Немного об Евангелие от Иуды ВЕРСИЯ ПЕСЧАНОГО ПАПИРУСА
Марвин Мейер, профессор истории христианства
В публикуемом ниже предисловии к изданию Евангелия от Иуды изложена одна из возможных трактовок этого неоднозначного апокрифического текста.
В новозаветных текстах образ Иуды Искариота — квинтэссенция предателя. В Евангелии от Луки сказано, что сатана овладел Иудой и подвиг его на презренные деяния, а в Евангелии от Иоанна Иисус утверждает перед двенадцатью учениками, что именно Иуда есть дьявольское отродье. За деяниями Иуды последовала позорная смерть: получив «проклятые» деньги от власть предержащих, он то ли повесился сам (как утверждает Матфей), то ли погиб страшной смертью — согласно Деяниям Апостолов ему вспороли живот. Иуду обычно изображают, когда он целует Христа, чтобы этим показать его стражникам. Поцелуй Иуды, принесший ему вечное бесчестье, стал нарицательным понятием.
Однако и в Новом Завете Иуда относится к ближнему кругу учеников Христа и, согласно Евангелию от Иоанна, является казначеем, которому доверены средства Иисуса и его учеников. Далее, во время Тайной вечери разве не сам Иисус поведал Иуде, что тот должен совершить, да еще и в скором времени? Могло ли состояться распятие и воскресение без Иуды и его поцелуя?
Загадка Иуды исследовалась многими. Литература, посвященная Иуде, включает известные академические труды, а также современные работы: «Три версии Иуды» Борхеса, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Иуда: приверженец Господа» Клаука, «Иуда: предатель или друг Иисуса?» Классена, «Иуда Искариот, или Миф о еврейском зле» Маккоби, «Иуда» Паньоля. В знаменитой рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» Иуда становится чуть ли не главным героем. В песне «Бог на нашей стороне» Боб Дилан поет: «Вам придется решать, был ли Бог на стороне Иуды Искариота».
Идеи Евангелия от Иуды во многом отличаются от постулатов Нового Завета. В раннехристианский период существовали Истинное Евангелие, Евангелия от Фомы, Петра, Филиппа, Марии, назаретян, евреев и египтян, которые демонстрируют большое разнообразие взглядов первых христиан.
Евангелие от Иуды можно отнести к тому, что часто называют гностическими Евангелиями. Оно было написано, вероятно, в середине II века н. э. на основе первоисточников и представляет собой раннюю форму духовного сочинения, где упор делается на гнозис — духовное мистическое познание Бога и обретение себя в Господе. В этом тексте, как и в других гностических сочинениях, Иисус предстает учителем, дающим знания, а не спасителем, погибающим за грехи мира. Для гностиков главную проблему бытия представляет не грех, а невежество, и лучший способ решить ее — не вера, а познание. Иисус дарует Иуде знание, с помощью которого можно познать самого себя и Господа — стройную космологию и теологию. Мы лучше этого мира, разъясняет Иисус, ибо мы принадлежим миру Божественному. И если Христос — Сын Божий, тогда и мы все — дети Божие. Все, что нам нужно, это жить с осознанием Божества, и тогда к нам придет просветление.
По контрасту с новозаветными Евангелиями, Иуда представлен как пример для всех, жаждущих быть учениками Христа. Евангелие указывает на проницательность и преданность Иуды как парадигму его ученичества. В конечном счете, он в точности выполняет пожелания Иисуса: не делает ничего, о чем не просит его сам Христос. Он слушает Христа и сохраняет ему верность.
И еще чуть-чуть... ЗАГАДКА ТРИНАДЦАТОГО УЧЕНИКА
Никита Аронов
Вновь обретенный апокриф излагает нетрадиционный взгляд на события Нового Завета.
Впервые Евангелие от Иуды упоминается в 180 году. Епископ Ириней Лионский обличал его в числе прочих еретических книг. С тех пор этот апокрифический текст считался утерянным. Но папирусы отлично сохраняются в песке. И в середине 70-х годов прошлого века в пустыне близ египетского города Эль-Минья Евангелие вновь нашли.
Манускрипт многократно перепродавался, пока в 2000 году не попал в руки швейцарской коллекционерки Фриды Нуссбергер-Чакос. Только тогда доступ к документу получили ученые из Национального географического общества США. Радиоуглеродный анализ, спектральный анализ, химический анализ чернил, контекстуальный и палеографический анализы — все эти исследования подтвердили подлинность рукописи и позволили датировать ее не позднее IV века н. э. Судя по греческим заимствованиям, это коптский перевод более раннего греческого текста.
Следующим шагом стала расшифровка папируса. К сожалению, состояние рукописи далеко не идеальное, но все, что удалось разобрать, переведено на английский, а теперь и на русский язык (Евангелие от Иуды выходит в российском издательстве «АСТ»), и снабжено сносками, превосходящими по объему сам текст.
Евангелие от Иуды переводили крупнейшие специалисты по коптским рукописям: Родольф Кассер, почетный профессор факультета искусств Женевского университета; Марвин Мейер, профессор истории христианства в Чэпменовском университете Оринджа (Калифорния); Грегор Вюрст, профессор истории христианства факультета католического богословия Аугсбургского университета (Германия); Франсуа Годар, сотрудник Восточного института при Чикагском университете, специалист по коптскому и демотическому греческому письму. Они и снабдили текст сносками и комментариями.
Вновь обретенное Евангелие очень не похоже на канонические тексты. Хотя бы тем, что носит имя предателя Иуды. Но в Евангелии от Иуды он не просто оправдан. Он — любимый ученик Иисуса, единственный, который «сумел предстать перед ним».
Естественно, что в христианской традиции подобное невозможно, но Евангелие от Иуды — гностический, а не христианский текст. Гностицизм (от гр. «гнозис» — знание) — многочисленные, сильно разнящиеся между собой течения, включающие элементы христианства и учения Платона, получившие распространение в начале нашей эры. В общих чертах гностицизм учит, что физический мир сотворен вовсе не благим триединым Богом, а другим божеством, которого часто ассоциируют с иудаистским Яхве. Это божество требует поклонения и жестко правит в сотворенном им мире. В Евангелии от Иуды у этого мира два таких творца — ангелы Небро (от древнееврейского «восставший») и Саклас («дурак» по-арамейски).
По учению гностиков, плоть — это тюрьма, в которой заключена Божья искра души, и среди людей выделены те, кто не погибнет вместе с телом, кому дух дан не на время, как остальным, а навсегда. Это «священное поколение», к которому себя и причисляют гностики. Их цель — освободиться от оков плоти, в этом Иуда и помогает Учителю. Иисус сам просит «предать» его («...ради тебя принесет жертву человек, чьим телом я облечен»), но и предсказывает ученику будущее проклятье.
Иуда передает учителя в руки стражи. На этой сцене Евангелие от Иуды заканчивается: в гностической литературе нет места воскрешению, ведь единожды покинув несовершенный земной мир, не стоит в него возвращаться.
Повлияет ли публикация Евангелия от Иуды на трактовку новозаветных событий? Вряд ли. Верующие христиане своего мнения о Христе и апостолах не изменят. Их веру не поколебало ни гностическое Евангелие от Фомы, ни другие апокрифы. Сомнительно, чтобы ученые восприняли этот манускрипт как историческое свидетельство. Так что речь не идет о «новых фактах из жизни Иисуса». Зато издание позволит множеству людей узнать мир гностических учений — для общего развития, так сказать...
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ Перевод с английского Игоря Бочкова
Избранные главы раннехристианского текста.
Явившись на землю, Иисус творил великие чудеса ради спасения человечества.
Иуда вопрошает Христа о том поколении и о роде людском.
Иуда спросил [его]: «Равви, какие плоды принесет это поколение?» Иисус сказал: «Души каждого поколения людского умирают. Но когда эти люди завершают свое земное царствование и дух их покидает, тела их умирают, а души остаются живыми и будут вознесены».
Иуда подробно рассказывает о своем видении, а Иисус отвечает ему.
...Иуда сказал: «Учитель... выслушай меня. Ибо мне было великое видение». Услыхав это, Христос засмеялся и сказал: «Ты — тринадцатый дух, зачем ты так стараешься? Но говори, я терпеливо слушаю тебя». Иуда сказал ему: «В видении было, что двенадцать учеников побивали меня камнями и преследовали [меня жестоко]. А я пришел на место, где [...] за тобой. Я увидел [дом...], и взор мой не мог объять его размеры. Великие люди окружали его, а крыша его была из растений, и посреди дома находилась [толпа людей — две строки пропущены], которые говорили: «Учитель, возьми меня вместе с этими людьми». [Иисус] отвечал и говорил: «Иуда, твоя звезда увлекла тебя с пути истинного». И продолжал: «Никто из смертных не достоин войти в дом, который ты видел, ибо это место священно. Там не властны ни солнце, ни луна, ни день, но неизменно в вечности пребывают святые и ангелы. Смотри, я разъяснил тебе тайны царствий и рассказал об ошибках звезд и [...] послал это [...] на двенадцать сфер».
Иуда вопрошает о своей судьбе.
Иуда сказал ему: «Что же хорошего из того? Ибо ты отделил меня от того поколения». Христос отвечал...: «Ты станешь тринадцатым и будешь проклят другими родами — и придешь властвовать над ними. В последние дни они проклянут твое восхождение к священному [поколению]».
Иисус раскрывает Иуде тайны космогонии.
Иисус сказал: «Теперь я могу раскрыть тебе [тайны], которые никто никогда не познавал. Ибо существует великая и безграничная сфера, чьи пределы не познал ангельский сонм, [где] существует великий невидимый [Дух], которого не зрели ангелы, не постигала душа и никогда не называли по имени. И светоносное облако явилось там. Он сказал: «Да будет ангел при мне слугой»... Великий ангел, просветленный и божественный Самопорожденный возник из облака. Вослед из другого облака возникли четыре других ангела и стали они прислужниками Самопорожденного ангела. Самопорожденный сказал: «Да [...] будут [...], и стали [...]. И он [создал] первое светило, дабы править им. Он сказал: «Да будут ангелы служить [ему]», и возникли бесчисленные мириады. Он сказал: «Да будет просветленная сфера вечности», и она возникла. Он сотворил второе светило [чтобы] править им вкупе с бесчисленными мириадами ангелов, дабы они служили. Так он создал остальные просветленные сферы. Он заставил их господствовать и породил бесчисленные мириады ангелов в помощь им».
...Космос, хаос и преисподняя.
«Множественность мира бессмертных называется космосом, или Вселенной, обреченной на вечные муки Отцом и семьюдесятью двумя светилами вкупе с Самопорожденным и семьюдесятью двумя сферами. В нем явился первый человек с неиспорченными свойствами. И сфера, явившаяся следом за его поколением с облаком знания и ангелом, называется Эл. [...] сфера [...] по [...] сказанному: «Да будут двенадцать ангелов править хаосом и [преисподней]. И вот из облака явился [ангел] с пылающим ликом, налитым кровью. Имя ему было Небро, что значит «восставший», иные зовут его Ялдабаотх. Другой ангел Саклас также появился из облака. Небро породил шесть ангелов (как и Саклас), которые должны были ему прислуживать. В общей сложности образовалось двенадцать небесных ангелов в соответствующих разделах небесной сферы...»
Иуда спрашивает об участи Адама и человечества.
Иуда спросил Иисуса: «[Сколько] будет жить человек?» Иисус сказал: «Почему ты интересуешься этим, ведь Адам со своим родом живет на протяжении своей жизни в том месте, где обрел царствие свое, в долговечности своего правителя?» Иуда спросил Христа: «Умирает ли дух человеческий?» Иисус сказал: «Вот почему Господь приказал Михаилу дать людям души во временное пользование, чтобы они могли служить, но Великий приказал Гавриилу предоставить души великому поколению без правителя над ним, т.е. дух и душу».
Иисус говорит с Иудой и другими об уничтожении греховного зла.
«[...] свет [пропущено примерно две строки] возле [...] дает [...] дух [который находится] внутри вас обитает в этой [плоти] среди ангельского рода. Но Бог даровал познание Адаму и тем, кто с ним, с тем, чтобы правители хаоса и преисподней не могли властвовать над ними».
Иисус говорит о крещеных и предательстве Иуды.
Иуда спросил Иисуса: «Что будет с крещеными во имя Твое?» Иисус отвечал: «Истинно говорю [вам], что крещение [...] имя мое [пропущено около девяти строк] мне. Истинно говорю тебе, Иуда, [те, кто] приносят жертву Сакласу [...] Бог [пропущены три строки] все есть зло. Но ты превзойдешь их всех. Ибо ты принесешь в жертву человека, что облачен во мне. Твое рождение уже состоялось, твой гнев нарастает, твоя звезда воссияла и твое сердце [...]».
«Истинно [...] ваш последний [...] станет [пропущено примерно две с половиной строки], ибо он будет уничтожен. И тогда образ великого рода Адамова возвысится, ибо прежде небес, земли и ангелов этот род из вечных сфер существует. Итак, тебе сказали все. Подними взор свой и посмотри на облако и на свет внутри него, и на звезды, окружающие его. Звезда, что указывает путь, твоя звезда». Иуда поднял взор и увидел светоносное облако и вошел в него. Стоящие же на земле услышали голос из облака, возвестивший [...] великое поколение.
Заключение: Иуда предает Христа.
[...] Высшие их священнослужители зашептали, ибо [он] прошел в комнату для гостей на молитву. Но некоторые писцы внимательно смотрели, чтобы схватить его во время молитвы, ибо они боялись людей, поскольку все они считали его пророком. Они подошли к Иуде и сказали ему: «Что ты делаешь здесь? Ведь ты ученик Христов». Иуда отвечал им по их желанию. И он получил деньги и выдал им его.