Кошелек или жизнь? О разнице смыслов, или MacBook как мотивация.
«Иногда проходит много времени, ужасно много времени,
прежде чем все становится на свои места». Туве Янссон
Я говорила о том, что когда вам предлагают мотивировать себя какой-то суммой денег, новой квартирой, машиной, и другими материальными ценностями, то это не имеет никакого отношения к мотивации, а все эти вещи на самом деле относятся к стимулам. И конечно вы можете поставить себе цели и заработать на новую машину, но это не сделает вас или кого-то еще счастливее.
И вот недавно у нас с одним из моих коллег зашел разговор о мотивации. Мой коллега рассказал мне историю о своем знакомом, совсем юном человеке, для которого мотивацией делать бизнес и зарабатывать деньги – стало желание купить себе MacBook. Мы двое взрослых и состоявшихся людей искренне недоумевали, к чему этот пафос, когда ты только начинаешь. И неужели все эти макбуки, айфоны и мазератти действительно так сильно мотивирует? Почему так много юных и не очень людей готовы пахать, отказывать себе в чем-то, извлекать из себя все свои способности и весь свой ресурс ради того, чтобы купить себе… по сути не очень-то нужную вещицу?
Если вы подумали, что в этой статье я займусь морализаторством и буду рассказывать вам о том, как не правы те люди – вы ошибаетесь. Об этом пишут все, кому не лень, и я совсем не хочу присоединяться к армии осуждающих. Я хочу рассказать вам о том, почему некоторым людям действительно так нужен MacBook, почему это мотивация не для всех, и почему такая мотивация имеет право на существование. Я хочу поговорить с вами о разных уровнях смыслов. Сегодня будет длинная статья, но она стоит того, чтобы ее прочесть. Начнем? Тогда для начала несколько зарисовочек.
Я не очень четко помню себя в трехлетнем возрасте, но у меня есть дочь Алиса, которой сейчас 3,5 года. Когда мы идем с Алисой в магазине, я каждый раз спрашиваю, что ей купить – шоколадку или Киндер-сюрприз. И каждый раз она неизменно отвечает, что хочет сюрприз. Я не могу не задавать этот вопрос, потому что мой рациональный взрослый мозг никак не может согласиться с тем, что сюрприз лучше, чем большая шоколадка. Не может. А детский мозг продолжает выбирать сюрприз. И ребенок до определенного возраста всегда будет выбирать неизвестность, сюрприз, игру, интерес. Это ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ, который называется Я-МИР. Ребенок изучает, познает этот мир, он полон тайн и загадок, ему интересно открывать эти загадки, сюрпризы, которые приготовил для него мир.
Мне 5 лет, я иду с мамой по улице. Уже глубокая осень и почти все листья с деревьев уже опали. А я иду и размышляю о том, сколько клея нужно, чтобы приклеить их все обратно и как бы организовать этот процесс. Ведь бедные деревья будут скучать без своих листиков. Примерно в том же возрасте я думала о том, как накормить всех бездомных котят. А на новый год я загадывала, чтобы все люди были счастливы. Это ВТОРОЙ УРОВЕНЬ смыслов Я-МЫ. На этом уровне я ощущала себя частью общества, которое мне очень хотелось осчастливить. Конечно в своем ребенковском понимании.
Мне 12 лет и у наша компания друзей конфликтует с другой компанией ребят. Мы без устали обсуждаем эту ситуацию и создаем план боевых действий. Нас очень сплотила эта ситуация, ведь мы дружим против кого-то. В открытом противостоянии мы можем почувствовать себя командой. Это ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ смыслов Я-ТЫ. На этом уровне мы хотим ощущать себя частью какой-то замкнутой системы – класса, дворовой компании, компании единомышленников. Мы создаем коалиции с конкретными людьми, в этом же возрасте как правило появляются лучшие друзья.
Мне 17 лет, и я устраиваюсь на свою первую серьезную работу, чтобы у меня была возможность иметь первый свой дом. Чтобы купить в этот дом СВОИ кружки, СВОИ занавесочки, чтобы сходить в ночной клуб на СВОИ деньги, чтобы купить себе сапоги из СВОЕГО бюджета. Знаете, от чего я тогда получала удовольствие? Тогда не было айфонов и даже мобильные телефоны еще были обязательным атрибутом. Но по сути, я тогда реализовывала мотивацию – я САМА. Я сама могу заработать денег, я сама могу их потратить на то, что я сама считаю нужным. Я могу сама обустроить свое жилище. Я сама. Это ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ смыслов Я-Я. На этом уровне нам важны даже не сами атрибуты, их функциональность или глубокие смыслы и мотивы за ними, нам важно иметь возможность манифестации и реализации СВОЕГО намерения. Я могу – это и есть мотивация того возраста.
Возвращаясь к молодому человеку и значку MacBook, который зажигает его взгляд. Он как раз сейчас находится на этом четвертом уровне и это нормально. Его задача сейчас научиться жить для себя, желать, исполнять свои желания, минифестировать и реализовывать. И после этого он сможет перейти на следующий уровень…
УРОВЕНЬ ПЯТЫЙ. Я-ТЫ. Да, мы снова возвращаемся на предыдущий уровень смыслов. Только уже сейчас, находясь на этом уровне мы не создаем коалиции для борьбы или защиты, мы создаем команды для созидания. И мы начинаем заботиться о членах своей команды. Для меня этот уровень открылся в 23 года, когда я стала руководителем отдела. Я вдруг резко почувствовала свою ответственности за других людей, некоторые из которых были много старше меня. Смысл моей работы сместился с собственных достижений на достижения моей команды – профессиональные и личные. Находясь на этом уровне смыслов, мы можем построить крепкую команду, создать крепкую семью. Но переходя на этот уровень очень важно не забывать о предыдущем. Важно отдавать от избытка, от собственной наполненности, а не по принципу «последнюю рубашку для брата».
УРОВЕНЬ ШЕСТОЙ. Я-МЫ. Здесь у человека появляются интересы, которые затрагивают в принципе всех людей, с которыми человек сталкивается. Его мотивация и смыслы могут распространяться на всю компанию, в которой он работает, на клиентов и партнеров. Когда мне было 27 лет для меня открылся этот уровень смыслов. Открылся вместе с моим бизнесом. Я стала задумываться о том, как моя деятельности влияет на город и страну, в которых я живу. Как я влияю на компании моих клиентов. И снова вернулось желание сделать что-то очень глобально-хорошее, помните про желание приклеить листочки обратно на дерево? Конечно теперь это нечто более реалистичное и практичное, но уровень смыслов тот же.
И последний СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ. Это снова смыслы Я-МИР. Самый большой и глобальный, здесь начинаются мысли об экологии, влиянии своей деятельности на все окружающее, о том, какой след он оставит после себя, что будет в будущем. Человек уже хочет что-то реально изменить в мире, не просто построить свое производство, приносящее ему прибыль, но создать что-то новое. Улучшить жизнь, оптимизировать процессы, спасти от вымирания, предотвратить катастрофу. Этот уровень пока еще не доступен мне. Конечно я задумываюсь об этом, но, если честно и от души – это всего лишь мысли, они не реализуются к каком-то конкретном действии и думаю, что до этого уровня еще нужно дорасти.
Каждый из нас находится на разных уровнях смыслов. Мы двигаемся по этой шкале в течение жизни. Но есть один важный момент – невозможно перескочить на другой уровень просто имея желание это сделать. И невозможно заставить другого человека мыслить другими смыслами, чем те, которые есть у него сейчас. Бесполезно того молодого человека пытаться заставить хотеть мира во всем мире, а не MacBook. Ему нужно дать возможность, поддержать его в реализации своих смыслов на этом уровне, ведь уровень Я-Я закладывает фундамент для всех остальных уровней. И когда он накопит опыт реализации этого смысла, когда он накопит опыт реализации своих желаний, получит ресурсы для перехода на следующий уровень и возможность это сделать – тогда самое время говорить о других смыслах.
Так же вредно пытаться опустить человека на уровень ниже. Я нередко слышу такие высказывания: «О каких смыслах вы говорите? Единственный смысл бизнеса – зарабатывать деньги». Для меня это не единственный и не главный смысл. У меня достаточно крепко понимание моего личного смысла, чтобы реагировать на такие заявления. Но ведь бывает, что человек, который делал бизнес для людей, вдруг бросается во все тяжкие, потому что ему кто-то сказал, что так правильно.
Когда у человека живет на первом или втором уровне смыслов, он может очень неуважительно относиться к окружающим. Мы можем наблюдать это, когда люди начинают парковаться на газонах, курить в подъезде, облагораживать участок только рядом со своим магазином и тому подобное. То есть вот человек для себя и своих близких организовал жизнь, а на других ему наплевать. Тот же человек, у которого есть третий уровень смыслов, начинает думать о том, как его бизнес сказывается не только на тех людях, которые непосредственно в нем участвуют, но и как он вообще влияет на жителей района, где находится его магазин, например, и на город в целом.
Нормально в 20 лет жить для себя. Если при этом человек знает о том, что впереди его ждут другие смыслы – это прекрасно. Не очень нормально, пожалуй, когда человек в 40 лет пытается вернуть себя на четвертый уровень, или же он до сих пор застрял в самом первом – хочу сюрприз (я знаю таких людей).
Хорошо, когда мы понимаем о существовании четырех уровней смыслов и можем себя обозначить, на каком в данный момент находимся. Но важно помнить, что, когда человек доходит до третьего-четвертого уровня, первые у него никуда не деваются. Если человек думает о глобальных вещах, это не значит, что он забывает обеспечивать свои базовые потребности. Проблемы начинаются у тех, кто начинает играть в полных альтруистов. Тем самым, он пытается отдать что-то миру, сам не будучи наполненным.
А как вы проходили через эти уровни? И где вы сейчас?
Наталья Рачковская