в зоопарк, в цирк, в дельфинарий и т. д. Но содержание животных в неволе сомнительно с этической точки зрения. Кроме того, подобные заведения имеют целый ряд «педагогических дефектов». Они менее всего способствуют выполнению главной задачи биоэтики — формирования такого мышления, при котором ребенок одинаково уважительно относился бы как к редким животным, так и к тем, кому исчезновение не грозит, как к экзотам, так и к «близким соседям». Не говоря уже о том, что посещение зоопарков, цирков приучает ребенка к мысли, что ради удовлетворения человеческого любопытства животное можно вырвать из естественной для него среды обитания и посадить в клетку. Интересно, что при первом посещении зоопарка дети нередко спрашивают старших, не скучно ли животным в клетках. К сожалению, обычно им приходится слышать в ответ, что в зоопарках животным все равно лучше, чем на воле, так как они в безопасности, их хорошо кормят и т. д. Кроме того, посещение зоопарка нередко становится для ребенка всего лишь поводом для «попутных развлечений» (типа катания на американских горках, покупки лакомства и т.д.). Дейл Марцеллини, работник Вашингтонского Национального зоопарка, и некоторые его коллеги даже провели специальное наблюдение на этот счет: в течение нескольких лет, начиная с 1991 года, они зафиксировали поведение примерно 700 посетителей зоопарка. Выяснилось, что большая часть людей совсем мало интересовалась жизнью животных, их повадками. Наиболее часто употребляемые слова применительно к животным: «грязный», «смешной», «странный», «очаровательный», «уродливый». Примерно 60% людей занимаются в основном тем, что гуляют, едят, разговаривают на свои темы и т. д. В среднем посетители проводят у клеток с животными не более минуты! И это, в общем, неудивительно: ведь животные в маленьких клетках, где нельзя ни наблюдать их естественное поведение, ни узнать о них что-либо новое, — мало интересное зрелище.
На самом деле, общаться с животными ребенок может ежедневно и ежечасно. Для этого даже не надо заводить домашнее животное. Взрослые могут обращать внимание ребенка на окружающую его природу, поддерживать интерес к ней. Дети поначалу инстинктивно чувствуют природу, испытывают потребность общаться с животными (вспомним маленьких ребятишек, увлеченно наблюдающих за муравьями или за птицами у кормушки). Но со временем им это наскучивает, начинает казаться обыденностью, потому что в школе и дома им приходится слышать, что защищать надо редких животных, на них концентрируется главное внимание.
Многие учителя организуют в классе зооуголки, но и этого делать не стоит. В зооуголках обычно содержатся животные, которые должны жить в дикой природе. То есть зооуголок приучает детей к той же мысли, что и зоопарк. В школе животным обычно не удается создать адекватные условия для нормальной жизни (взять хотя бы постоянный шум). Также, к сожалению, бывают случаи, когда обитатели зооуголков становятся жертвами жестокого обращения со стороны детей.
Очень часто педагоги и психологи советуют родителям купить ребенку какое-нибудь животное — мол, так он станет добрее, ответственнее и т. д. Конечно, в этом есть своя правда, но есть и оборотная сторона. Ребенок (особенно младшего возраста) часто не способен нести ответственность за животное — он может заиграться и забыть о нем, оставить его голодным и т.д. Учителю нужно ясно объяснять детям и родителям, что животное в доме — член семьи, и решать вопрос о приобретении животного нужно всем вместе, заранее распределив обязанности по уходу за животным, определив свои возможности — держать животное до его естественного конца. Ребенок не может оценить всей важности этого шага. Никому не нужное в семье, мешающее животное — это не средство для воспитания добрых, гуманных чувств.
Привить ребенку любовь к самым привычным формам жизни можно разными способами. Хороший способ разработан в Германии, где он успешно практикуется. В течение года дети 8-12 лет наблюдают небольшой участок земли (размером примерно в 2 листа бумаги формата А4) и составляют дневник — либо каждый для себя, либо группой. Наблюдения в дневнике могут фиксироваться самыми разными способами, среди них: описания, зарисовки, фотографии, сочинение историй и т. д. Не нужно только переписывать длинные тексты из научных книг. В конце года проводится конкурс на лучший дневник. А чтобы ребятам было веселее и легче работать, организация «Объединенная молодежь Баден-Вюртемберга» издает специальный журнал «Навозный жук», в котором от имени животных рассказывается много интересного для детей об их жизни, а также дается подсказка, на что лучше всего обратить внимание в то или иное время года.
Или другой способ, который подходит для младших школьников. Можно дать детям задание: отправляясь на прогулку, записывать всех попадающихся им животных, указывать место, где они их встретили и т. д. Другой вариант — пойти всем классом на такую прогулку и вместе отмечать животных, на которых в обычной жизни никто не обращает внимания. При этом учитель обращает внимание детей на особенности поведения тех или иных животных. Не говоря уже о таких традиционных способах наблюдения за животными как кормление птиц, собак, кошек, строительство скворечников. А на школьном участке можно посадить цветы и кустарники для насекомых (и при этом подчеркнуть детям, что посадка этих растений производится для самих насекомых, чтобы они смогли их опылять и таким способом добывать себе пищу). Так дети смогут и позаботиться о животных, и наблюдать за ними.
Отдельный вопрос — звуки природы, голоса разных животных. Это тоже очень эффективный способ воспитания. Прослушивая их, дети могут представлять себе то или иное животное, думать о его настроении. Особенно полезны такие задания, когда детям даются на прослушивание голоса одного и того же вида животных. Так ребенок учится индивидуализировать животных, лучше чувствовать их потребности, знакомится с их жизнью. Со временем прослушивание голосов животных начнет вызывать у учеников определенные чувства и эмоции. Немало интереса доставит детям составление альбомов с голосами животных (самостоятельная запись, систематизация).
Аналогичный способ — танцы, где изображаются животные. То есть, дети познают уникальность тех или иных животных через грацию, пластику танца. В Европе и США широко используется этот альтернативный способ приобщения к животным: в школы по приглашению выезжают специалисты по гуманному образованию, а также танцоры, и совместно они проводят урок. Выпускаются специальные видеокассеты.
Эти виды деятельности требуют эмоциональной работы, в результате у ребенка развивается душевная тонкость, чуткость, стремление добраться до первооснов. Не говоря уже о том, что параллельно происходит эстетическое воспитание.
Учитель также может приучить детей к заботе о животных (как домашних, так и диких), к осознанию того, какие опасности им могут угрожать. Например, отправляясь на прогулку, учитель подсказывает детям, что хорошо бы убрать банки, лески и прочий мусор, который может навредить животным. При уборке помещения, школьной территории можно рассказать ученикам о том, как обрабатывать отходы, чтобы они представляли минимум опасности для животных (например, завязывать пластиковые пакеты, разрезать веревки на мелкие кусочки, чтобы мелкие зверьки, например, ежи или мыши-полевки в них не запутались). Важно обращать внимание учеников на эти меры предосторожности как можно чаще, чтобы сами дети привыкли принимать в расчет животных всегда, даже когда совершают самые привычные действия. Хотя подобная заботливость может показаться в нашей стране странной, она уже достаточно привилась на Западе.
Для учителя исключительно важно приучить детей помогать животным, попавшим в беду. Прежде всего, желательно регулярно интересоваться, не встречались ли им животные, которым требуется помощь. И, в свою очередь, рассказывать о своем опыте спасения животных. Детям необходимо внушить мысль, что спасение животных (здесь имеются в виду экстренные случаи) — это столь же важно, как помощь любому пострадавшему. Учитель может разъяснить детям, куда звонить, к кому обращаться, если они стали свидетелями того, что животное попало в экстремальную ситуацию.
Особо следует рассмотреть такую проблему как знакомство детей с законодательством в защиту животных. Наверняка многие дети сталкивались с убийством животных. Наблюдения психологов показывают, что в таких случаях дети очень страдают от своей беспомощности, незнания как помочь, и их пассивность со временем усиливается. Учеников, а также их родителей, желательно познакомить со статьей 245 УК РФ («Жестокое обращение с животными»).
Далее такой вопрос. Как учителю действовать, если кто-то из учеников проявляет жестокость по отношению к животным. Любому педагогу необходимо помнить, что жестокость к животным и жестокость к людям обычно имеют один корень. И ведущие педагоги, а также активисты организаций за права животных рекомендуют в таком случае следующее. Прежде всего, по возможности, направить ребенка к школьному психологу, причем сделать это предельно тактично. Самому учителю также следует вникнуть в его проблемы. Ведь жестокое обращение с животными у детей — это чаще всего признак ожесточенности, злости на окружающий мир. И хороший учитель, способный вызвать к себе доверие ребенка, может настроить его на положительный лад, показать ему, что в этом мире существует не только зло, разрешить проблему в корне.
Кроме того, разумеется, нужно постоянно, на самых разных примерах показывать, что жестокое обращение с животными — это зло. Как известно, дети копируют поведение взрослых, как хорошее, так и плохое. Очень часто ребенок жестоко относится к животным лишь оттого, что ему внушают, что животные не достойны этичного обращения; поэтому так важно укрепить в сознании ребенка противоположную мысль.
Если ребенок рассказывает, что кто-то из членов его семьи жестоко обращается с животными, его также по возможности следует отправить к школьному психологу. Или, при отсутствии психолога, хотя бы учителю следует доверительно поговорить с этим учеником. Дело тут не только в том, что ребенок может взять со своих близких отрицательный пример. Некоторые дети рассказывают о том, что с его домашним любимцем обращаются жестоко, но умалчивают про жестокое обращение к ним самим. Вероятно, для разрешения проблем потребуется обращаться в органы опеки и попечительства, а животное пристроить надежным людям или определить в приют.
Если педагог встречается с жестоким обращением с животными, то можно воспользоваться также опытом В. А. Сухомлинского, которым он делится в книге «Сердце отдаю детям». Однажды к нему в школу пришел ученик, которого родители заставляли ловить и убивать птиц. А главное, для него удовольствие было разорять гнезда и наблюдать за страданиями птенцов. Учитель сразу постарался показать этому ребенку, что в мире есть не только зло. Кроме того, он дал ему задание: приносить корм для раненого дятла, которого спас кто-то из учеников. Мальчик охотно согласился выполнять поручение. Сначала, разумеется, ему просто нравилось слышать слова одобрения от учителя и товарищей, но потом он увидел в маленькой птичке живое существо. Постепенно в нем проснулось сострадание к животным, которое с течением времени только укрепилось. Точно так же любой учитель может поручить детям, которые проявляют жестокость к животным, сделать, например, кормушку для птиц или кормить бездомных собак, которые живут рядом со школой. При этом в процессе наблюдения или ухода за животными показывать, насколько им нужна любовь и забота. А тех детей, которые относятся к животным этично, следует попросить, чтобы они высказывали одобрение своего товарища за заботу о животных, за все более заметный гуманизм.
Чтобы выработать в детях действительно этичное отношение к животным, нужно следить за всем, в том числе за своей речью. Учитель ни в коем случае не должен употреблять слова и выражения, в которых животные представлены в уничижительном виде (например, «свинство», «ослиное упрямство» и т. д.). В сознании ребенка возникает пропасть между человеком и животными, формируются различные предрассудки о животных отчасти из-за подобных составляющих повседневной жизни. Ведь даже если в школе дети постоянно слышат об этичном отношении к животным, такие мелочи, как выражения, представляющие животных в негативном свете, откладываются в детском подсознании. Очень важно, чтобы учителя препятствовали употреблению подобных выражений и детьми. Нужно разъяснить, что такие выражения употреблять нехорошо, несправедливо по отношению к животным (аналогично тому, как старшие объясняют детям, что нельзя употреблять нецензурные слова, что это указывает на невоспитанность человека и т. д.) .
В школьной жизни немаловажна такая проблема как возможное наличие в здании мышей, тараканов и т. д. Никто (в том числе и защитники прав животных) не спорит, что присутствие таких животных противоречит санитарным нормам; вместе с тем, борьба теми методами, которыми она традиционно проводится, крайне отрицательно влияет на нравственное становление учеников, особенно младшего школьного возраста. Поэтому тут можно порекомендовать следующее. Во-первых, учитель может целенаправленно приучать детей к порядку. Многие дети считают уборку одним из самых скучных дел, а аргумент, что в чистом помещении приятнее находиться, для них малоубедителен. Вместе с тем, в условиях биоэтического воспитания этот скучный процесс может обрести для них новый смысл: ведь заделанные щели и убранный мусор — это залог того, что не заведутся животные, печальная судьба которых в противном случае предрешена. Кроме того, учитель может рассказать детям о гуманных способах выдворения нежданных гостей, таких как живоловки для мышей. Можно даже стимулировать познавательный интерес учащихся: предложить им самим побольше узнать о том, как можно справиться с так называемыми вредителями, не нанося им вред. А потом испытать все это на практике.
Чтобы дети могли получать больше информации о правах животных, в школьной библиотеке желательно иметь книги на соответствующую тему. А чтобы стимулировать интерес детей к ним, нужно как можно чаще напоминать об их существовании, указывать, что в них содержится информация, которую больше нигде нельзя найти. Классному руководителю желательно всячески поощрять детей, которые берут и читают эти книги (например, давать маленькие призы). При этом важно следить, чтобы они действительно их читали (а не брали с одной целью — оставить запись в карточке для получения поощрения, награды). Это можно сделать посредством бесед о прочитанных книгах и т. д. Также в библиотеке обычно есть стенд книг, на которые обращается наибольшее внимание. Желательно, чтобы на этом стенде всегда были книги и другие печатные издания о защите животных. Литературу нужно менять в соответствии с памятными датами, событиями и т. д. Получить такие книги можно через организации по защите животных. Школы могут оформить также подписки на периодическую печать по защите животных (как российскую, так и иностранную), в особенности, на те издания, которые распространяются бесплатно (например, на материалы программы «Раздели мир»).
Еще нужно помнить о том, что в классе, возможно, есть дети, которые боятся животных. В этом случае рекомендуется действовать так. Сначала желательно изучить научнопопулярные тексты об их поведении, выяснить, почему собака догоняет, когда от нее убегают, что значат ее позы (например, когда она ложится перед человеком на спину и т. д.). Потом показать фотографии, фильмы о поведении разных животных, чтобы дети научились распознавать агрессивное и неагрессивное поведение, поняли, что провоцирует агрессию. И, наконец, по возможности привести к ребенку животное. Сначала контакт происходит через стекло, а потом, если ребенок не проявляет страха, стекло можно убрать.
Кроме того, учитывая реалии современной российской жизни, нужно предупредить всех детей об опасности, которую несут бойцовые собаки с активизированным геном агрессивности. При этом очень важно сделать это так, чтобы ребенок не начал видеть в бойцовых собаках врагов, подлежащих уничтожению, понял, что собаки не виноваты в том, что человек специально активизировал у них ген агрессивности, что наличие такого гена — это не вина, а беда животных. Детей, имеющих собаку бойцовой породы, и их родителей нужно призвать к максимальной осторожности (то есть, не делать никаких резких движений перед собакой, не играть с ней в игры, которые могут спровоцировать агрессию и т. д.).
С этим вопросом смежен другой, еще более серьезный вопрос — есть ли в классе дети, которые когда-либо пострадали от животных (или у которых от животных пострадали родные, близкие). В таком случае рекомендуется сначала показать ребенку, что большинство животных беззащитны перед человеком, разбудить в нем жалость к слабейшим. Если есть возможность, можно связаться с ветеринарной клиникой или приютом, получить информацию о том, какие туда поступали больные животные, выбрать особенно трогательный случай и рассказывать ребенку, как проходит лечение этого животного, как оно выздоравливает. Желательно показать ребенку маленьких детенышей — щенят, котят, цыплят и т. д. Законы психологии таковы, что облик детеныша чаще всего вызывает чувство нежности, желания заботиться. Причем это нередко заложено на подсознательном уровне, поэтому общение с обаятельными малышами, эмоции, испытуемые при этом, могут оказаться сильнее, чем приобретенное враждебное отношение к животным. Постепенно можно знакомить ребенка с другими животными. В какой-то момент к работе следует подключить родителей ребенка — ведь нередко именно они настраивают его на враждебное отношение к животным. Им необходимо предоставить как можно больше научной информации, чтобы показать, что произошедший в их семье несчастный случай — это всего лишь разовое, пусть и очень неприятное явление.
Очень часто учителя беседуют с детьми о свободном времени, о том, как его можно провести с пользой и удовольствием. В разговорах на данную тему можно рекомендовать такой отдых, который бы меньше всего вредил животным и экологии. Особенно подобный разговор актуален перед каникулами. Например, путешествие на лодке гораздо меньше вредит природе и животным, чем на водном мотоцикле (так как лодка с веслами экологически безопаснее, от нее не страдают рыбы, не размываются берега).
Определенную помощь при введении биоэтики в школу и проведении воспитательной работы могут оказать организации по защите животных, приюты, реабилитационные центры для диких животных и т. д. Помощь по уходу за собаками и кошками в приютах — это прекрасный способ общения с животными, а также трудового воспитания и прохождения практики. Уход за животными, как форма воспитания для детей и подростков используется во многих странах. В Эстонии, например, уже много лет действует Таллинский летний лагерь, в котором подростки от 12 до 18 лет опекают брошенных животных. В России подобная практика начала вводиться в Перми: там с 2003 года действуют подростковые отряды, взявшие на себя заботу о бездомных животных. Ежедневно школьники приезжают в приют для собак и кошек, оставшихся без хозяев, и помогают сотрудникам убирать территорию, готовить еду для четвероногих питомцев, ухаживать за больными и ранеными животными, учатся понимать их.
Организации по защите животных могут помочь в проведении конкурсов, оказывать информационную поддержку. Также организации по защите животных и приюты могут помочь, если учитель и/или ученики сталкиваются с жестоким обращением с животными или находят больное животное. В настоящее время многие крупные организации по защите животных за рубежом имеют отделения для детей и подростков. Создание таких отделений в России и участие в них могло бы стать отличным способом проведения досуга, тем более что в наши дни проблема с организацией свободного времени у детей стоит особенно остро. Благодаря сотрудничеству с зоозащитными организациями можно восстановить положительный опыт советского времени, когда дружили классы и школы из разных городов и даже стран (поскольку в зоозащитных организациях обычно имеется база данных по школам, где введены программы по биоэтике). Сейчас при помощи работников таких организаций дети могут связаться со своими сверстниками, также изучающими биоэтику, рассказывать друг другу в письмах, что они делают для защиты животных, обмениваться опытом, и между классами завяжется дружба.
Если говорить обобщенно, то учителю желательно стремиться к следующему:
• Говорить о культурных, научных, духовных, этических и философских традициях, рассматривать, как в них затрагивается тема тех или иных животных.
• Прилагать все усилия к тому, чтобы животные, ранее исключенные из этического круга, были в него возвращены в рамках учебного процесса, чтобы тема животных преподносилась с уважением, состраданием.
• Исследовать и показывать детям связь между жестокостью к животным и жестокостью к людям.
• На протяжении всего учебного процесса показывать на собственном примере уважительное, сострадательное отношение к животным.
• Создавать в классе и школе обстановку, которая способствовала бы этичному отношению к животным и их защите.
• Исследовать то, как можно облегчить страдания животных (как конкретных животных, так и в глобальном масштабе), и работать над этим.