Психология бизнеса. Советы предпринимателям. Как вести успешный бизнес
Относись к себе так, как хочешь, чтобы к тебе относились другие.
Если вы бывали на моих тренингах и вебинарах, то вы знаете, что я очень много говорю о том, что предприниматель должен заботиться о своих клиентах, сотрудниках, партнерах, об окружающей среде. Бизнес очень сильно влияет на тех, кто с ним соприкасается и это накладывает особую ответственность на владельца бизнеса. Но при это я подчеркиваю, что не стоит забывать о себе, так же ответственно и заботливо относиться к себе и не забывать о своих интересах.
У многих людей есть вопрос, как найти ту «золотую середину» между эгоизмом и альтруизмом. А кто-то и не берется ее искать, а просто выбирает для себя одну из крайностей. Об одной из них я и хочу поговорить в сегодняшней статье.
Недавно у одной моей знакомой произошла очень неприятная ситуация, которая крайне негативно сказалась на ее бизнесе. Кристина – человек-солнце и по совместительству собственник небольшой сети магазинов. Она очень искренний, оптимистичный и альтруистичный человек. Ее альтруизм – это не поза и не самопиар, она искренне любит и поддерживает всех людей, которые работают вместе с ней. Она делает все, чтобы людям рядом с ней было хорошо. И вот недавно ее компанию серьезно обворовали. Сразу было понятно, что это сделал кто-то из своих, из тех, кто имел доступ к внутренним документам. На протяжении двух месяцев шло расследование, в итоге вора поймали, им оказался один из старожилов компании, человек, на которого Кристина подумала бы в последнюю очередь.
Это два месяца сильно подкосили бизнес и саму Кристину. В итоге она оказалась в кабинете психотерапевта и… задалась вопросом, что она делает не так. Кристина всерьез задумалась о том, что быть может такому человеку как она не место в бизнесе.
Когда мы обсуждали с ней эту ситуацию, стали выясняться очень интересные вещи. Дело в том, что тот сотрудник уже давно проявлял себя не так хорошо, как в самом начале их деловых отношений. Было множество весьма тревожных признаков, на которые Кристина могла бы вовремя обратить бы внимание и возможно смогла бы предупредить эту ситуацию, если бы…
Если бы не руководствовались в жизни Библейской заповедью: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Она судила людей по себе и объясняла мотивы их поведения со своей точки зрения. Когда стали появляться первые тревожные признаки, она сама придумала миллионы оправданий тому сотруднику, лишь бы не смотреть правде в глаза и не увидеть, что человек готовит плацдарм для будущего предательства.
Какими бы ни были правильными ее действия и благородны порывы, ее внутренний настрой не совсем верный, и потому приводит к огорчениям и разочарованиям в людях. Более корректным был бы лозунг «относись к себе так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие». Если посмотреть на эту ситуацию, то мы видим, что Кристина реально хорошо относится к людям, но отдает при этом слишком много. Она забывает, что в отношениях нормальным является взаимный обмен, когда получение и отдача равноценны, именно тогда устанавливается равновесие. Равновесие нарушается, когда человек только берет, мы такого человека называем эгоистом, но, когда человек только отдает, это тоже плохо, потому что он поощряет эгоизм в других людях и позволяет относиться к себе не достойно.
Есть люди, которые тоже готовы в обмен отдавать, но есть эгоисты, для которых такая ситуация очень удобна, они могут только брать, зная, что она ничего взамен требовать не будет. Через какое-то время такой альтруист видит, что люди оказываются неблагодарными или предателями, и возникает большое чувство обиды, как же так! Чтобы таких ситуаций не возникало, надо не забывать о равновесии – не только бесконечно отдавать, но и оценивать, а как люди ко мне относятся, что я получаю взамен? А может быть, этот человек присосался как пиявка, и когда получит все что хочет, предаст меня? Если я позволяю какому-то человеку относиться к себе так, как я считаю неуважительным, соответственно, я демонстрирую всем вокруг, что ко мне так относиться можно, что это нормально. И привлекаю еще больше таких людей?
Как это относится к бизнесу? Когда у человека есть такой перекос, это очень хорошо видно. Есть такое правило, что клиент всегда прав, и многие компании строятся по такому принципу, что все делается для клиента и готовы терпеть абсолютно любого хама. Сотрудники в такой компании очень быстро перегорают, потому что от них требуют отдавать, отдавать и отдавать, и они оказываются виноватыми даже к ситуации столкновения с неадекватными людьми.
В случае с Кристиной, у которой в ценностях доброе и человечное отношение к людям, то она должна ждать такого же отношения от других. Набирать сотрудников, которые поддерживают подобные взгляды и постоянно проверять это соответствие. Это же касается и клиентов, потому что у нее возникали и неприятные ситуации с клиентами, которые требовали необоснованных привилегий или просто вели себя некорректно.
Очень важно осознать и прописать свои ценности, заложить их в основу бизнеса и транслировать эти ценности не только через канал «отдавать», но и через канал «получать». В приличных ресторанах принято отказывать в обслуживании клиентам, которые ведут себя не корректно. В тех заведениях, где это не принято, можно часто встретить быдло-персонал, которые привык общаться именно на том уровне. Но почему-то не часто этому же правилу следуют в приличных компаниях, вынуждая сотрудников или себя общаться с людьми, не разделяющими ваших ценностей и позволяющих себе такое обращение в ваш адрес, которого вы не позволили бы себе сами.
Подводя итоги, хочу еще раз напомнить, что я не призываю вас становиться прожженными циниками и эгоистами. Я призываю вас не нарушать баланс – отдавать и получать в равной степени. Относитесь к себе так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились другие люди и не допускайте к себе какого-то другого отношения. Окружайте себя единомышленниками и достойными людьми, ведь именно они усиливают вас и ваш бизнес!
Наталья Рачковская