Как-то так получилось, что я вчерашний день провела в Чернобыльской Зоне Отчуждения, потому решила вот по свежей памяти написать небольшой пост-впечатление. Дабы не сильно путаться, буду описывать всё в порядке следования.
1. Залесье (заброшенное село).
Вообще 90% времени, проведенного в Зоне, прошло в автобусе, в переездах по жизнерадостным зелёным лесам. В свою очередь, вылазка в село оказалась на 90% тоже лазанием по зелёным лесам, поскольку природа таки взяла своё и о прошлом присутствии на этих землях людей напоминают лишь остатки заборов, покосившиеся хижинки с провалившимися крышами и густой винный запах портящихся яблок, валяющихся в изобилии везде и с хрустом ломающихся под ногами.
Есть их как бы можно, но вообще как бы нельзя, ибо мало ли. Несмотря на то, что Залесье находится в Зоне, оно оказалось практически незаражённым, а людей отселили оттуда скорей по политической прихоти, нежели по острой необходимости. Впрочем, некоторые люди решили не покидать насиженных мест - мы даже посетили фрау Розалию Ивановну, бывшую учительницу литературы, ныне живущую в Залесье в гордом одиночестве. Она снабдила нашу группу двумя пакетами слив, алычи, яблок и груш, ибо ей жалко, что портится (гид оставил позже это всё портиться в канавке у дороги, ибо как бы чего не вышло).
Вообще "самосёлов" (ну, или скорее "возвращенцев") в Зоне хватает - всего их несколько сотен. Они живут на натуральном хозяйстве, но скотины никакой не держат, даже собак - всё съедают волки, коих там великое множество. Кстати, о животном мире - на белорусской части зоны наблюдают огромное поголовье зубров, а с нашей - полчища кабанов, разномастных сохатых, волков и лошадей Пржевальского, которые отличаются буйным нравом и представляют угрозу не только для зазевавшихся в тёмное время суток сталкеров, но и волков.
2. "Дуга-1"
Приятным бонусом к нашей программе стал типичносоветский сверхсекретный объект - загоризонтный радиолокатор габаритами 150 метров в высоту и около 500 м в длину, призванный оборонять великую советскую родину от пиндосских ядерных ракет. Ныне он загнивает от безделья, ибо его эксплуатацию прекратили в апреле 1986 года, сразу после аварии. В ближайшем будущем (по инсайдерской информации) нное количество тысяч тон почти-не-фонящего-металла порежут на куски и продадут японцам. Выглядит не просто внушительно, а просто привяжите-мне-челюсть-внушительно. Няшка-гид к тому же провёл нас по бывшей воинской части, дав вдоволь пофотографировать обломки ЭВМ-ов, пощёлкать навсегда отключенными от сети тумблерами, весело похрустеть битым стеклом под ногами и немножко поориентироваться в кромешной темноте.
3. Рыжий лес.
Ныне он вовсе не рыжий, а молодой вполне себе зелёный хвойный лес, растянувшийся на четыре гектара. ТОТ САМЫЙ - захоронен в одноименном могильнике под молодым лесом. Выглядит всё это сейчас зелено, жизнерадостно, около знаменитой стеллы "Припять" - свежий хвойный воздух, однако внешность обманчива - гид делает всего несколько шагов от трассы (кстати, заново залитой, "оригинальная" тоже захоронена в одном из могильников после активной фазы ликвидации последствий аварии) по направлению к вновь выросшему лесу и показатели дозиметра подскакивают в несколько десятков раз - там в принципе можно прилечь отдохнуть на травку и получить суточную предельно допустимую норму радиации минут за десять-пятнадцать.
В принципе это не единственное место, где можно случайно набрать приличную дозу радиации по неведению - кое-где в заброшенных сёлах и у дорог стоят таблички, у подножия которых дозиметры начинают угрожающе громко пищать - по всей зоне разбросаны "пятна", по той или иной причине нашпигованные радионуклидами, потому не стоит мнить себя крутым исследователем и пытаться искать короткие пути через кусты, устраивать пикники на обочине, собирать прикольные артефакты и ни в коем случае ничего не копать.
(продолжение следует)