Переходи на светлую сторону
Мне давно хотелось написать этот пост, но я просто не знала, с чего начать. Мне казалось, что эта тема так банальна, очевидна и говорить здесь просто не о чем. Но вчера наткнулась на дискуссию в интернете, где один молодой человек активно и даже слегка агрессивно настаивал на том, что честность в бизнесе никому не нужна. Что примечательно, рассказывая о том, что каждый день ему приходится хитрить, изворачиваться, а то и нагло обманывать, чтобы удержать свой бизнес на плаву, данный герой бил себя пяткой в грудь, что в жизни от совсем не такой, что он верный товарищ и хороший семьянин, что он – цитирую «в жизни никого не обманул». И самое страшное в том, как много людей с ним соглашались, что да, мол, не мы такие, жизнь такая, ничего не поделаешь, или ты, или тебя.
Может поэтому предпринимателей так не любят? И поэтому многие способные люди, продолжают работать на работе, потому что не хотят становиться такими?
Наша жизнь есть то, во что мы верим. Я верю в то, что в мире очень много честных, добрых, порядочных людей. И почему-то именно такие люди мне и встречаются. Когда мои коллеги и клиенты рассказывают ужасы про своих клиентов, которые хотят их кинуть, обмануть, отжать деньги, я каждый раз ужасаюсь: «Где? Ну где же вы их берете?». Это не значит, что я живу в мире розовых пони и феечек, мне тоже встречаются такие клиенты, но почему-то клиентами они обычно не становятся.
Иногда меня спрашивают, как взаимодействовать с такими людьми? Как общаться с обманщиком, но не дать себя обмануть? И у меня только один вопрос – а зачем? Если вы знаете, что вы хороший человек, который делает хороший продукт, приносит пользу своим клиентам, зачем тратить свое время, силы и другие ресурсы, чтобы дать эту пользу не благодарным, не честным людям, которые не понимают и не могут оценить пользу вашего продукта?
Или вы боитесь, что если начнете отказывать клиентам, то у вас никто не будет покупать? В таком случае быть может стоит поработать над ценностью продукта, над тем, чтобы сделать его лучше, качественнее, дать лучший сервис, лучше решать возникающие у клиента проблемы. Быть может подумать о том, как же привлекать клиентов, которые резонируют с вами по своим убеждениям, ценностям и желаниям. Согласитесь, куда приятнее тратить свое время, думая о том, как принести больше пользы и получать благодарности клиентов, чем потратить то же время на мысли о том, как разрулить конфликт с клиентом, который изначально был «не ваш». Гораздо эффективнее искать «своих» клиентов, чем пытаться понравится всем.
Несколько лет назад я нашла на улице котенка и поскольку у меня дома уже жили две кошки, котенка я решила отдать. Я тогда очень внимательно отнеслась к выбору новых хозяев, потому что мне очень не хотелось отдавать малыша злым людям. Точно так же я отношусь к продукту, который я делаю – я не хочу отдавать его кому попало. Я не имею ввиду, что нужно устраивать тестирование для клиентов, но я без сожаления отказываюсь сотрудничать с человеком, если вижу, что мы не сходимся в каких-то базовых для меня ценностях. Например, если я слышу от клиента выражение, что «сотрудник – это ресурс» или «незаменимых людей не бывает, одного выжал – следующий уже на пороге», я не буду сотрудничать с таким человеком, я не хочу и не буду учить тому как обманывать других людей или учить обращаться с людьми как с мебелью. Возможно кто-то скажет, что специфика моей деятельности накладывает отпечаток и заставляет более ответственно относиться к этому вопросу, возможно кто-то вспомнит профессиональную этику. Дело не в ней, дело в моей личной этике и в моем личном выборе.
А что выбираете вы? На какой вы стороне? Быть может вы, поддавшись влиянию болтаетесь между темной и светлой стороной. Или действуете по обстоятельствам. Или вы глубоко внутри на светлой стороне, но боитесь сказать об этом и прикидываетесь серым?
Переходите на светлую сторону, здесь однозначно лучше!
Наталья Рачковская