Юльча Шарипова
День первый.
Научилась делать бумажные кораблики и битбокс (упадете все, когда приеду).
Климатически-организационная форма: рай с элементами пионерлагеря, трехразовым питанием (а ночью ряженка) и фитнесом на морском берегу.
Мощно спели гимн России на 500 голов.
Завтра обещают спикеров из ТАСС и RussiaToday.
У нас отбой. Из динамиков на улице весь день передавали русский рок (за что отдельное спасибо этим добрым людям), а сейчас саунд-трек к "Спокойной ночи малыши". Баю-бай!
День второй.
Новости нашего черноморлага. Голова вашего пионэра лопается от впечатлений. Наконец-то.
Заслушаны: сопредседатели исполкома ОНФ (два), депутаты Госдумы (два), главред ТАСС (один), заместитель главреда ТАСС (один), советник гендира RussiaToday (одна), советник МИА «Россия сегодня» (один).
Прошлый тег #няшмяш оказался пророческим. Так мы назвали свою команду на зарнице (как-то она понтово называется, я забыла, простите). Сергей, редактор КП из Симферополя, обещал передать Поклонской, что мы назвали команду в ее честь. Говорит, она клевая. Тиражи поднимает своим присутствием в номере. Сергею мы, несчастные дети севера, можем только завидовать. Плевал он на и в это море, куда мы смотрим с вожделением. Может себе позволить такую роскошь, обитая там, куда на море можно сбегать с уроков.
Кормят много. Порции стандартные, но ассортимент на столах такой, что хватит накормить одного грузчика или двух профессоров. А в одного журналиста, привыкшего к тяготам и лишениям, столько не лезет. Хотя вот после обеда видела, как Ярославль тащил в свою нору гору сдобных булочек. «Полдник устроим», - пояснил Ярославль на мои круглые глаза. Не знаю, как они после этого полдника пережили ужин.
Повар, соединивший на завтрак в салате свеклу и ананасы, превзошел себя.
В ночи пели песни у костра, на площадке, похожей на лобное место. Неподалеку делали джаз.
Это все было вчера. А сегодня обещают на занятиях от теории переходить к практике. Тренерами будут суперкрутые чуваки из МИА. Как приеду, напиханная знаниями, как начну распылять.
Установлен контакт с братьями по разуму по ту сторону забора. Местные считают нас сектантами, потому что почти не купаемся. А нам некогда просто.
Сейчас ВНИМАНИЕ! Домики (ЦЕЛЫЙ ДОМИК, НЕ ЧЕЛОВЕКОМЕСТО) на северном побережье Крыма стоит 250-300 в сутки. Я сначала даже не поняла, что это в рублях.
День третий.
Немного об Украине. Она от нас по прямой через море.
Много надписей на украинском. Видели «Швыдку допомогу» с красным крестом в Симферополе, например. Сначала удивились, потом вспомнили, что украинский – один из трех государственных языков в Крыму вместе с крымско-татарским и русским. На нашей базе тоже есть надписи.
А в сувенирной лавке на упаковке мыла маркером жирно зачеркнуто (и тем самым подчеркнуто) слово «Украина» в адресе производителя. Видимо, делали это мыло еще в дореволюционном Крыму.
Еда на наших столах тоже почти вся украинская. Та, что в упаковках – точно. Йогурты, ряженка, печенье, пепси. Даже шоколад, судя по упаковке, хоть и российский, но экспортный для Украины. А оттуда уже, видимо, перекинут сюда. Полагаю, что готовят также, преимущественно из украинских продуктов. На форуме патриотической направленности это, если задуматься над последними событиями, выглядит странно.
Сто процентов крымская только вода в кулерах.
Обнаруженные за забором братья по разуму из местных посетовали, что туристов у них сейчас маловато. Зовут отдыхать. Говорят, эта часть Крыма как раз была очень хорошо освоена украинцами. Туристов много никогда не бывает, говорю вам, как человек выросший у незарастающей народной тропы в Пушкинских Горах. Но, конечно, поток просел. Ничего, сейчас окончательно про дешевые билеты решат, со временем все наладиться. Очень хочется, чтобы наладилось. Я хотела бы сюда вернуться на отдых. А то нам за территорию базы, где проходят занятия, разрешено выйти только один раз.
Желательно, чтобы он совпал со днем отъезда. Вот и получается, что из всего Крыма мы увидели окраины Симферополя вокруг аэропорта да поля подсолнечника вдоль трассы по пути на базу. Очень, кстати, на мои любимые украинские поля похоже. Один в один прям, только тут еще и сухие оросительные каналы вдоль.
Спросите меня, как съездить в Крым и не увидеть Крыма, и я таки вам отвечу.
Одеяла и подухи ждут ребят.
Море сегодня "закрыто". На него можно только смотреть. Легкие волны. и наши МЧСники перестаховались. Хотя за решеткой на соседних базах люди купаются.
День четвертый.
Накануне на вечернем собрании («свечка» в местной терминологии) нашей микрогруппы («пятнашка», 15 человек плюс куратор-волонтер Настя – героический человек, ухитрявшийся рулить процессом с севшим голосом) криминальный журналист Виталий из Калининграда читал свои стихи. У Виталия скоро выходит книга, его принимают в Союз писателей, его тексты находят люди из других городов и кладут на музыку, а сам он собирается поступать в аспирантуру и преподавать в университете зарубежную литературу. Криминальный, напоминаю, журналист. Чудны дела твои…
Пятнашка, свечка – элементы обособленной микрогруппы (не будем произносить слово «секта») просматриваются. Все носят на шее бейджи с именем-фамилией, фотокарточкой, номером пятнашки. Внутри бейджа запрятана карта территории. Цвет ленты бейджа зависит от того, участник ты форума, волонтер, эксперт или персонал. Издалека видно, кто идет навстречу.
По утрам у нас массовая зарядка. Ведет чемпионка мира по дэнс-холлу Марта Августинович из Севастополя. У форума два полуофициальных гимна, под одну из песен мы на зарядке понемногу разучиваем танец. Полагаю, прошлые смены тоже его учили. Песни привязчивые. Один раз услышал, уже не забудешь. Интересно, если однажды их включат в наших городах, мы многотысячной толпой пойдем брать Рейхстаг?
Утренняя побудка под гимн России от Долиной из динамиков.
Что касается политической пропаганды, то ее на форуме ноль целых ноль десятых. Только кристаллизованное творчество. Не что делать, а как. Спикеры образовательных программ – монстры отрасли, определяющие движение журнализма в стране. Люди, которые проводили подобные тренинги, например, для испанской редакции телеканала Russia Today. Почувствуйте уровень. Каждого можно поймать за руку и спросить все, что имеешь. Моя коробочка уже полна тем, что пригодится в ежедневной работе в родном регионе. Творческий подъем. Собственно, по количеству моментально генерируемых текстов в соцсетях это видно.
У нас тут деловая игра по созданию журналистских материалов. Условия лабораторные. Утверждают, что это беспрецедентный случай такой массовой (на 450 человек) разработки кейса практикующими журналистами. Я свой материал уже сдала, завтра будет разбор. Надеюсь, написанное здесь пригодится и в своей редакции.
День пятый.
О насущном. Туалетная бумага тут такой жесткости, что раздирает душу. Живем мы в домиках по три человека. Один на кровати (я:)) и двое на раскладном диване. Участники форума перемешаны между собой по многу раз. Мы централизованно добирались из своего региона, а это дополнительная возможность пообщаться с коллегами, с которыми порой успеваешь только поздороваться. Нас разделили на пятнашки, в каждой по одному человеку на регион. Расселение. Плюс еще раз замиксовали для деловой игры. Общеизвестно, что ценность журналиста определяется толщиной его записной книжки. Как сказал кто-то из экспертов: вот вам 450 новых контактов (число участников форума), в масштабах страны можете провернуть, что угодно.
На базе много живности. На реактивной скорости мимо проносится небольшой собакин Удлиннитель. Наша смена последняя, и собакина попытаются пристроить кому-нибудь из участников или заберут в Москву. О, пока писала, он опять просвистел мимо. Попыталась погладить, так он даже отстранился, пробегая. Говорят, хороший знак: пса два дня назад слегка сбила машина, и он давал себя тискать каждому. Не в себе был. Видать, поправился и снова капризничает. Еще тут где-то четыре почти ручных подростка-сороки, ежи, медузы и иногда проплывают дельфины. Про всех них я только слышу. С моим зрением неудивительно.
Среди прочего сегодня на пляжу состоялся внезапный мастер-класс по пляжной фотографии от одного из ведущих фоторепортеров РИА Новости Андрея Попова. Как позировать. Как снимать. Да только в наших палестинах уже прикрыли купальники слоями теплой одежды. Домой в осень не охота. А придется. Еще одно, последнее, сказанье, и летопись окончится моя.
День шестой.
Картина последняя, печальная.
Базе отдыха сказочно повезло, что ее выбрали местом проведения «Тавриды». Таких баз полное побережье, забор в забор. Но счастье снизошло только сюда. И дело не в дожде бабла, который, безусловно, обрушился на хозяев базы. Восемь разных смен за два месяца выдержала база. Скульпторы. Архитекторы. Урбанисты. Художники. Беса в стуле. И все они оставили бесконечно огромное число арт-объектов на потрепанной жизнью советской базе отдыха. Цирк уедет, а 3D-граффити, маяк на берегу, медузы со щупальцами для загадывания желаний и бесконечное множество других художественных изощрений останутся.
Последний день последней смены. Поэтому не только у участников, но и у организаторов настроение возбужденно-приподнято-грустное. Много фоткаются пятнашками, говорят друг другу теплые слова, с разных сторон доносится местная кричалочка «Всё будет Таврида!»
Главное, что я увезу с собой – ощущение, что жизнь на Марсе все-таки есть. По всей стране живут люди моего возраста, с похожими взглядами на жизнь, со стремлением чего-то добиться в профессии. Услышала от одного из участников: «Даже удивительно! Кому что ни скажи – ничего объяснять не надо!» Надеюсь, установленные здесь контакты (реально, от Калининграда до Владивостока и от Салехарда до Крыма) останутся навсегда.
«Таврида» сделала мое лето и сделала его на два дня длиннее.
Завтра вылетаем в Москву.
Совсем забыла про эту фотку.
"Чтоб я сдох!" - оценил результат ночного флешмоба его организатор Андрей Попов из РИА Новости. Это фризлайт - рисование светом в ночном небе. Фототехника ставится на длинную выдержку, а мы водим руками в воздухе. В руках мобильники с включенными фонариками. У меня был самый крутой, не в мобильнике, а настоящий. На три лампочки. Выдала куратор (Настя, привет!)
Мой объект примерно четвертый по прямой за буквой "И". Синяя снежинка на много лучей. И я под ней стою в белой майке. Снежинку чуточку прикрывает белая звездочка. Разные цвета фигур получились благодаря надетым на фонарики резиновым браслетам.