Кризис или перестимуляция?
Если у ребенка стало больше капризов, истерик, агрессии и саботажа и дальше по списку, то одной из первых приходит мысль, что у него очередной возрастной кризис. Есть такое, но почему все чаще не наблюдается промежутка между этими кризисами? Из одного идет плавный переход в другой...
Причиной может быть серьезная проблема современного общества - перестимуляция.
Вы, наверное, за собой замечали, что, даже если в жизни все устаивает, то периодически хочется в тишину, покой, одиночество дач или походов? Так вот это и есть следствие перестимуляции. Что же это за зверь такой?
В силу своего человеческого устройства мы нуждаемся в смене покоя и возбуждения, которое дает стимуляция, в чередовании развития и усваивания того нового, что мы узнали.
Идеальный баланс между тем и другим найти непросто. Если представить, что это равновесие должно быть особенным для каждого отдельного человека, каждой отдельной психики, то оказывается, создать условия, в которых чередование будет гармоничным, еще сложнее. А ещё мы меняемся (дети меняются еще динамичнее), и этот баланс должен меняться вместе с нами...
Сейчас перестимуляция преобладает.
Например, информационная. Поток информации, обрушивающийся на ребенка в течение дня в саду или школе, на дополнительных занятиях, дома при общении родителей и из СМИ, может быть огромен. Не каждый ребенок будет способен успевать обрабатывать и усваивать все то, что он слышит и воспринимает.
Отсюда вытекает и эмоциональная перестимуляция. Обычный городской ребенок вовлечен во множество самых разных коммуникаций и отношений и вынужден поддерживать их за один день. Часто дети не хотят идти в школу или в секцию не потому, что им не нравится занятие, а потому что они устают быть в отношениях с теми людьми.
Необходимость перерабатывать много чувств и реакций может приводить к каким угодно симптомам. Часто соматическая болезнь для ребенка, да и для взрослого – это способ «залечь» дома, лишить себя избыточной стимуляции и переработать все то, что уже было, восстановить силы и стать готовым воспринимать дальнейшую перестимуляцию до очередного соматического срыва.
Для взрослого поведение перестимулированного ребенка может выглядеть, как блажь, лень, саботаж. А он просто бессознательно выбирает один из способов, чтобы защитить свою психику.
Вот несколько советов от психолога Ирины Млодик, которые помогут найти баланс.
Во-первых, начать с себя. Ответить на вопросы: От чего вы устаете? Что вас перевозбуждает? Что вы не успеваете переваривать? И как вы со всем этим обходитесь? Как вы можете изменить вашу жизнь, чтобы восстановить баланс?
Потом принять как факт, что ребенок может качественно отличаться от вас по темпераменту, особенностям нервной системы, структуре характера. Это означает, что у него может быть все иначе.
Поэтому важно понять, как именно он отличается. Для чего вместе с ребенком искать ответы на следующие вопросы. Как он реагирует на разные стимулы? В чем нуждается его психика? Что он плохо переносит? Как успокаивается? Сколько времени ему нужно, чтобы переварить то, что случилось и начать скучать? Как устроить его жизнь так, чтобы у него было как можно меньше необходимости включать не самые творческие способы в виде болезни для защиты от перестимуляции.
Эти на первый взгляд простые шаги помогают предотвратить у ребенка негативные последствия от современного образа жизни, более мягко проходить возрастные кризисы, а взрослым - узнать, как оказать ему поддержку.
Всем доброго времени суток и здоровья!
P.S. Всех психологов с профессиональным праздником! Успехов и благополучия во всех сферах жизни!