Размытая грань между расстройством питания и расстройством пищевого поведения.
Эти явления похожи, но специалисты считают, что расстройства питания предшествуют развитию расстройств пищевого поведения.
Людей, которые придерживаются строгих диет и программ тренировок, часто считают дисциплинированными. В худшем случае, говорят, что они помешаны на здоровье. Если их внешность не режет глаз, такие привычки редко вызывают беспокойство у окружающих, хотя должны бы, ведь они, наряду с перееданием, вполне могут говорить о расстройстве питания.
Диеты или другие привычки, выдающие повышенное внимание к пище и весу, вовсе не новы. Возможно, кто-то скажет, что люди, ведущие такой образ жизни, вдохновляют других на заботу о здоровье. Однако невинные попытки питаться здоровее могут привести к расстройству питания, которое может не подпадать под описание анорексии или булимии. Полностью развившиеся заболевания сравнительно проще заметить, в отличие от неявных форм расстройства питания. Конечно, расстройства пищевого поведения могут развиваться по разным причинам, однако диеты и даже чрезмерное увлечение спортом обычно являются предшественниками этих опасных состояний. Так, когда же стремление к здоровому питанию превращается в серьёзную проблему?
Согласно Национальной организации по совместной работе в области расстройств пищевого поведения, расстроенное питание (это описание, а не диагноз) отличается ограничительными паттернами питания, включая строгие и периодические диеты, употребление таблеток для похудения, пропуск приёмов пищи, отказ от пищевых групп, например, жиров или углеводов. Нарушение питания может быть недостаточно выражено для того, чтобы диагностировать расстройство пищевого поведения, но всё же это скользкая дорожка.
В ходе одного из исследований в 2008 году было обнаружено, что 60% американок в возрасте от 25 до 45 лет имели нездоровые мысли, чувства или привычки, связанные с пищей или своим телом. В журнале Psychology Today сообщается, что до 50% населения США имели опыт нездоровых отношений с пищей, телом и физической активностью. По мнению Элиз Реш (Elyse Resch), соавтора работы «Интуитивное питание», распространению расстройств питания и пищевого поведения способствует «диетическое мышление», принятое в современном обществе, или склонность навязывать людям всё новые и новые модные диеты и давать непрошеные советы по снижению веса. Более того, она считает, что соблюдение диеты само по себе является нарушением или расстройством питания.
«Всё, что отвлекает вас от сигналов голода и сытости, которые подаёт ваше тело – это расстройство питания, – говорит Реш. – Всё экстернализированное, когда вы не слушаете мудрый голос тела о том, что вы проголодались, что вы на самом деле хотите съесть, как ваше тело себя чувствует, о выборе пищи и о том, когда вы ощущаете сытость – это расстройство питания». Она доходит до того, что сравнивает компульсивную физическую активность с очистительным поведением, когда человек вызывает у себя рвоту, чтобы избавиться от съеденного. Потому что люди, злоупотребляющие спортивными нагрузками, «по сути, избавляются от калорий», что похоже на булимию.
Общие, но разные критерии.
Согласно 5 изданию «Справочника по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM—V) Американской психиатрической ассоциации, критерии диагностики анорексии включают в себя постоянное ограничение потребления пищи или энергии, которое приводит к низкому весу, острому страху набора веса и отказу признавать, что вес стал слишком низким. Критерии диагностики булимии включают в себя эпизоды бесконтрольного переедания с последующим вызовом рвоты хотя бы раз в неделю. Людей с патологическими пищевыми привычками, чьё поведение не соответствует указанным критериям или критериям недавно внесённого в «Справочник» компульсивного переедания, обычно объединяют в категорию «другие специфические расстройства питания и пищевого поведения» (OSFEDS).
Как уже говорилось, поведение такого рода обычно начинается с попыток сбросить вес или улучшить физическую форму, но может привести к формированию устойчивых привычек в питании и физической активности, способных нанести вред здоровью. Термин «расстройство (нарушение) питания» охватывает большое количество патологических пищевых привычек, которые также отмечаются при диагностике расстройств пищевого поведения, но это не даёт оснований диагностировать какое-либо определённое расстройство пищевого поведения. Согласно Академии питания и диетологии (AND), так происходит, главным образом, по причине меньшей тяжести и частотности расстройств питания. При этом так же, как и пациенты с нервной анорексией и булимией, для получения официального диагноза пациенты с расстройством питания должны соответствовать определённым критериям. По мнению Академии питания и диетологии, граница между ограничением или расстройством питания и расстройствами пищевого поведения размыта; похоже, единственный способ отличить одно от другого – установить, соответствуют ли симптомы пациента диагностическим критериям, предложенным Американской психиатрической ассоциацией.
По мнению Реш, это явления одного порядка, однако расстройства пищевого поведения – это серьёзная проблема, они имеют опасные побочные эффекты, вплоть до смерти.
Помощь нужна в любом случае.
Хотя расстройство питания и не считается таким же опасным состоянием, как расстройства пищевого поведения, по данным Академии питания и диетологии, оно также может привести к серьёзным проблемам, среди которых заболевания желудочно-кишечного тракта, дисбаланс жидкости в организме, низкая частота сердечный сокращений и сниженное кровяного давления, повышенное возбуждение и депрессия.
Тем, кто страдает расстройством питания, Реш рекомендует терапевтические беседы, предпочтительно «с кем-то, кто понимает опасность диет» и выступает против «диетического мышления». А тем, кто уже перешёл за черту, где начинается расстройство пищевого поведения, рекомендованы психотерапия или психологическое консультирование. На сегодняшний день эти методы лечения показали себя как самые действенные и имеющие продолжительный эффект.
- Девочки, милые, кто вылечились - подскажите, пожалуйста, как, как вы это сделали? Болею уже шестой год, надежды всё меньше. Неужели помочь может только психотерапия?
- Я не знаю, расстройство питания ли это, но когда начинается школа (а для меня это сплошной стресс) я резко худею. У меня пропадает аппетит, и я вообще редко чего-то хочу. Зато на летних каникулах, когда я счастлива и спокойна, у меня появляется хороший аппетит, и это так приятно. Я чувствую себя лучше и получаю удовольствие от еды. Но когда начинается уч. год - все исчезает.
- Если булимия и около того, то у меня переедания и рвота были частью другого заболевания, помогла именно психиатр и транквилизатор при приступе.
Ещё могу посоветовать про принятие себя, но не медицинские ресурсы, а Хорошенькие девочки едят, и ещё Заметки о проблемах с едой. Там обычными девочками описано, как они лечились.
В идеале совместить оба подхода, ибо, скорей всего, по части психиатрии у вас есть сопутствующие заболевания, потому психиатр точно вам поможет.
- А какие могут быть сопутствующие?
- На самом деле много что. Депрессия, Обсессивно-компульсивное расстройство (желание очищения, как компульсия), шизофрения много дряни в симптоматике имеет, биполярное расстройство в стадии депрессии аналогично может выдавать булимический тип РПП, а в стадии мании анорексия, ибо энергии и так через край, еда не надо, сон не надо.
У меня это - часть соматизированного расстройства, ибо закрепленное чувство вины за съеденное перешло в психосоматику. И я просто из-за любого чувства вины чувствую приступ тошноты.
На самом деле диагноз - дело тонкое, даже специалисты не всегда сразу верно диагностируют, а при самодиагностике шансов ещё меньше. Да, можно чисто симптоматику глушить, но всё-таки шесть лет не шутки, лучше у психиатра провериться.
- Любой визит к психиатру фиксируется и потом при любой проверке службой безопасности выдает это.
- 6 лет - это не моё, но я скажу честно, что эта тема для меня болезненная. Справиться самостоятельно невозможно мне, а визиты к врачам чреваты.
- Как же мне надоели эти диалоги с демонизацией психиатрии.
Во-первых, не вся психиатрия проверяется. Частная вообще не имеет право никому разглашать, только если суд потребует, но вы вроде никого убивать не собираетесь.
Далее. По окончанию лечения в ПНД с учёта снимают, и дальше при запросе справки от психиатра выдаётся "здоров(а)". А, да, ещё эту справку может получить у частников, так знакомый с несколькими попытками суицидов (причём по скорой забирали, то есть учет неизбежен), легко получил эту справку, правда платно.
Так же карточка лежит только в ПНД, и её никому на руки не дадут, даже вам самой, а информация так же не разглашается просто так.
То есть при приёме на работу попросту можно промолчать об учете, и всё. Вероятность что вы где-нибудь в МВД будете работать, где реально всех пробивают, ну, мала.
Плюс, просто стоит соотнести ущерб, или в будущем будет стоять вопрос о хорошей работе, либо порой вообще существование будущего ставится под вопрос. Тут я лично свой выбор сделала и прошла лечение в ПНД.
- Зависит от человека, у меня с 12 лет РПП, сейчас мне 29 и все по-прежнему. Не помог мне ни психиатр, ни психотерапевт, ни психоаналитик, ни даже спец. по РПП, все делали только хуже и доводили до слез каждый раз. Маятник - то в булимию, то в маниакальное нежрание.
- Я была и 53 кг, и 100 кг, каждый год гоняю туда-сюда много веса, здоровье ни к черту. Про конфиденциальность девушка выше права, в частной клинике все анонимно.
- Аналогично. Началось в детстве, булимия, анорексия, лет с десяти, сейчас мне почти двадцать девять. Легче не стало. Максимальный вес 120 килограммов, минимальный около 40. Правда, последнее время вес сильно не снижается, но туда-сюда все так же вес гоняю. Сегодня ровно пять месяцев без очищения, но все равно переедаю, порой сильно. А порой голодаю. Устала от этого очень. Надежда умирает последней. Еще хочется побороться за себя.
- Будем стараться, надо нам как-то научиться нормально питаться. Тяжело, когда все время хочешь быть меньше, даже когда уже вес в норме, чувствуешь себя очень не комфортно, ужасно, замкнутый круг, кажется, чем меньше, тем ты счастливее.
- А у всех по-разному, судя по комментариям и моим наблюдениям. Я вот, например, болела год, потом год-полтора были отголоски, сейчас уже давно все прошло с РПП. А кто-то очень долго мучается с этим, как Вы, и тут уже только терапия. Самое главное - это Ваше желание избавиться от болезни, я на одном только желании помогла себе самой вылезти из РПП, надеюсь, что и у Вас все будет хорошо.
- Так вот у нас при обращении в ПНД сразу фиксируется в системе, причина обращения не важна. Частных психиатров у нас нет, только психотерапевты, это совершенно другое. Ну, или я не знаю частных психиатрических клиник. Информация от ПНД сразу появилась везде в моем случае. Хотя обращение было просто банально вопрос без диагнозов и ничего социально опасного.
- Не знаю, мне даже справку о продлении сессии выписывали вообще в обход, в итоге в деканате эта справка лежала с общей фразой "продлить", а что это из психиатрии и почему, вообще ни слова.
А бывшая одногруппница лечится частным образом в "Здоровье" на Котовского, да, там психотерапевт. То, тем не менее, всё то же самое, то есть лекарства выписать и там поговорить о наболевшем, все делается.