Продолжение. вторая часть здесь >>>>
Автостопом до алтайского яка. Глава 6.
В одном кармане пусто, в другом – ничего. («Опекун», фильм)
5 августа 2015 года.
Стою на обочине дороги уже второй час. Сверху немилосердно жарит солнце, нависнув прямо над чёрной, источающей изнуряющую жару снизу, дорогой. Бутылка воды давно выпита, и сейчас меня хватит инсульт, не иначе. Никто не останавливается. Тенистый, сосновый лес манит меня тенью. Ещё немного безуспешно голосую, а потом вместе с рюкзаком погружаюсь в эту зовущую лесную тень.
Погружаю пальцы рук в мох, на котором растут кустики черники. Он слегка влажный внутри. Хочется остаться тут навсегда, закопаться внутрь мха целиком. Без воды в такую жару недолго и кони двинуть.
Ем чернику, - она вкусная, крупная, и, главное, содержит воду. Слышу, как по дороге проносятся машины. Лежу на подушке из мха, сверху на меня смотрят верхушки сосен. Наконец, меня немного отпускает, возвращаюсь на прежнюю позицию, жду.
Мимо меня проходят два парня – оба с барабанами и маленькими рюкзачками. Они идут вдоль трассы, поднимая руку, когда слышат подъезжающую сзади машину. Когда у меня появился напарник, и я порывалась голосовать также, он сказал, что таких автостопщиков называют «тюленями». Почему тюленями? На этот вопрос у меня ответа нет. Вроде как они названы так за то, что при голосовании их правая рука совершает жесты, напоминающие размахивание ластами. И ещё «тюленями» называют неграмотных автостопщиков, мешающих стопить и слово должно звучать обидно. Если бы я не любила тюленей... Возможно, я сама – тюлень… Не читала я про это искусство. Просто поехала и всё.
В общем, парни проходят мимо меня и идут дальше. Я начинаю голосовать и тут же прямо возле меня тормозит легковая машина. Внутри оказывается разговорчивая жизнерадостная женщина, согласная подвезти. Прыгаю внутрь.
Зовут её Аня, и она едет на фестиваль Радуга.
Что? Фестиваль Радуга? Я не верю своим ушам. Так вот почему мне не удавалось поймать машину так долго! Я ждала именно эту машину!
Разные друзья в течение трёх лет звали меня на этот фестиваль.
- Это то, что тебе ТОЧНО нужно, - говорил один, полностью заинтриговав меня этим. И отказался от дальнейших объяснений.
По фотографиям с фестиваля можно было увидеть, что люди там ходят голые, что мягко говоря немного настораживает. К тому же сама символика радуги с некоторых пор используется представителями нетрадиционной ориентации, а моя ориентация является примитивной: традиционной. Кажется, это всё, что я знала на тот момент о фестивале Радуга.
Аня едет забирать оттуда свою дочь и её парня. Она говорит:
- Да я раньше вообще не замечала таких как ты! – с лёгкостью переходя на «ты» с первых минут знакомства. Мне бы так… - Не видела вас и всё! До тех пор, пока моя дочка не стала ездить автостопом!
Она явно беспокоится за дочку. Понимаю.
- Прики-и-инь! – возмущённо продолжает она. – Подвозила только что женщину, думала поболтать с ней. Так она уснула!!! И всю дорогу спала!
Понимаю, что если чего от меня сейчас и ждут, то это разговора. Копаюсь в извилистых закромах своей памяти. Цитирую информацию про Духову Гору и Опочку, но понимаю, что заезд туда - это, всё-таки, крюк. А до Невеля ещё ехать и ехать. Аня с живостью соглашается заехать и в Опочку, но в итоге мы решаем оставить этот великолепный пункт на будущее. Едем под город Невель в поисках лагеря. Невель. Фестиваль. Дочка. Точка.
Сознаюсь, что я ветеринарный врач.
- Да ну! – восклицает Аня.
- Ну да! – отвечаю ей.
Оказывается, что свою душевную организацию она тратит в том числе и на передержку собак. Причём чаще ей отдают как раз проблемных собак – или с генерализованной формой демодекоза. Или асоциальных. Оставляю свои контакты. Дальше болтаем про собак. Аня рассказывает случаи из своей жизни: как однажды от неё сбежала собака, оставленная на передержку. Ответственная Аня, оббегав весь район, в итоге обнаружила собаку возле своего дома. Но собака была без ошейника и, уточню, асоциальна. То есть полная неизвестность: как она себя поведёт. Дальше я слушаю уже, поражаясь.
Бесстрашной, но ответственной Ане удаётся захомутать собаку поясом от плаща и уговорить зайти обратно в подъезд.
Вот человек. Я бы, наверное, плюнула на этот факт. Ну, уличная собака. С улицы пришла – на улицу и ушла. Природа у неё такая. Ей там комфортнее, может. Рисковать быть укушенной? Я почёсываю застаревший шрам от среднеазиата на своей руке…
Лечение генерализованной формы демодекоза – это вообще наказание для любого владельца. Ежедневная дача препарата, мытьё с шампунями, и всё это долгое, долгое, долгое время. И посещения ветклиники раз в месяц для взятия соскобов и контроля заболевания. Делюсь своими знаниями. Хоть какой-то толк от меня есть.
По дороге Аня пытается дозвониться до дочки, но безуспешно. Дочка должна сказать, как их найти. Недоступна. Заезжаем в магазин за продуктами.
- Дочка просила купить каких-то… «ништяков»… Что бы это значило? – в раздумьях произносит Аня и сама же себе отвечает: - Должно быть, это что-то вкусное к чаю. Ну и что им купить?
Мы зависаем перед стендом с печеньками, вафлями и пряниками. Там ещё есть халва и прочие вкусности. Беру себе пряники. Ане советую печенье. Она берёт его и что-то ещё.
На кассе Аня спрашивает у кассирши:
- А не подскажете, где-то тут есть фестиваль Радуга, я за дочкой приехала, и…
Кассирша, не давая ей договорить, машет руками:
- Забирайте её оттуда немедленно!
Ошарашенная Аня и я выходим из магазина. Н-да… Похоже, местным жителям не очень-то нравится этот фестиваль. В чём же дело?
Отъезжаем, едем по дороге и через какое-то время попадаем в лес.
- Как хорошо, что ты со мной поехала, - нервным голосом говорит Аня, когда мы погружаемся в дебри Псковского леса. Где-то тут, возле озера, должна быть стоянка фестиваля. Оказаться ночью, в лесу, да ещё и одной – не каждому это понравится. Тем более: мы как раз обсуждали, что делать, если машина сломается. На трассе-то, это понятно: привлечь рукастых мужиков несчастным видом, а в лесу?
Я тоже рада, что оказалась именно в этой машине. Вот только где мы?
Должны быть слышны, наверное, барабаны, но никаких звуков жизнедеятельности людей не слышно. Мы едем и едем. Дорога кажется круговой, потому что не кончается. Никаких вывесок. Так проходит около получаса, лес постепенно погружается в вечернюю синь. Кажется, что и Олег Митяев, под которого мы едем, начинает петь более нервным голосом. Телефон дочки, по-прежнему, недоступен.
Вдруг мы замечаем на ветке дерева ленточку.
- Ленточка! Смотри, ленточка!!! – вопим чуть ли не одновременно.
Радость наша беспредельна. Мы едем, и ленточки на деревьях продолжают вести нас. Уже не так страшно. Наконец, мы видим на дереве лист бумаги, на котором что-то написано про «Уважаемых отдыхающих» и сразу вслед за этим выезжаем на берег озера. На пустынный, уточню, берег.
- Мы что, не туда приехали? – констатирует Аня упавшим голосом очевидное. И недоумённо добавляет: - Мы ж по ленточками ехали...
Меня разбирает нервный смех. Стоим. В тишине слышно пение какой-то птички.
- Что там со связью? – пытается найти выход Аня. Связи по-прежнему нет. Мы поворачиваем обратно, начиная нервно хомячить купленное. Едим и едем. Едем и едим.
- Но почему ленточки-то висят? – задаёт Аня вопрос в воздух. Я хихикаю. По бокам машины мягко хлещут ветки растущих у дороги деревьев. В одном месте сбывается худшее – машина начинает буксовать и вязнет в яме. Начинает пахнуть приключениями на причинное место.
Опуская зацензуренную речь и многочисленные попытки, увенчавшиеся успехом, скажу главное - в итоге мы доехали куда надо. Высокий въезд на место стоянки тоже был «весёлым», но Ане удался. Правда, только с третьего раза, потому что задолго до нас был распесочен до глубоких ям. Из лагеря пришли ребята, набросали в ям веток, и высота была взята.
Так мы попали на фестиваль. Дочка Ани и её мальчик Саша встретили нас уже на подходе к лагерю. Я увидела как выглядят все оттенки фиолетового, воплощённые в дреды.
О Радуге написать невозможно. Это состояние. Суть в том, что разные люди съезжаются и живут на природе. Проявляя терпимость к другим, соблюдая некоторые правила. Главные принципы – это приближенность и возвращение к природе, свобода от чего бы то ни было.
Начало движения возникло где-то в Америке, основоположниками его были хиппи.
Лагерь стоит в лесу, рядом с озером. Палатки, натянутые тенты, типи. Всюду босиком ходят люди. В основном одетые, но есть и голышом. В дредах, с барабанами, с ленточками, в штанах-афгани, длиннополых юбках. Лагерей несколько, раскиданы в пространстве. Большинство людей - спокойные и приветливые. Много символики «ОМ» и индийских «примочек» в виде мантр, аромапалочек, индийских барабанов, массажа, вечерних посиделок у костра. Дети чумазые, но никто не плачет, не капризничает. Есть и совсем маленькие. Многие, кажется, бегают сами по себе – по крайней мере, они не выглядят растерянными. Напротив, есть какая-то правильность в том, что дети исследуют пространство, а не сидят, прикованные к коляске. Все как будто в своей родной среде.
- Доброе утро! – несмотря на сгущение сумерек приветливо говорят некоторые человеки, идущие навстречу.
- Добро пожаловать домой! – а это можно услышать, приезжая.
Атмосфера мне нравится. Аня немного в шоке, потому что не собиралась спать в палатке и вообще ночевать здесь. Она вытаскивает из машины «ништяки» и домашнюю еду в пластиковых контейнерах, пытаясь рассказать, сколько страхов натерпелась по дороге. Дочка хочет халвы, но её мы не купили.
(Пишу, и самой халвы захотелось…)
Они собираются уезжать завтра утром. Раскидываю палатку, обсудив с ребятами подходящее место.
- Ну, здесь вообще-то тропа, - говорит мальчик, - но по ней никто не ходит.
Если бы я знала тогда, что кое-кто всё-таки ходит, да ещё и по ночам, то я не стала бы ставить там палатку! Но об этом позже.
Я так устала за день, что, когда все уходят на спектакль по мотивам «Золушки», валюсь в палатку и наслаждаюсь ощущением. Потом медитирую, заканчивая свою практику «Отсечение привязанностей». Осталось ещё три дня из ста восьми. Я скачала мантру на плеер, чтобы не прерывать её. У меня получится, я это уже знаю. Главное - даже не методика, а намерение. Практикую, сидя в позе полулотоса, прямо в палатке. Потом всухомятку жую мюсли, залезаю в свой распухший от свободы спальник и пытаюсь заснуть.
Заснуть не получается. Ночью ребята рядом поют такие классные песни, да ещё и под гитару, да ещё и такими хорошо поставленными голосами, что я сквозь сон замечаю сама себе:
- Хорошо поют-то как, а? Нет, ну, а?
Чуть-чуть дремлю. И через два часа опять:
- СПЛИ-И-И-ИН… Атасно поют-то ка-а-ак…
Моя палатка стоит рядом с лагерем «Кофейник бережОМ». В конце слова нарисован священный символ «Ом». Ом – это вибрация всего сущего, первопричина всего сущего, основная мантра. Тем прикольнее выглядит это название. Объясняется это тем, что ребята готовят кофе в кастрюльке:
- Мы кофейник бережём, поэтому и в кастрюльке! – улыбается, поясняя, кое-кто из них. Кофе великолепнейший. Утром меня угощают им совершенно безвозмездно. Приношу дрова.
По вечерам я тихо приползаю к ним, сажусь рядышком и наслаждаюсь песнями. Иногда подвываю неожиданно звонким чистым голосом, поддавшись общему настроению. Кажется, здесь все расслаблены, доброжелательны и спокойны.
То, что мне сейчас надо. Остаюсь с Радугой на 5 дней, попутно знакомясь с правилами и людьми.
Попасть в место, где никуда не надо спешить. Где можно купаться сколько влезет, когда хочешь и хоть голышом. Спать до упаду. Танцевать у костра под барабанный джем в темноте ночи. Стучать на джембе самой. Лежать на досках пирса и смотреть на серебряный шар Луны и лунную дорожку, дрожащую по воде. Петь. Улыбаться непринуждённо и удивляться этому. Делать массаж и получать взамен бархатные глаза и благодарности. Помогать на кухне, шинкуя капусту, отмывая котлы. Пить чай из иван-чая или каркаде. Лежать в центре огромного круга, когда все поют «Ом», взявшись за руки. Стоять в кругу самой и петь «Ом» до оглушающих, бесконечно бегущих снизу-вверх мурашек, до вибрации, до интонации, напоминающей звук тибетской чаши. Рассказывать кому-то о своих практиках, о своей жизни, о своей любви и понимать, что людям это интересно. Слушать ответные и учиться. Попасть на семинар по Алтаю, по массажу, по самогипнозу. Стоять в озере, созерцая плавающих вокруг рыбок. Как ещё рассказать о Радуге? Слова убоги.
Все эти люди напоминают мне племя, к которому я в виде животного сбежала во время регрессии.
Мы собираемся в кружок и практикуем хоровое пение. Изучаем мы песню на слова Сергея Есенина:
«Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всенощной зовет.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу...
Помолюсь украдкой
За твою судьбу».
Поочерёдно мы изучаем куплеты, один за другим, а затем начинаем распеваться, причём в разных тональностях. Учит нас Сергей Бегемот, улыбчивый красивый мужчина. Объясняет очень доходчиво и доброжелательно, и оказывается, что в обычной жизни он учит детей хоровому пению.
Ещё несколько дней после занятия я понимаю, что пою, и пою чисто, чётко попадая в ноты. Страх «налажать» исчезает, просыпается голос, который начинает литься откуда-то вообще изнутри, а не просто изо рта. Я удивляюсь нахождению здесь всё больше и больше. Люди все совершенно разные.
Днём знакомлюсь с Ником, он идёт показывать мне сосну, в которую когда-то ударила молния. По всей поверхности сосны, сверху донизу, идут спиралевидные трещины. Потом мы прогуливаемся до магазина, пыля по дороге. Рядом с дорогой – маленькие ёлочки с чёрными стволами, - видимо чуть тронутые снизу пожаром и заросли иван-чая, который уже начал пушиться. Не успела я в этом году освоить искусство заготовки иван-чая…
Вкуснейший стаканчик мороженого в эту жару особенно прекрасен. Ник покупает отменную горсть конфет и кефир, который мы выпиваем по дороге. Он общительный и грустный одновременно.
Мы говорим о понятии «толерантность», и как это важно принимать людей такими, какие они есть. Пытаюсь практиковать это. Без оценочное восприятие, come on.
В лагерь приезжает девочка Аня. У неё есть палатка, но без дуг и без колышков. С помощью верёвки, натянутой между деревьев, поднимаем палатку над землёй. Даю ей половину своих колышков, растягиваем палатку снизу. У неё нет рюкзака и вещей. Во даёт.
Вечером нас ждёт суп из чечевицы и картошки и салат. Ник знакомит меня с кухней. Загорелая и худая Тамара, которая хозяйничает здесь, пытается научить меня резать капусту тонко и быстро. Причём несколько кочанов. У меня не получается, хотя я стараюсь изо всех сил. Тамара серьёзна и деловита.
- Давай лучше я сама порежу, если не можешь, - в итоге говорит она.
В итоге я печально кромсаю огурцы, - их целый тазик.
На кухне может помочь каждый желающий. Внести свой вклад в Радугу, так сказать. Ник режет капусту большими кусками, но, поскольку он - авторитет, ему ничего не говорят. Ник любит и умеет готовить. Особенный талант заключается в том, чтобы грамотно рассчитать количество крупы, необходимой засыпать в котёл, если надо накормить 200 человек… Ага. Вот и я говорю.
Ужин происходит практически ночью. В центре большой поляны горит яркий костёр. Все собираемся, садимся в круг. Если у кого-то есть что сказать – он выходит в круг, берёт специальную палку «Talking stick» и говорит. Это может быть «Я завтра еду в Москву, кто со мной?», или «Завтра после обеда будет семинар, посвящённый …» или «Я уезжаю, всех вас очень люблю! Доброе утро!».
В общем кругу мы поём «Ом», взявшись за руки. Глаза закрыты. Энергия мантры бежит по кругу. Ночь наступает быстро. Темнота накрывает, словно чёрный занавес.
После ужина происходят импровизации в виде барабанных джемов. Импровизируют несколько барабанов джембе, звучащих на фоне пылающего костра, и все, кто хочет танцевать. Я выскакиваю из шлёпанцев, обматываюсь парео в качестве юбки и босиком ухожу в танец. Не только я. Мы структурируем пространство. Нечто магическое. Тени, танцующие на земле вместе с нами. Крутим восьмёрки, изгибаемся, кружимся, рисуя руками спирали. Развеваются юбки.
Меня уже не волнуют чёрные от земли пятки. Моё восприятие открыто. Я доверяю миру. Грусть, забрав с собой все распечальные печальки исчезает в огне этого костра. Это как если расслабленно падаешь спиной вперёд, а тебя подхватывают тёплые руки. Это как будто нота, звучащая в унисон. Это как будто Свобода.
Кажется, именно так ощущается Любовь. Не болезненная привязанность к конкретному человеку, с которой Её постоянно путают, а именно слияние с самой Вселенной. Я просыпаюсь. Попадаю в мир, который предсказуем и не бьёт в спину. От этого счастья хочется плакать. Здесь безопасно.
В темноте ночи, прямо над головой мелкими точечками блестят звёзды. Смотрю на них, задрав голову, пока не затекает шея. За озером из-за деревьев начинает подниматься грандиозная Луна. Она огромна настолько, что можно разглядеть серые пятна на Её поверхности. Постепенно она поднимается всё выше, уменьшаясь в размерах и в итоге обнаруживает светлую серебристую дорожку, танцующую на воде. На этом фоне, прямо на маленьком пирсе, едва освещённом Луной, ребята поют под гитару и укулеле, мастерски импровизируя.
Их импровизация настолько виртуозна, что я нарушаю одно из правил Радуги: вытаскиваю фотоаппарат и снимаю видео, чувствуя себя преступником. Если спросить разрешения, как это положено, то есть риск нарушить эту атмосферу. К тому же я не снимаю лица – их в темноте не видно, слышно только голоса. На фоне черноты и Луны. Не имею ни малейшего понятия, кто как выглядит. В итоге меня «палят», и я кричу, прося о пощаде:
- Я всё отдам! Честно! Вот моя визитка!
Ольга Овчинникова