Нужна ли вашему бизнесу критика?
Помните недавно я писала вам о том, как ваше окружение влияет на вас, на ваше развитие и ваш успех? Сегодня я хочу подробнее остановиться на одной из групп токсичных знакомых – критиканах.
Я очень давно хотела написать что-то на это тему, потому что меня очень беспокоит общее отношение к этому вопросу. Почему-то считается, что критика – это хорошо. Я совершенно убеждена в обратном. Иногда ко мне приходит новый клиент и с каким-то мазохистским предвкушением просит: «Покритикуйте, пожалуйста, мой бизнес». «Зачем?» - спрашиваю я. «Ну вы ведь профессиональный консультант. Вы меня покритикуете, и я стану лучше», - отвечает клиент.
Постойте, если вы хотите стать лучше, давайте лучше я вам расскажу, как стать лучше?
Итак, сегодняшняя статья – это критика критиков. А если серьезно, то я расскажу вам о том, почему я не люблю критиковать и вам не советую. А еще, почему критика не делает лучше ни критика, ни критикуемого.
Мы все время от времени сталкиваемся с критикой в свой адрес и критикуем сами. Иногда нам досаждают люди, чьего мнения мы не спрашивали, а иногда требуется вердикт от важного для нас человека. Где проходит грань между конструктивной критикой и токсичным критиканством?
Начнем с того, что полезной может быть только критика, исходящая от людей, которые знают, о чем они говорят. Когда человек достиг многого, особенно в той области, в которой лежат наши интересы, его мнение будет для нас очень полезным. Специалист сумеет распознать ошибки, и их своевременное исправление поможет нам избежать проблем в будущем. Например, если вы начинающий предприниматель и составили свой первый в жизни бизнес-план, согласитесь, будет не лишним показать его опытному бизнесмену, который работает на рынке уже давно. При условии, что это успешный бизнесмен, с открытым мышлением и не склонный к критиканству. Подобная критика будет конструктивной и полезной для вашей деятельности. Мы ждем резюме мастера и готовы совершенствоваться.
Когда я создаю новый продукт, мне важно услышать мнение, протестировать его, получить отзывы. На основе толковых замечаний я улавливаю слабые места и делаю свой продукт лучше. Артемий Лебедев говорит: «Критика — это хорошо. Ничто так не вдохновляет, как замечания. Ничто не портит день сильнее, чем обильная похвала». Разумный человек с твердой самооценкой всегда найдет в критике способ стать лучше.
Бывают же ситуации, когда мы не хотим слышать никакой критики, но нам ее все равно высказывают. И как правило ее высказывают те люди, которые совершенно не разбираются в предмете, который критикуют. Подобная критика не несет никакого смысла и пользы, а только портит нам настроение. Например, клиенту не понравился итог вашей работы, вы переживаете и пытаетесь получить объективную обратную связь, которая позволила бы увидеть и исправить ошибку. Но на все свои вопросы вы слышите только: «Ну вы ведь специалист, вам должно быть виднее, что не так». Такая критика не помогает нам что-либо улучшить или исправить ошибки. Если человек пытается вас критиковать, и это вызывает у вас недоумение раздражение, приглядитесь, возможно, он критикан и за высказанными им словами не следует никакой смысловой нагрузки.
Нам знакомы такие типажи, которые сидя на диване, критикуют все подряд. Среднестатистический житель, особо ничего из себя не представляющий, всегда считает себя специалистом во всем, в управлении государством, в футболе, в строительстве и тому подобное. Узнаете кого-нибудь из знакомых? Возможно, вы сейчас поймали себя на том, что периодически тоже занимаетесь критиканством. Совершенно не разбираясь в чем-то, мы легко критикуем и считаем, что мы сделали бы куда лучше. Но при этом ничего не делаем. Помните, у Ильфа и Петрова в «12 стульев» был такой слесарь Полесов, который все знал лучше всех, лез везде, а собственная работа стояла? Подобных «помощников», которые не дают дельных советов нужно стараться исключить из своего внимания. Когда человек предлагает вам покритиковать вашу работу, а вы видите, что у вас совершенно разные представления о данной теме, следует его тактично слить. Иначе вы можете не только повредить результатам, следуя некомпетентным советам, но и существенно снизить свою самооценку. Критиканы вполне способны испортить настроение или создать впечатление общей неудовлетворенности от проделанной работы.
В чем фундаментальные отличие критиков и критикантов?
Первое отличие.
КРИТИК критикует только то, в чем он хороший специалист и что умеет делать хорошо. По принципу «Я это делал, у меня получилось, а у тебя не получается потому что…».
КРИТИКАН обычно не разбирается в теме или разбирается в ней весьма поверхностно. Успешного опыта реализации как правило не имеет. Его критика идет по принципу: «Я сделал бы это лучше, чем ты, если бы умел».
Второе отличие.
КРИТИК не получает удовольствие от процесса критики, он получает удовольствие от того, что смог помочь или оказался полезен. Я иногда получаю такую критику от клиентов или коллег и звучит это примерно так: «Хотите я поделюсь своими впечатлениями?» или «Я это делал немного по-другому, хотите расскажу, как?». То есть человек сначала получает мое согласие, а затем уже высказывает свое мнение, делает это максимально тактично.
КРИТИКАН получает удовольствие от самого процесса высказывания критики, он буквально раздувается от чувства собственной важности. Он готов критиковать всех и вся, и если кто-то вдруг не хочет выслушивать его критику, то в ответ может услышать: «Я просто высказал свое мнение, а вам нужно научиться спокойно воспринимать критику».
Третье отличие.
КРИТИК подбирает слова, стараясь быть тактичным. Критику важно поддержать вас, а не чувство собственной значимости.
КРИТИКАН навязывает вам свое мнение как единственно правильное, да еще может потребовать, чтобы вы беспрекословно следовали его совету. Тактичность и аккуратность в высказываниях? Не, не слышал!
Четвертое отличие.
КРИТИК обычно дает конкретные рекомендации. Например, я взяла себе за правило не открывать рта, если мне что-то не нравится, но я не могу сказать конкретно, что именно. Вероятнее всего, я просто не отношусь к целевой аудитории этого продукта. Если же я даю рекомендации, то стараюсь использовать форму: «Мне кажется, что это можно усилить следующим образом».
КРИТИКАН как правило ограничивается эмоциональными высказываниями вроде: «Ваш сайт – г…но» или «Я вообще ничего не понял из того, что вы сейчас сказали». Или же пускается в долгие пространные рассуждения о том, как это все должно было бы выглядеть в идеале – эдакий сферический конь в вакууме.
Пятое и самое главное отличие.
После общения с конструктивным КРИТИКОМ вы чувствуете воодушевление и желание что-то делать.
После общения с токсичным КРИТИКАНОМ вы чувствуете опустошенность и желание убиться об стену.
Несколько лет назад на одном из тренингов я услышала такую мысль относительно критики, что она полезна для устойчивого и крепкого проекта. Когда вы уверены, что вы движетесь в верном направлении, вам может быть полезна дозированная критика от ваших коллег, клиентов или экспертов в вашей области. Если же ваш проект пока еще на уровне мечтаний, то вам нужно вдохновение, чтобы сделать его более реальным, в этот момент критика может просто убить все начинания на корню. Но даже для крепкого проекта сильная бомбардировка критикой может стать ядом, разъедающим фундамент и тормозящим развитие.
С тех пор я стала регулировать поток входящей и исходящей критики в своем бизнесе и в своей жизни. Я стараюсь не критиковать даже мысленно других людей, а также не допускать непрошенную критику в свой адрес. Когда-то я решилась на это в качестве эксперимента и теперь я абсолютно уверена, что именно такой подход дает самые лучшие результаты.
Попробуйте.
Наталья Рачковская