Анастасия Эльберг
НАПИСАТЬ КНИГУ – НЕСБЫТОЧНАЯ МЕЧТА?..

Где-то подглядела любопытную статистику: около шестидесяти процентов людей вне зависимости от пола, страны проживания и языка, на котором они говорят, в списке «Мои мечты» имеют пункт «Написать книгу». Мне всегда было любопытно: что останавливает этих людей? Отсутствие времени? Отсутствие идей? Страхи вроде «ну я же не писатель», «что обо мне подумают, все писатели сумасшедшие»? Или что-то еще?

Будучи администратором писательского клуба, я пишу статьи в литературную мастерскую. О сюжете, о кризисах, о разного рода ошибках, о персонажах, о построении композиции. То есть, обращаюсь к людям, которые уже работают над книгой. Вероятно, не над первой и даже не над второй. Почему бы не написать материал для людей, которые хотят свою книгу, но по каким-то причинам не решаются сделать первый шаг?

В этом материале мы поговорим о художественных книгах. Темы книг нон-фикшн мы коснемся позже. Всему свой срок!

ВЫ – УЖЕ ПИСАТЕЛЬ

Я даю четкое определение слову «писатель»: это человек, который пишет. На мой взгляд, ваша писательская сущность не связана с количеством или качеством написанных вами книг, равно как и с количеством или отсутствием читателей. Если вы открыли чистый файл Word и написали первый абзац будущей книги, то вы стали писателем. Не нужно молиться чужеземным богам в древних храмах или идти на поклон к гуру, чтобы он поцеловал вас в лоб и наградил гордым титулом. Если вы рисуете – вы художник. Если вы занимаетесь музыкой, вы – музыкант. Если вы пишете – вы писатель. Все просто.

ВРЕМЯ НА ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ ВСЕГДА

Мало кто из писателей сегодня располагает двумя-тремя свободными часами в сутках. Мы учимся, работаем, ведем домашнее хозяйство... Говорить «я не могу писать книгу, потому что у меня нет на это времени» глупо. Хотя бы потому, что вы еще ни абзаца не написали и не знаете, сколько времени на это тратится. Не драматизируйте. Двадцать минут или полчаса в день, чуть больше времени на выходных. Этого достаточно для начала. Час и дольше за рукописью просидеть сложно, если у вас нет опыта. А насиловать себя не стоит, потому что…

… ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

Пришло время расстаться с популярным мифом «творец должен страдать». Творец должен наслаждаться процессом, и времени на страдания у него просто-напросто не остается. Либо страдаете, либо творите, третьего не дано.

ИСТОРИЯ

Любая книга начинается с желания рассказать историю, поделиться чем-то с читателем. Это может быть автобиография, то есть, ваша история. Вероятно, вам захотелось написать красивую и добрую или же жестокую историю о любви. А, может, пришло время головокружительных приключений или детектива с закрученным сюжетом? Все в ваших руках, все идет в ход. Здесь нет «правильно» и «неправильно» - ведь это творчество.

ПЕРСОНАЖ

Если есть история, значит, есть и «виновники торжества». В идеале их должно быть двое: во «взрослых» книгах о писательском мастерстве говорят «протагонист» (главный герой) и «антагонист» (главный злодей). Но, может статься, персонаж у вас всего один. Так это было в случае моего первого романа. У меня был персонаж и романтическая история, которую хотелось рассказать. Я долго варила эту историю в голове, доварила до такой степени, что уже не могла спать (не повторяйте этого дома!!!), после чего села, взяла ручку и бумагу и набросала первую сцену. А потом – понеслось!..

ПЕРСОНАЖ НАЧИНАЕТ ИСТОРИЮ

Я люблю говорить, что нужно сломать лед – написать первый абзац или первую сцену. Но именно тут нас одолевают страхи. Грамотно ли мы пишем? Интересно ли будет читателю? А что, если у меня пропадут идеи?!

Прекратите придумывать себе страхи. Во-первых, потому, что вы еще не написали ни одного абзаца: вот напишете (абзац, сцену, главу, часть, книгу…) – поглядим. Во-вторых, потому, что эти опасения знакомы каждому писателю. Чем больше книг выходит из-под вашего пера, тем острее ваш страх «а вдруг пропадут идеи?!». Каждый писатель опасается, что перестанет быть интересным читателю. Ну, а что до грамотности – над своим стилем мы работаем постоянно.

Итак, страхи знакомы каждому. Можно либо отложить ручку и отказаться от мечты, либо делать так, как делают настоящие писатели, потому что они бойцы: использовать страх. При правильном обращении опасения постегивают нас, заставляют двигаться дальше. Напишите первый абзац. За ним – другой.
В подавляющем большинстве случаев персонажи сами ведут вас. Любой писатель с удовольствием это подтвердит. Самое главное – выпустить персонажей на волю. Выпустили? Ну все, держитесь, сами напросились. Сейчас они начнут воплощать вашу мечту. А вам останется только освоить навык слепой печати десятью пальцами. Потому что в противном случаем вам будет ох как сложно поспевать за их приключениями.

ПЛАН ИЛИ НЕ ПЛАН?..

Свои первые романы я писала без плана. Что может быть хуже, думала я: распланировал историю – и все, готова! На первых порах план часто убивает все. Начинающему писателю важен восторг, который он испытывает при мысли о поворотах еще не рассказанной истории. Но можно прописать основные вехи, если у вас в голове подобные появились, ключевые точки сюжета. Можно набросать словесные портреты персонажей или даже найти их образы в сети. Если вы хотите написать детектив или сложное произведение с двумя или тремя линиями, то, конечно, лучше воспользоваться планом.

Что вы теряете? Максимум план полетит в топку! И тогда начнется настоящее веселье.

СРЕДА И МАТЧАСТЬ

Когда я была молодым писателем, во мне жила святая убежденность: «Придумать свой мир – это чертовски сложно, это только для опытных писателей!». Сегодня мне смешно об этом думать, и я жалею, что не попробовала фэнтези раньше. Посудите сами.

У вас есть СВОЙ мир, и вы выдумываете его самостоятельно, с начала до конца. Какой опыт вам нужен? Вы хотите знать, по каким рецептам готовят приворотные зелья для средних эльфов? Или хотите быть уверенным, что вот эти вампиры едят вот эту еду, а вот эти не едят? У вас достаточно опыта для того, чтобы создать собственный мир. Вдумайтесь – он ВАШ, а, значит, там вы можете творить все, что захотите. Он будет трансформироваться. Но основы можно заложить уже сейчас.

Если же вас больше привлекает «нормальный» мир, то важно определиться с исторической эпохой. Древность? Средние Века? Современность? А далее – историческая литература вам в помощь, и предварительно определитесь с тем, что нужно выяснить. Нравы и обычаи, одежда, титулы, деньги, вежливые обращения и прочая-прочая-прочая.

РЕГУЛЯРНОСТЬ

Этот совет всех достал, но повторение – мать учения. Если вы работаете над крупной вещью, нужно делать это каждый день. Даже если вы пишете по сцене, а не по главе. Со временем вы будете приговаривать за один вечер большее количество знаков, но главное – это регулярность. Маленькие шаги.

ПОКАЗЫВАЙТЕ НАПИСАННОЕ

Когда я только начинала писать, у меня не было компьютера. Более того – я даже не знала о том, что существуют такие штуки, как блоги или сайты, где можно выкладывать написанное. Я купила первый ноутбук, когда работала над окончательным вариантом первого романа. Я завела первый серьезный блог и выкладывала там свежие кусочки произведения. Так же я поступала и с последующими романами. В начале соавторской эры мы с Аней тоже выкладывали произведения в блог.

Что это дает? Во-первых, формирует вашу первую аудиторию. Во-вторых, не дает свернуть с пути. Попробуйте-ка устоять, когда читатель со слезами на глазах умоляет: «Не мучай, выложи уже продолжение, я знаю, оно готово, мы тут ногти кусаем!!!».

УБЕЙТЕ ПЕРФЕКЦИОНИСТА И КРИТИКА

Забудьте такие вещи, как «профессионал», «опытный автор» и «начинающий автор». Одним словом, прекратите лепить себе на лоб ярлыки. Говорите просто «писатель». «Профессионал может позволить себе такое, а я – начинающий, я не могу». Или: «Как-то непрофессионально у меня выходит».

Убейте в себе перфекциониста и критика. В меня кидают гнилыми помидорами, когда я говорю такое, но поверьте – это ради вашего же блага. Пусть критик и перфекционист включатся тогда, когда вы будете ощущать больше уверенности в себе. На первых порах это убьет все – и идеи, и желание над ними работать. Я выступаю против критики и самокритики на начальных этапах любого творчества. Вы успеете себя покритиковать. Вы успеете наслушаться критики. Первые шаги должны совершаться в атмосфере комфорта и безопасности. А потом придет время выхода за рамки зоны комфорта.

И, КСТАТИ - О ДОБРОЖЕЛАТЕЛЯХ

Если бы в свое время рядом со мной был человек, сказавший мне это, я бы расцеловала его в обе щеки. Вот золотой совет, который сохранит вам много нервов. Научитесь затыкать рот критикам и «доброжелателям». Делайте это жестко и не думайте о том, что вы кого-то обидите. Люди, которые действительно хотят вам помочь, никогда не полезут с непрошенными советами и рекомендациями, потому что они уважают и себя, и вас.

Критики и «доброжелатели» - товарищи трусливые. Они любят унижать начинающих, тем самым возвышая себя. Ко мне такие уже давно не лезут, потому что интуитивно чувствуют – получат по голове, это будет больно и обидно. Не сработают классические приемы «ну я же хочу как лучше» и «я делюсь опытом, все писатели должны учиться». Но раньше лезли, и в огромных количествах, и я, как полная дура, прислушивалась к ним.

Так вот, не стоит. Товарищи с непрошенными советами сильно рискуют – ведь их могут послать. Знаю писателей, которые научились делать это так, что к ним больше не лезет ни один «критик». Не переживайте за вашу репутацию, ничего страшного не случится. Наоборот – к вам потянутся нужные люди, а ненужные будут обходить вас за версту.

Поскорее ловите вашу идею за хвост и принимайтесь за первую книгу. Все получится!