Абхазия.
Часть 1. День 5.
Проснувшись утром, я выглянул наружу проверить, никто ли меня не высматривает. Оказалось, что я ночевал прямо у аэропорта, у его забора. Здания рядом - автомастерские, из которых на меня пристально смотрели местные аборигены.
Кругом была грязища, всю ночь моросил дождь. На улице стояло солнце и находиться в палатке было невозможно душно, я начал собираться. Стоило мне вылезти поссать, как один из аборигенов направился в сторону меня.
Очко у меня сжималось по мере приближения его ко мне, его вид не предвещал хороших намерений. Он долго расспрашивал меня о том, как я тут оказался, давно ли и надолго ли. Когда он все выслушал, то просто молча ушел. Местный аэропорт принимает огромный пассажиропоток, самолеты садятся каждые 10-15 минут. Всю ночь их слушал, но не думал, что так близко нахожусь к взлетно-посадочной полосе.
Собравшись, я долго выбирался из ангара, шел в Магнит купить пожрать, а потом направился на трассу, пересекать границу.
Посетить Абхазию я планировал уже очень давно, но возраст не позволял пересечь границу самостоятельно, теперь же все стало возможно.
Зимой я спонтанно нашел пару замечательных мест для посещения и понял, что первым делом я посещу Абхазию. За пару дней до приезда я случайно списался с Леней, который чудесным образом оказался на тот момент в Абхазии, он же предложил связать мою поездку с ним. Купив продукты, я поперся в сторону трассу.
Ох, какая же стояла жара на улице, передвигаться было крайне тяжело. Мой путь лежал через жд переход, который был на карте, по факту же его заварили.
Нигде поблизости перейти официально его было нельзя, поэтому я, с огромным, тяжеленным рюкзаком на спине полез через забор. Вероятно выглядело это ущербно, я еле перелез. Остался второй забор, по другую сторону путей. Там я промучился еще дольше, т.к. не мог найти место для перелаза.
Решив проблему я дошел до трассы, но снова беда - скоростной участок и карман с запрещенным заездом, в котором как-раз стоят гаишники.
Ловить что-то не было никакого смысла, я сразу пошел к гаишником консультироваться в своем вопросе. Те сказали, что навряд ли я поймаю что-то, пока они стоят здесь. А стоять будут еще 30 минут. Но он пообещал, что если кто-то и нарушит ради меня, то он его не тронет, лол.
Спустя минут 5 остановился местный, который довез меня до олимпийского парка. Дальше на развилке остановился таксист, который почему-то в конце решил взять меня бесплатно, т.к. ехал как-раз на границу.
Никогда не проходил границу один, это было чем-то новым, неизведанным. Я решил проходить ее в машине и прямо на границе ловил попутку.
В итоге ехал с Сочинским парнем на ниссане скайлайне. Переходить границу было интересно, щекотливое занятие, когда пограничник шмонает по твоим вещам и задает всякие каверзные вопросы.
Пройдя границу, наступил очень курьезный момент, я забыл машину, на которой я ехал. Точнее я просто не обратил на нее внимание, когда садился. Помнил лишь, что она праворульная и белая, а таких там была целая куча. Минут 10 я сидел, стоял в ступоре и в итоге решил просто голосовать за шлагбаумами, как вдруг он оказался прямо перед моим носом и сигналил мне.
Проехав всю границу я ощутил такую странность: пока я был в России, все было родным и чувствовал я себя уверенно и спокойно, переехав границу, я почувствовал себя совершенно в чужой тарелке. Не буду подробно описывать некоторые вещи ради экономии вашего, и моего времени.
Первые впечатления об Абхазии: Сотовая связь и интернет просто ужасно дорогие.
В Абхазии два оператора, которые пиарятся везде, как только могут. Это А-мобайл и Аквафон. Второй плохой, как говорят. Ловит плохо, сети нет. Я случайно попал на первый, т.к. зайдя в офис второго меня не вдохновили полумертвые тетки, спящие на стойках от усталости и лютой жары, и стоимость подключения в 500р. У первого впрочем не дешевле, но молодые тетушки грамотно все объяснили.
Абонентская плата в сутки 33 рубля, 250мб трафика в день, 20р/минута в Россию. Но я же отдыхать приехал, а не зависать в телефоне.
Таксисты в Абхазии. Они везде. Голосуешь - все останавливаются, не голосуешь - все останавливаются.
Коровы. Как только въезжаешь в Абхазию, первого, кого ты видишь после пограничников - корову. Их тут просто очень много.
Абхазия - один большой колхоз. Они ходят везде, в т.ч. по дорогам, и это абсолютно нормально, когда посреди дороги стоит коровье стадо.
Вождение. Наши водители ездят осторожно, по всем правилам, ведь чужая страна и все такое. Местные же гонят стабильно 120-140.
Через всю Абхазию тянется одна дорога - Сухумское шоссе, или м27. Так вот эта двухполосная дорога - супер скоростная автомагистраль. Переходя ее нужно остановиться и минут 5 прислушиваться, не летит ли в вашу сторону чья-нибудь бмв или мерседес.
Принцип у них такой: абсолютно расслабленно, без ремня, 120-160, сплошная - неважно, под кавказский мотив, но как только пост ГАИ, так сразу 40 км/ч. А ПОТОМ СНОВА чешит140.
У них свободная езда, но единственное правило - мимо поста ехать медленно. Местным полицаям дан приказ - не тормозить местных и русских.
Вообще, аттракцион очень даже ничего, к такому привыкаешь и возвращаться в суровую Россию будет потом трудно. Машины. 75% машин на дорогах составляют мерсы и бмв. Очень много криминала, особенно воровства. Ни в коем случае нельзя оставлять вещи без присмотра и уходить в нирвану, если при вас есть что-то ценное.
На многие услуги в Абхазии нет публичного прайса. Здесь прикол такой: если ты местный - цена одна, если турист - в два раза выше. Так почти везде, по всей стране.
Разруха. Как всем известно, после войны здесь ничего не восстанавливалось. Здесь немыслимое количество заброшенных домов, коттеджей, усадеб, многоэтажек и прочего. В каждом городе минимум 30% составляет разруха. Это красиво, но пугающе порой.
Рица. Очень известное озеро Абхазии, оно здесь как Байкал в России. Посетить обязательно стоит каждому, красота непередаваемая.
На экскурсиях денег дерут много.
Пляжи Абхазии. Галька. Народу почти нет. Даже в Сухуме, столице страны народу меньше, намного меньше, чем в Лазаревском, Сочи, Адлере, Туапсе.
Там меньше, чем в поселках приморских. Море в Абхазии чистое.
Жилье в Абхазии, цены. В разы дешевле, чем на нашем побережье. Средняя стоимость за человека - 250 рублей в сутки.
Условия такие же, как на нашем за 400-500р/сутки.
Народ в Абхазии. Как и везде, есть плохие, а есть хорошие. Я увидел хороших намного больше, чем плохих. Все гостеприимные, накормят, всем обеспечат, чачей напоят.
Главное не забывать, что если плохих еще не повстречали, то это не значит, что их нет и нужно расслабляться.
Цены в Абхазии. Все, что от нашей границы до Сухума - дорого. Точнее, как на нашем побережье или чуть дешевле. Все, что в Сухуме и в сторону Грузинской границы - как в нашем Иваново.
После нашего побережья это ощутимый контраст. Как я считаю, Абхазия - для души. Но так подытожил для себя я, живя в палатке в тихой деревне, выбравшись на двое суток в горы, объездив автостопом почти всю страну с добрыми людьми.
Поймав на границе мерседес, а затем бмв, я добрался до места назначения - поселка приморского, расположенного между Гудаутой и Новым Афоном. Там меня должен был встретить Леня с его отцом. Пока их ждал, мимо меня проехала киа спектра с 37 номерами, в которой сидел поп с монашкой.
Встретив меня, мы поехали на пляж, где я познакомился с его родителями и двумя младшими, забавными сестрами. За все эти дни почти совместного проживания я настолько к ним привык, что расставаться впоследствии было очень грустно. После пляжа они отвезли меня к себе.
Дом, комнаты в котором они снимали, находился на краю местного приморского поселка. Рядом с домом большая поляна, он находится на возвышенности, а с поляны открывается шикарный вид на скалистые горы. Домом заправляет армянская бабушка - Вартануш, она же разрешила мне совершенно безвозмездно поставить палатку на соседнем ее участке и пользоваться всеми необходимыми ресурсами для проживания.
Площади у них большие. Ее соседка, Света с мужем имеют в собственности участок в полтора гектара, на котором выращивают просто безумное количество всего вкусного. Они же нас пригласили к себе в гости вечером. На участке очень чисто, перед домом поляна, на окраинах которой растут груши, яблоки и фейхуа (очень вкусные ягоды).
Дома два. Один перед тобой, другой справа. Все очень аккуратные, красивые. Опять же, вид на горы. Они провели экскурсию по своему огромному участку и усадили нас за стол. Ее муж - коренной Абхазец, конечно же он угостил нас чачей. Ну, как нас. Леня с папой его отказались, а я решил попробовать, тк много про нее слышал, но представления не имел, что она из себя представляет. Конечно я офигел, мягко говоря.
55 градусов, одна рюмка, которую я выпил в 3 захода, с огромным усилием. Не люблю алкоголь, а это уж совсем. Во дворе у них много кур, которые вечно бегают за хозяйкой. Также милая кошка и очень игривый пес. Все настолько клево и уютно, что уходить оттуда ну никак не хочется.
Мы пошли к своей Вартануш, там меня накормили ужином и все пошли спать.
Абхазия. День 6. Проснулись мы в 6 утра, поехали все в другую часть страны. Ехали за Очамчиру в какой-то храм. Думал это все закончится быстрее. Не по мне это все и стоять в церкви я не собирался, ждал снаружи. Ждать пришлось очень долго, но зато я написал предыдущий пост. Следующая часть дня была за нами, мы решили поехать в Очамчиру, я туда собирался ехать изначально, ибо это город-призрак, он был почти полностью разрушен во время войны и людей там живет мало. Приехав, мы нашли на главной площади колесо обозрение, на которое позже и залезли. А потом и на стоящее рядом здание.
Затем все мы устроили небольшой пикник на берегу моря мертвого города - романтика. На море был сильный шторм, волны покрывали большие волнорезы, на которые нам так хотелось залезть.. Конечно же пошли мы туда с фотиком. Волнорезы были скользкими и бежать на него нужно было в период между волн. Я почему-то был уверен в себе и не боялся, что зря. Мы с Леней залезли на верхушку волнореза, где меня слегка обрызгало. Леня слез весьма успешно, но когда слезал я.. Я не высчитывал время между волнами. Весь волнорез был покрыт водорослями, на которых стоять-то было невозможно скользко, не то что бежать. Когда я спустился вниз, прошла волна, которая покрыла мои ноги. Чудесным образом я удержался и меня не смыло (на шее фотик), но спустя пару секунд, совершенно неожиданно меня НАКРЫВАЕТ СУКА ВОЛНОЙ СЛЕВА ДО ШЕИ, я почти слетел с волнореза, но все обошлось.
Все ржали. Затем мы поехали в сторону дома, но потом нашли какой-то указатель на пещеры. Не вспомню название, но они в два раза дешевле и во много раз круче НовоАфонских, как сказал Леня, который был в последних. До пещер было прилично ехать, километров 60. Ждали мы экскурсию туда еще 2 часа (ох ненавижу ждать). На входе выдавали резиновые сапоги почти по колено, почти по колено же была вода в пещере. Путь внутри ее был почти в километр, там реально клево, но прохладно. Выехав, мы поехали домой, но потом заехали еще к морю. Правда к морю мы не попали, перед нами оказался обрыв с горы. Это стоит видеть, это реально страшно и высоко. Приехав домой, мы пошли с Леней на море, было уже давно темно. Мы пытались снимать звезды, но моего полтинника не хватало, а у Лени кроп, что очень шумно.
Идти на свой участок с палаткой стремно. Палатка стоит рядом с заброшенным, полуразрушенным домом, в котором живет летучая мышь. На участке тьма.
Абхазия День 7.
В этот день мы решили с Леней сходить в горы, далеко в горную деревню за медом. Где-то там жила тетушка, которая продавала мед. Семья Романычевых уже ходили туда с экскурсией от местного жителя, а теперь Леня вел меня сам. Отец Лени в 7 утра отвез нас на гору, с которой начинался наш путь. Мы шли по тропинкам, огибая горы, на пути у нас было ущелье "три котла", в котором огромные "котлы" в скале с горной рекой. Все три котла соединены снизу, где вроде как можно проплыть. Утром было холодно и мы не купались. Спускаться с верхнего вниз было тоже не просто, нужно было идти по скользкой скале, держась за сырую веревку.
Слететь вниз и сломать кости было вполне реальным. Далее мы шли до очередного ущелья, название которого как-то связано с конюшней (не помню). Спуск туда по железной лестнице, которая просто висит на скале. Описывать внутри все даже не буду пытаться. Горное ущелье, чистейшая вода, красота и тишина. Ходить по горным тропом очень изматывает, солнце печет, а воды нет. Позже мы дошли до источника, где вдоволь напились. Он был как-раз рядом с деревней. Там же стоял очередной мемориал, а рядом какое-то большое разрушенное здание, заросшее все. Из его окна торчал неразорвавшийся с войны снаряд, а на его территории в кустах (вроде кукурузы) стоял бюст Ленина. Дойдя до тети и купив меда, мы решили пойти обратно другой дорогой.
Мы шли просто наугад по деревенским дорожкам, где нам навстречу как-то вышли огромное стадо баранов. В поисках дороги мы нашли какую-то горную возвышенность, которая была ограждена забором из колючей проволоки, которую конечно же мы раздвинули и пролезли. Там было невероятно красиво, мы сделали пару фотографий и пошли дальше. Здешней местности характерны растения и насекомые, которых у нас не встретишь. Среди них какое-то колючее растение, которое нас прилично достало. Оно здесь везде, мы все в глубоких порезах и ссадинах от него, вечно в крови, везде просто. Дорогу мы так и не нашли, ее просто не было, зато изрядно изрезались в этой фигне.
По дороге обратно нас подобрал местный джипинг, который довез нас вниз, до Нового Афона. Там мы поймали машину и поехали домой, но я настоял поехать в Гудауту, где стоит очень высокий заброс. Приехав в Гудауту, на узком повороте мы встали лоб в лоб с приорой на 37 номерах, это оказались родители Лени. Неждан.
Мы пересели к ним и они нас довезли до нужного нам съезда. Заброс находился на очередной площади, высота его была 20 этажей. Вид на море и окрестности был шикарным. На горизонте мы обнаружили кран, на который позже залезли. Путь до него лежал снова через колючки.
Кран имел небольшой крен, противовеса у него не было, а стрела просто висела вниз. Доверия он никакого не внушал, лезть по нему было дико стремно. Конечно же, залезть нужно было на самую высокую точку, где держаться уже просто не за что и каждая вибрация ощущается в полной мере. Слезли, поехали домой. Там шашлыки. И спать. День 8. Проснулись в 9, решили поехать с Леней в Сухум. Поймали машину, доехали. Пошли в первый супермаркет. Там почему-то каждые 2-3 минуты вырубался полностью весь свет. Продукты там дешевые. Купили пожрать и пошли гулять. Многоэтажки там страшные. В любой части дома можно встретить пустые окна, что жутко. Дошли до жд вокзала. Он большой и красивый. И заброшенный. По середине шпиль.
Долго мучившись, мы туда залезли. В центре города стояло огроменное здание парламента Абхазии, заброшенное. Как позже узнал, туда попал снаряд и оно сгорело. Тоже залезли. Правда все лестницы старательно заварены и лезть пришлось по шахте лифта. Сверху мы увидели очередной кран. По пути до него мы зашли в местную столовую с безумно вкусной выпечкой, и недорогой, что очень важно. Кран был на территории строящейся гостиницы "Абхазия", в очень оживленной части города. Лезть на него было идиотизмом, ибо мы были на виду у всего города. Конечно же мы полезли. Леня залез удачно, а вот я почти упал в колючие кусты, но повис на них. Весь в кровищи и ранах, я все же поднялся. Залезли на кран под оры местных гастарбайтеров с соседней стройки.
Я откровенно ждал, пока нас загребут, но ничего подобного, никто даже не приехал. Слезли, ушли, прогулялись по набережной и пошли на троллейбус. Проезд в нем 5 рублей, но с русских при незнании берут 10. Местные нам сказали, что 5.
Уступив места, мы с Леней пошли на заднюю площадку, я воткнул наушники и кайфовал высунувшись из окна. В это время я чувствовал чужой парфюм за своей спиной, очень близко стоял какой-то мужик. Впоследствии я узнал, что нас чуть не обчистили. Тот мужик, что стоял сзади, ничего не стесняясь, при полном троллейбусе народа рылся в наших рюкзаках. Я в наушниках ничего не слышал, спалил его Леня. На выезде нас подхватила девушка на мерсе и под 140 довезла нас до дома. Это был последний день семьи Романычевых в Абхазии, они уезжали домой. Я остался один. Впереди Рица.