Ремонтные работы на дороге в светлое будущее
Почти ни одной хорошей автоновости за весь 2005 год
Между тем практически ни один из новостных поводов уходящего года нельзя назвать радостным.
Последние вздохи российского автопрома
До последнего времени все думали, что "эта музыка будет вечной". Мы верили, что и через десять лет с конвейеров будут сходить "Жигули" и "Волги", маленькая "Ока" и оцинкованный "Иж". Тем более, что правительство сделало все необходимое для их счастливого существования, подняв пошлины на ввоз иномарок и лишив российские машины главных конкурентов.
Но даже такие тепличные условия не помогли нашим легковушкам. Они безнадежно устарели и, что не менее важно, значительно подорожали, приблизившись по стоимости уже не к подержанным, а к новым машинам зарубежного производства.
В 2006 году, когда в России вступят в силу экологические нормы Евро-2, многим из выпускаемых ныне машин понадобится модернизация. Вместе с ней свое главное достоинство - низкую цену - они потеряют окончательно.
О том, что с нынешней производственной программой "далеко не уплыть", знали все автопроизводители. Поэтому в конструкторских бюро велась разработка принципиально новых моделей. Тот же ГАЗ готовил внедорожник ГАЗ-3106 и легковушку ГАЗ-3115. Последняя должна была сменить на конвейере "Волгу", выпуск которой продолжается без малого 40 лет.
Но в минувшем году стало понятно, что эти машины, с одной стороны, будут существенно дороже нынешних, а с другой - вряд ли станут такими же надежными и безопасными, как иномарки.
К тому же в России есть очень серьезные проблемы с производством автомобильных комплектующих. В первую очередь, это низкое качество деталей, а во вторую - очень скудный ассортимент. Скажем, у нас до сих пор не производят АБС или подушек безопасности, современных дизельных моторов и много чего еще.
Реанимация иномарками
В 2005 году все без исключения российские автозаводы оказались в плачевной ситуации - с устаревшей продукцией и постоянно падающим спросом на нее.
Традиционно в такой ситуации государство протягивало "руку помощи" - повышало пошлины на ввоз иномарок. Соответствующий законопроект был подготовлен и в 2005 году. Планировалось уменьшить возрастной ценз на ввозимые машины до пяти лет.
Однако чиновники довольно быстро "замяли" свою инициативу, осознав, что подобными действиями уже ничего не добиться. Так же быстро в октябре появлялись и исчезали нормативные документы, направленные на "запрет правого руля".
Главная причина в том, что конкурентами отечественных марок теперь являются не подержанные иномарки, а новые "Форды", "Рено" и "Хенде" российской сборки. Бороться с ними бессмысленно, потому что единственным результатом такой борьбы будет навсегда отбитое у иностранных автоконцернов желание вкладывать деньги в Россию.
Поэтому власти решили действовать "от противного". Вместо поднятия пошлин на автомобили, правительство разрешило беспошлинный ввоз некоторых комплектующих. Соответствующее постановление №166 было принято 29 марта 2005 года.
Этот документ разрешает автосборочным предприятиям, получившим соответствующий статус, беспошлинно ввозить из-за границы необходимые для конвейера детали - автокомпоненты. Такие льготы, согласно постановлению, действуют лишь несколько лет, после чего необходимо либо перенести производство комплектующих в Россию, либо снова платить пошлины на общих основаниях - по ставке 15 процентов.
И тут началось самое интересное. Постановлением №166 решили воспользоваться не иностранные автопроизводители, а российские заводы.
Сначала "Иж-Авто" прекратил выпуск "Оды", затем ГАЗ объявил о том, что новой "Волги" не будет, а старая через пару лет перестанет сходить с конвейера. Последним сдался ЗМА - бывший филиал КамАЗа, производящий автомобили "Ока". В следующем году выпуск микролитражек будет прекращен.
Готовимся к похоронам "Волги"
Теперь все эти заводы будут собирать иномарки. "Иж-Авто" уже наладил выпуск Kia Spectra, ЗМА взялся за внедорожники SsangYoung. А ГАЗ, скорее всего, будет делать индийские джипы Mahindra.
С одной стороны, хорошо, что эти автозаводы не обанкротились, как "Москвич", а нашли свое место под солнцем. С другой - с переходом на сборку иномарок неизбежны массовые увольнения рабочих.
К примеру, на "Иж-Авто" штат сократился - с 12 до 6, а в перспективе уменьшится до 4,5 тысяч человек. Под сокращение в первую очередь попали сотрудники "непрофильных" производств - люди, делавшие комплектующие.