Две стратегии: быть идеальным или играть на сильных сторонах

Сегодня я хочу поделиться с вами одной идеей, которая когда-то кардинально изменила мой подход к собственному обучению, развитию, постановке и достижению целей, да и вообще к себе. Идея просто как пять копеек – нужно играть на своих сильных сторонах.

Если вы сейчас согласно кивнули: «Да-да, Наталья, конечно я это знаю», не спешите радоваться, ответьте себе на вопрос – всегда ли вы играете на ваших сильных сторонах? Знаете ли вы о том, а где они вообще есть, ваши сильные стороны?

Всего каких-то пару лет назад я знать не знала о том, в чем же я сильна. Ну вернее кое-какие представления об этом у меня были. Например, я неплохо продавала. А еще умела создавать команду и управлять ею. Но я совершенно не имела понятия, за счет каких своих качеств я умею это делать хорошо. Просто умею и все. Минус такого подхода в том, что он привязывает нас к определенному виду деятельности и не дает развиваться.

И еще иногда случались неудачи и это была катастрофа, потому что я не понимала, чего мне не хватило для успеха в данной конкретной ситуации. Я тогда играла со своими сильными сторонами примерно, как обезьяна с гранатой. Иногда мне казалось, что я все могу. Например, что могу выиграть любые переговоры или круто выступить. Или что могу проуправлять любым сотрудником. Иногда я ощутимо получала по носу за свою излишнюю самоуверенность. И я очень злилась, не понимая – ну почему же вчера получалось, а сегодня нет.

Иногда я попадала в какую-то полосу неудач и мне казалось, что я сама себе придумала, что я чего-то там умею. Теперь-то я знаю, чем была обусловлена та полоса и почему не каждый раз одни и те же действия получались одинаково успешно. Просто иногда я играла на своих сильных качествах, а иногда пыталась быть идеальной.

О том, как я это делала и почему у меня не получалось я расскажу вам в следующий раз.

Продолжение:

Однажды я пыталась научить несколько начинающих менеджеров по продажам продавать. И конечно же я решила, что обязательно справлюсь с ролью учителя. Как вы думаете, какое сильное качество обязательно должно быть у хорошего учителя?

Правильно, Наставник. Надо стать наставником, да запросто. Я разработала план обучения и засучив рукава приступила к делу. Я очень старательно обучала их целых две недели, вложив в этот процесс неимоверное количество ресурсов. Когда настала пора принимать экзамен, мне очень хорошо сдали теоретическую часть, но вот практика… Ааааааа, они не умели вообще ничего. Как был полный ноль две недели назад, так и остался. Так впервые с треском провалился мой Наставник.

Вернее, нет, я еще некоторое время попыталась что-то с этим сделать, а потом махнув рукой и смирившись, что учитель из меня никудышней, я махнула рукой и сказала: «Кому надо, сам научится. А ну-ка все смотрите на меня и повторяйте за мной».

Через много лет я узнала, что у меня нет такой сильной стороны как Наставник. И все те моменты, когда я пыталась играть Наставником, я напоминала безногого инвалида, пытающегося играть в футбол. И каждая такая попытка неизменно заканчивалась одним и тем же: «Смотри на меня и повторяй».

Когда же я узнала о том, какие сильные стороны у меня есть, я поняла, что все это время я строила процесс обучения опираясь на сильную сторону Альфа. И все было бы намного проще и эффективнее, если бы я все эти годы не пыталась в первую очередь вывести на сцену несуществующего Наставника.

Как много людей, не зная о своих сильных сторонах бьются головой о стену, стараясь стать хорошим, правильным и идеальным специалистом в той области, в которой они не сильны совершенно. Или же бездумно повторяя за другими людьми, пытаются играть несуществующей ногой.


Наталья Рачковская