Ложь во спасение?
Те, кто всегда говорил правду, находятся на кладбище, в тюрьме или психушке.
Пользователь smi2.ru
Но только, обманув себя, мы обмануть не сможем Бога.
Игорь Тальков
Каждый день мы можем делать это. Иногда бессознательно, иногда осознанно. Порой — из лучших побуждений. Порой — из желания скрыть свои истинные намерения. То нагло, то неловко, то умело. Кажется, по привычке, без причин. А кажется — из необходимости. Мы придумываем для этого разные объяснения. Нам нравится выглядеть то жертвой, то героем. Для лжи наша роль не имеет никакого значения. Лжи — во спасение, чье спасение? — абсолютно всё равно, кто перед ней. Она всего лишь ещё один способ получить желаемое. Моё для меня. И твоё — тоже для меня. Она, как туман в ноябре: проявление природы, искажающее действительность. В тумане пытаешься не потеряться. В обмане пытаешься не увязнуть. Но изо дня в день с ней сталкиваешься. Изо дня в день немой вопрос преследует меня: почему мы обманываем?
Лгут тому, кому не могут сказать правду
Всемирная паутина на этот вопрос отвечает лишь наивными предположениями и шутливыми исследованиями учёных из разных стран. Вот, к примеру, враньё — это якобы защитный рефлекс. Лжёшь тогда, когда не получаешь в ответ ожидаемой реакции: мол, чтоб не отчитывали, не заставляли чувствовать тупыми, непотребными для себя, т. е. фактически получается, что причиной вранья становится страх. А обман позволяет нам «быть в домике», прикрыть внутри шторки, отгородиться от всего мира. Это нам уменьшает немного страдания, которые мы получаем, а следовательно, увеличивает наше наслаждение.
ложь
Думаете, это легко? Учёные своими исследованиями доказывают обратное. Физиологически лгать тяжелее, чем говорить правду, поскольку при обмане работает вдвое больше центров мозга. Учёные пошли дальше в своих исследованиях и подчёркивают, что обманывать и распознавать обман — это даже показатель здорового мозга. А лгать физически не могут только… знаете кто? Больные синдромом Аспергера. Один из признаков этого синдрома — нарушенная коммуникация. Другими словами, не лжёт только тот, кто просто не способен общаться.
Обманывать полезно? Уровни нашего понимания
А вот для остальных ложь может быть даже полезной, утверждают другие научные исследования. Канадские психологи выяснили, что, чем раньше человек научится лгать, тем больше шансов у него добиться успеха в жизни. В отношении некоторых это, возможно, и работает. Есть категория людей, которые действительно способны быть более хитрыми, гибкими по жизни. Если быть внимательными, то их можно вычислить, с системным мышлением это сделать проще.
А вот есть и другое мнение, уже медиков из Хельсинки. Согласно их данным, постоянная ложь (во спасение или нет) не развивает фантазию, а притупляет работу мозга. Каждый акт обмана сопровождается резким выбросом стрессовых гормонов в кровь, из-за чего человек постепенно теряет способность к концентрации, не может усвоить новую информацию. И мозг лжеца автоматически настроен на то, чтобы укрыться от разоблачения, и фокусируется только на этой задаче. И как? Кому вы поверите? Системное мышление подсказывает, что финские медики тоже небезосновательны в своих выводах. Просто они как раз изучили людей с другими заданными природными свойствами. Контрарными тем, кого изучали их канадские коллеги.
Ложь во спасение — спасаем кого?
Политик лжёт, что думает о благе народа, прикрывая им свою обиду или стремление к наживе. Женщина, сторонница партии, обманывает о жизненном опыте, который позволяет ей утверждать, что это честная партия, за которой она пойдет сама и призывает пойти остальных. Все кому лгут? Тому, кому правду сказать не могут. И сколько раз мы сами оказываемся то на одной, то на другой стороне баррикады?
Вывод, который напрашивается сам по себе из всего вышесказанного: обман — защитный механизм. И мы не гнушаемся вовсю пользоваться им. Если нам очень надо, мы всегда найдём, чем объяснить своё включение в процесс вранья. Наш мозг выцепит самую удобную рационализацию: «не потерять работу/друзей/семью», «жизнь этому учит», «производственная необходимость», «гибкость диалога», «стратегия менеджмента». Ага. Точно. Мы в домике.
Или вот ещё. Можно даже пофлиртовать с самим собой: «Хуже всего лгать себе, обманывать себя». Ну, да. Другим, получается, можно. Компромисс с собой заключен.
ложь во спасение
Почему всё включается в этот защитный механизм? Копнуть бы поглубже. Попытаться понять, за что же нас жизнь-то так?..
Враньё — это антиправда? А правда — это право на наслаждение?
Чтобы разобраться с обманом, надо сначала понять, что такое правда. «Истина одна, а правд много». Правда, как рассказывает нам словарь, — это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Формулировка очень расплывчатая и субъективная. А вот с точки зрения системно-векторной психологии, категория правды рассматривается с иных позиций. Реальное положение вещей ощущается не через призму физических событий, а через действующие в природе силы отдачи и получения. Помните о наслаждении, к которому каждый из нас стремится? Мы стремимся получать. Вот именно то, как это реализуется, по какой формуле, и есть правда с точки зрения системно-векторной психологии.
Вот я, к примеру, человек, которому учёба давалась всегда легко. Я без труда потребляла тонны информации в школе, потом так же — хотя уделяла этому время — легко чувствовала себя в университете. И даже природные заданные свойства мои позволили быть достаточно гибкой, чтобы сразу найти работу по душе. Вроде как всего этого добилась сама.
А вот другая моя одноклассница вышла замуж после девятого класса. Когда у неё появился первый ребенок, я о парнях еще даже не мечтала. Где она теперь? Живет в моём родном селе. Выглядит, как взрослая 30-летняя тётка. Ни тебе образования, ни красот, к которым я периодически прикасалась я. Вот вроде, казалось бы, выучись она, получи какое-то образование, то ей бы и двери другие в этой жизни открылись. Мы же любим повторять, что «все в наших руках». Только что-то меня смущает.
Заданные свойства у нас разные. И разного они требовали обеспечения. И еще в школе было понятно, что при всех равных условиях, по уровню образования я легко вырываюсь вперед от своей одноклассницы. Это всего лишь маленький пример правды. Моей правды, её правды. Правды, в которой моё – это моё. Правды, в которой её – это её.
На мой взгляд, системная призма для правды — самая удачная. Она даёт глубинное понимание и не застревает в противоположных и сомнительных суждениях.
Мотив для обмана — мир на ладони
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что категория правды несовершенная. Она условна, при этом действительно может быть «у каждого своя». Если смотреть на неё через призму системного мышления, то станет очевидным, что правда разновекторальная. Системно-векторная психология дифференцирует восемь видов правд, ведь системная полочка для правды есть у каждого. Например, у кожника она такая же гибкая, как его природа, и так же зависит от того, насколько будет для него полезной.
Правда — очень важное понятие для анальника. Именно он её так упорно добивается, может потерять всё, лишь бы восстановить справедливость и, как ему кажется, «правду». По сути, правда анальника зависит не от пользы, как у кожника, а от понятий справедливости, которые сформировались в нём из предыдущего опыта и жизненных принципов. Она насыщена другими созвучными анальнику понятиями: долга, силы воли, справедливости «поровну». Детей любить? Одинаково (даже если это так не ощущается)! Обидчикам мстить? Без раздумий: око за око, зуб за зуб! Анальник любит делить пополам и везде проводить прямые линии. Ещё один их «крючок» — такие ценности, как дружба, семья. Поэтому для анальника (и только для него, и только в определённом состоянии вектора) друг может быть всегда прав. Анальная правда — порой непоколебимая, принципиальная и упрямая — на самом деле представляет собой раздутый образ маленькой и узкой правдочки.
ложь психология
Совсем иная правда уретральника. Это правда для всех, для целого, а не отдельной детали глобального механизма. Уретральник — вождь. И этим всё сказано: вождь может пожертвовать жизнью нескольких людей, чтобы спасти всю стаю. И в этом его правда. Вождя нельзя подкупить: он исключительно толерантен и справедлив ко всем. Вождь не обижается и не действует, исходя из личных выгод. Уретральник всегда стремится вперёд, прошлое для него неважно, и в этом его правда. Такое стремление часто надоедает домоседам и тем, кто хочет жить и спокойно потреблять. Но это уже другая история…
Свои преломления получает правда и в верхних векторах. В квартели информации правда как будто включает в себя некий отпечаток информативности. Для зрительника она может заключаться в добре, красоте и мире («Красота спасет мир!» или «Добро победит зло»), причём часто быть добренькими, жить в мире и согласии лучше получается за чужой счёт.
А правда в звуке и вовсе лишена понятий конкретного человека. Это абсолютная абстрактная информация. Правда в звуке заключена в идею. Она как лакмусовая бумажка отдельно взятого звуковика: в зависимости от развитости вектора она может быть гуманистической или античеловеческой, развивать или разрушать человечество.
Но есть люди, для которых правда и ложь — недифференцируемые понятия. Это люди, обладатели векторов квартели энергии: обонятельники и оральники. Они не говорят намеренно правду или ложь, они не мыслят этими категориями. Для обонятельника, к примеру, таких понятий не существует, есть лишь интерес, глубоко бессознательный, сохранить целостность себя. А на войне, как говорится, все способы хороши. В целом же, насколько полочка для правды крепка, а сама условная правда сильна в разновекторальном проявлении, зависит от того, какие узоры рисует бессознательное в нас. Какие выходы находит оно, и на какой компромисс с ним мы готовы пойти.
Окружающий мир мы воспринимаем через себя. Часто наше восприятие играет с нами плохую шутку — часто мы даже не осознаём, что не способны услышать другого человека. Разве что проще мы себя ощущаем рядом с людьми, чей векторальный набор совпадает с нашим. Мы чувствуем близость с ними и можем предположить, когда они говорят правду, можем распознать их обман. В то же время мы можем неверно истолковать причины того, что движет людьми с аналогичными векторами, но находящихся в иных состояниях. И тем более нам не понятны мотивы тех, кто отличается от нас по векторальному набору. В этих случаях мы можем только догадываться, обманывает нас человек или нет.
А что же с ложью перед самим собой? Большинство из нас не способно определить даже своё собственное враньё. Мы продолжаем лгать себе, не отдавая отчёта в том, что происходит на самом деле. Мы похожи на белок в колесе: мы обмануты, боимся обманываться, но при этом готовы быть обманутыми. Лишь бы не столкнуться с правдой. Не выходить из привычной зоны комфорта. Не задумываться о своем истинном отношении к понятиям «правда» и «ложь».
Для осознания всего этого процесса нужен другой уровень понимания. Ненавязчиво он приходит к тем, кто оказывается готовым признать, что его система координат не совершенна и может быть дополнена. Системно. Системное мышление даёт совершенно другой уровень осознания человеческих мотивов и вкладывает иной смысл в их расшифровку. А главное, что даёт системный взгляд — возможность точно определить, кому можно доверять, а кому нет. От кого и какого обмана можно ждать.
Как вычислить обман?
Обманывают все, когда условия их пространства не позволяют получать наслаждение посредством правды. Можно ли ложь вычислить? Согласно системно-векторной психологии, реально не только это. Зная векторальный набор человека, можно сказать, на какую ложь он способен. Враньё, как и сексуальность, дифференцируется по векторам!
Одни лгут, не моргая. Их гибкая (кожная) психика позволяет переходить из одного состояния в другое без вреда для собственного «Я». Патологическая скрытность, выдержка, самообладание — обман человека с кожным вектором вполне может внешне выражаться именно так. И обманывают такие люди ради выгоды. Рационально.
А вот для других, наоборот, как точно подметили финские ученые, ложь — фактор тормозящий. Их ригидная (анальная) психика натыкается на естественные надстройки своего врожденного вектора — честность, справедливость и правдивость. О таких говорят, что они не умеют обманывать. Их вранье слишком явное и бесхитростное. Одни лгут и внешне по-звуковому амимичны, а другие разыгрывают настоящий зрительный эмоциональный спектакль, добирая через ложь и страхи свою нереализованность. Третьих провоцируют на враньё: им так нужен благодарный слушатель, а их никто не желает слушать. И для них, оральников, обман — как лекарство для астматика.
Есть и другая категория людей, которые, кажется, не способны лгать. Это люди, которые отличаются от нас, потребителей по природе (получаем наслаждение от получения). Они ориентированы на отдачу, и получают наслаждение не потому, что получают, а потому, что отдают. Казалось бы, таким людям вовсе и незачем лгать. Цель получить чужое их вроде как и не преследует. Но даже им ничто человеческое не чуждо. Они не обманывают, а привирают (степень привирания зависит от развитости их свойств), чтобы увеличить собственную значимость. Ложь у них, уретральных, выражается в хвастовстве. Они могут быть хитрыми и изобретательными, могут создавать для нас ложные цели, непредсказуемо уходящие, как и сама необузданная природа уретрального вектора, — за флажки. И делают они это без проблем.
***
Каждый день мы просыпаемся. Перед нами новый день. Чистый. Еще не заполненный ненужной информацией, поступками, которые хотелось бы стереть из памяти, или хотя бы не вспоминать. Каждый день мы выходим из своего панциря. В пространство лжи. Или в пространство правды.
Автор: Наталья Камбур
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.