Китай - легко. Часть 1.
Китай это легко. Это действительно очень легко. Вот так просто бросить всё, взять с собой обычные каждодневные вещи, без всяких там спец. примочек и выдвинуться в дорогу. Имея за плечами только верного 95литрового друга и старенькую палатку, а за душей пару сотен баксов.
Я уже не мог больше терпеть и ждать более удобного случая. Желание уехать далеко и надолго, бродило внутри и распирало меня более двух лет. И вот наконец-то мой Везувий не выдержал внутреннего давления и эякулировал, хороня под стеной пыли и лавы все надежды моей любимой мамы на то, что её сын в ближайшее время найдёт работу и заведёт семью.
Менее тридцати часов ушло у меня на то, чтобы собраться в дорогу (в первую очередь с мыслями) и попрощаться со всеми своими друзьями, знакомыми. Выслушав километровые пулемётные ленты напутственных пожеланий и предупреждений об опасностях, поджидающих одинокого путника на дороге я шагнул в туманную неизвестность. Да, не знаю,как там у других путешественников, но как это не странно, не смотря на уже имеющийся у меня багаж опыта, начало каждого моего нового трипа это шаг в пропасть с завязанными глазами. Я всегда очень волнуюсь и сам не понимаю толком, зачем я это делаю, но какая-то невидимая сила тычет солдатскими штык-ножами в спину и гонит меня к краю, туда где осуществляются мечты.
Опустим подробности моего движения по России, кому они интересны? О моём пребывании в Монголии вы можете почитать красочные и развёрнутые отчёты тут: vk.com/dirtyway. Думаю, намного интересно поведать, как я вступаю на вожделенную китайскую землю.
Огромная разница с Монголией. Буквально во всём. Начиная с туалетов, которые тут вмонтированы в здание, а не вынесены подальше в пустыню Гоби и заканчивая улыбающимися и весьма общительными пограничниками. Заходишь и сразу становится понятно - тут тебе понравится. Большое, светлое, свежее, кондиционируемое помещение. Приветливый персонал, который не очень хорошо, но всё же шпрэхает на инглише, а главное проявляет активное желание тебе помочь. Кинологи, играющие со своими полными энергии и молодецкого задора золотистыми лабрадорами, выполняющими за вкусняшку трюки, не снившиеся чеховской Каштанке, девушки на рентгене рюкзаков, показывающие вам весь свой зубной ряд в обмен на демонстрацию содержимого вашего рюкзака и даже бойцы промаршировавшего мимо отряда китайского ОМОНа в полной амуниции с щитами и в касках, и те периодически подмигивали и оказывали другие знаки симпатии юным работницам пограничной зоны.
Никаких проблем с прохождением границы у вас не будет, если ваши документы в порядке. Мои были именно в таком состоянии и я без сучка задоринки ступил на землю риса и пороха.
Не успел я выйти из здания границы, как ко мне на не плохом русском языке обратилась китайская женщина сказав примерно следующее:
-Я случайно подслушала Ваш разговор с тем монгольским парнем. Это правда что у Вас нет денег? Наш автобус едет в Пекин, если хотите, можете поехать с нами.
Ого, такого гостеприимства, а главное, такой чистой русской речи я точно не ожидал. Мне определённо понравится в этой стране!
Так и сделали. Я подсел в огромный двухэтажный автобус с челноками, который держал курс на столицу Китая и моё большое новое приключение можно было считать открытым.
К сожалению далеко уехать мне не удалось, так как автобус делал длительную трёхчасовую остановку в ближайшем городе что за 20 км. Поблагодарив добрых людей я быстренько начал осваиваться на новой для себя территории. Так, посмотрим, что тут и к чему. Ага. Вай-фаев пруд пруди. При этом треть из них вообще открытые. К остальным же зачастую подходят пароли типа: 12345678 или номер телефона учреждения к которому вы пытаетесь подключиться.
Я нагло вошёл в двери первого попавшегося отеля, сел в холле, достал зарядку и подключившись к розетке стал испытывать китайский интернет на профпригодность. Две плохие новости сразу же обрушились на меня. Во-первых, мой телефон так и не смог перестроить мою симку на китайского оператора и как следствие моя навигационная программа Мапс Ми превратилась в обычную офлайн карту. Во-вторых, без программы VPN, которую я не скачал: гугл, ютуб, фэйсбук, инста и твитер действительно не пашут. Да и кошка драная с последними четырьмя, без гугла то как жить? Ведь яндекс то и сам по себе не очень, а тут вообще практически бесполезен. Мало того, что работает медленно, так его карты, они только для России, Китая для них не существует. Юзать китайские поисковики гиблое дело, они не понимают кириллицы и при любом запросе формируют из написанных вами букв свои особые поисковые алгоритмы. Например, вы вводите: Как проехать из Пекина в Чэнду. Байду.ком выдаст вам: АНАл с мОлОДЕНЬКИмИ РУссКИмИ ДЕВУшКАмИ. Или что-то в этом роде, поэтому сразу забудьте. А так как китайскую грамоту я пока не освоил, приходилось довольствоваться ненавистным тормояндексом.
Посидев, собравшись с мыслями, отписавшись всем своим родным и близким и не словив на себе ни одного недоумевающего взгляда работников рецепшена, я выдвинулся в дорогу. Нужно было немного пройтись до края города и можно начинать стопить. Честно признаюсь, я заметно мандражировал в этот момент. Как оно будет, получится ли? Не единожды я слышал отзывы о не идеальности китайского автостопа, трудностях перевода и даже о меркантильности местных водителей. Ну посмотрим, проверим так сказать эмпирически. Найти выезд из города не составило труда, во-первых, потому что город был "молодой" и застроенный идеальными ровными прямоугольниками, во-вторых, потому что и это несказанно порадовало, все люди к которым я обращался в вопросе навигации моментально понимали, что я от них хочу, врубали свои смартфоны и тут же ориентировали меня на местности.
Как ни странно, хоть Китай и полтора миллиардная страна, приграничный город Эренхот больше походил на Припять, чем на китайский мегаполис. Но не своей серостью конечно, а безлюдностью. Широченные шестиполосные дороги были практически лишены транспорта, пешеходов на тротуарах вообще обнаружено не было и чтобы спросить дорогу, мне приходилось искать живых людей в немногочисленных работающих магазинах. Здания жилого и нежилого фонда выглядели совершенно необжитыми и слишком новыми как для тех, что используются человеком в повседневной жизни. Сложилось впечатление, что этот город построен наперёд с расчётом на всё увеличивающийся рост количества населения этой страны.
Я шёл совершенно один в этой чужой стране, слушал завывания ветра в моём пустом кишечнике, думал о том, что будет со мной завтра, через час, за следующим поворотом и... яблоко. А точнее два яблока и пол грозди отличного винограда преградили мне дорогу шлагбаумом соблазна и греха. Они лежали на асфальте тротуара, такие одинокие и беспомощные, словно слепые котята. Фрукты моментально наладили невербальный контакт с перекоти-полем в моём желудке и я не особо задумываясь о гигиене подхватил их, отёр от пыли и съел. Через полкилометра компанию им составили две сливы, а пока я вышел на край города в моём переднем внутреннем рюкзаке поселились кроме вышеперечисленных плодов ещё и с дюжину отличных маленьких, но сладких шоколадных конфеты, которыми неизвестный сеятель устлал обочину на выезде из Эренхона. Для меня так и осталось загадкой почему на улицах этого безлюдного города валяется так много свежей пригодной к употреблению еды, та и какая разница. Главное, что я немного отогнал от себя всадника на чёрном коне.
А вот и трасса. Машин совсем не много, ну что же. Самое время использовать запасённую мною табличку с текстом на китайском: "Мол, мы сами люди не местные, можно к вам машину немного проехаться вперёд, а то так кушать хочется, что переночевать негде." Становлюсь у обочины и тыкаю табличкой в лобовые стёкла немногочисленных проезжающих мимо машин. Двадцать минут, результат отрицательный. Решил поменять стратегию и немного пройтись параллельно, стопя классическим способом. Минут через десять появилась первая поклёвка. Передо мной остановился шикарный новенький бьюик с разнополой молодой парой на передних сиденьях. Как это и ожидалось английский - уровень минус ноль. Очень помогли заготовленные загодя ласкутки-листочки с фразами на китайском: "Привет, я путешественник из славной Украины и я путешествую по Китаю автостопом", "У меня совсем нет денег, можно проехаться с вами в сторону...", "Я ничего не понимаю по-китайски". Последняя оказалась особо полезной, потому что после того как я всё-таки уселся в чрево железного зверя, на меня посыпался град вопросов на поднебесной. А мой уровень китайского с родни уровня английского этих ребят, поэтому после каждого предложения произнесённого ими я просто тыкал им эту бумажку и улыбался, как идиот.
И прокатило. Да ещё как. Китай оказался страной автолюбители которой не знают, что такое ямы и выбоины. Линии идеально ровных хайвеев опоясывают всю страну, образуя сети меридиан и параллелей, в которых легко заблудиться, но невозможно разочароваться. Средняя скорость нашего передвижения была - 140км, а максимальная достигала космических 170. За жалкие 45 минут мы пролетели 100 км до ближайшего толлгейта (tollgate - пропускного пункта, на котором китайские водители обязаны купить билет дающий им право на проезд по идеальным хайвеям). Тут меня и высадили. Высадили и поехали дальше в том направлении куда мне и нужно было. Трудности перевода. Но я не могу сказать, что первый блин комом. Автостоп тут однозначно есть и я намерен нагло этим воспользоваться.
Толлгейт не автоматический, не такой как скажем в Турции, водитель не может просто имея деньги на специальной магнитной карточке лежащей на торпеде, пролететь в ворота со скоростью мяча "получившего под зад" от Леонеля Месси и "пикнуть" оплатив за проезд. Нужно подъехать к окошку, доброжелательный работник кассы называет вам стоимость и вы расплачиваетесь наличкой. План дальнейших действий созрел в моей голове молниеносно. Я совершил отчаянную вылазку, кто знает, а вдруг этот молодой парень на кассе говорит на английском. Да, чудеса иногда происходят. Он кинул и сказал: -Hello. Я вкратце объяснил ему перипетии своей многострадальной биографии и выдал на гора коварный план дальнейших действий, в которых ему отводилась центральная роль. Не с первого раза, но благодаря использованию отдельных слов в русско-китайском переводчике на моём телефоне, он таки понял какая важная и святая миссия на него возложена. Договориться с водителями и впихнуть моё бренное тело в корпус одной из машин едущих куда подальше. Он не только согласился мне помочь, он ещё и привлёк к этому процессу своего друга, который тоже кой-как говорил на первом интернациональном.
Дело в том, что большинство дорог в Китае дублируются. Параллельно периодически пересекаясь, идут сверхскоростной автобан и обычная дорога. И этот толлгейт как раз был местом, где дорога по которой я приехал змеиным языком раздваивалась на платную и очень качественную и платную более дешёвую, но не менее качественную. Простые дороги отличаются от более дорогих своих аналогов только количеством поворотов и наклонов асфальтного полотна, которые продиктованы неровностями ландшафта. Более дорогой же аналог плевал на горы и разломы литосферных плит. Хайвей ровный как грудь моей первой девушки, он вгрызается в камень горы на многие километры вглубь и парит над пропастью, словно птица. А как следствие машины могут ехать по такому пути многим быстрее. Реальная средняя скорость на китайских хайвэях 100-120 км/ч максималочка достигает 150-170 и это не может не радовать.
И вот спустя минуту мы "перекрыли" сразу две трахеи, первый парень в окошке договаривался за меня с водителями на скоростном шоссе, а я в сопровождении его друга выполняющего функцию переводчика и связующего звена между мной и потенциальным водителем отправился на бюджетный вариант дороги стопить тачки обычным способом. Не скажу, что я уехал со скоростью отправки смс с текстом "Я тебя люблю, прости меня и вернись" своей бывшей на пьяную голову. Нет, пришлось постоять, наверное, часик прежде чем на телефон моего помощника поступил звонок от парня из окошка с сообщением о том, что одна милая китайская леди готова забрать меня и провести следующие несколько сотен километров. Парни попрощались со мной и предупредили, что я должен быть очень осторожен в своём путешествии. Так как китайцы - страшные люди. Ребята были монголами, не удивительно, ведь мы сейчас находимся на территории так называемой Внутренней Монголии. Да, парни были монголами и очевидно недолюбливали китайцев, так как считали тех оккупантами и узурпаторами. Ох, чего они мне только не наговорили, такой поток чёрного пиара и дезинформации, что Диме Киселёву и не снилось, я даже к молодой милой женщине на фольксвагене уже боялся садиться в машину, опасаясь за целостность своего спинного мозга. Ведь китайцы, вы не поверите:
-...они даже людей бывает едят, будь очень осторожен. На полном серьёзе напутствовали меня добрые монголы.
Милая китайская леди, как и её предшественники была совершенно англостерильна и не понимала даже слова "Hello". Поэтому и в этой машине основным "оружием" стала бумажка "я не понимаю по-китайски".
Проехал я с китайской леди достаточно долгий путь и когда десантировался, Солнце уже катилось на нет. Снова начал стопить, не очень удачно, пришлось постоять минут двадцать. Подобрал меня малоскоростной грузовик с двумя воняющими чесноком и носками мужиками на борту. При этом я не знаю, что воняло больше, но глаза слезились одинаково сильно. Зато у ребят оказалось уникальное чувство юмора. Они в открытую и совершенно этого не скрывая начали троллить мою персону. Как только они поняли, что я не китаеязычный, как покатилась волна шуток, подколов и вопросов произнесённых на таких повышенных тонах, что я до сих пор на левое ухо хуже слышу.
Следующая машина и опять кабина китайского Камаза и опять два источателя поточесночных благовоний, да такие колерованные, что никакая "ёлочка" на зеркальце на спасла бы положение. Китайцы были настроены очень положительно, они сразу прониклись моим сообщением о "нет денег, подбросьте по дороге", да и вид у меня был под стать этому тексту, ведь за сегодняшний день (а было уже 20:00) я ещё ничего не ел. Как и их предыдущие коллеги по ароматному цеху эти товарищи много шутили, задавали вопросы и... блин, сам не понимаю как, но я разобрал в их речи крохотные осколки английского языка. Ого. Правда азиатский акцент был настолько сильный, что выудить из школьных воспоминаний первые 20 строк поэмы "Мцыри" легче, чем понять что же именно говорят эти люди. Да и мой английский сам по себе условно-разговорный. Поэтому я чисто интуитивно и на логике пытался подбирать в своём переводчике слова и при помощи их и старых навыков игры в "Показуху", переспрашивать и уточнять. Оказалось, что они хотят накормить меня отечественным бич-пакетом (вермишель с гавносоусом и специями типа Мивина или Роллтон). Признаюсь честно, я с детства, лет с 13 этого не ел и вообще не считаю свой желудок мусоркой, в которую можно скидывать абы какой скам. Но голод и общий упадок сил диктовал свои условия и наносил сокрушительные удары по моим морально-этическим принципам. И вот уже мивинка запарена, по кабине разносится стойкий аромат неведомых мне специй, усилителей вкуса и глутомата-натрия который вперемешку с чесноком и носками оказывает неизведанный эффект на организм среднестатистического жителя Европы.
"Кушать подано, садитесь жрать пожалуйста!"