Светлана Кокорева
Эссе об обучении в группе "Ребенок от А до Я"
В феврале 2015 года я начала проходить обучение в группе Татьяны Даниловой «Ребенок от А до Я». Эта группа – обучающая, она дает, в первую очередь, знания и инструменты для работы с детьми всех возрастов в экзистенциально-гуманистическом подходе. А во-вторых, и это немаловажно, участие в этой группе дает возможность поближе познакомиться с собой, рассмотреть и поисследовать свои особенности в контексте работы с разными возрастными группами.
Все знают, что внутри нас живет наш внутренний Родитель, Ребенок и Взрослый. Часто хорошо будучи знакомыми с родительскими наставлениями и логикой и рассуждениям взрослой части, мы забываем о внутреннем Ребенке внутри нас. И эта группа – прямое тому подтверждение.
Работа с ребенком строится параллельно с работой со значимым взрослым – родителем, педагогом, родственником. Инструменты, которые я получила, обучаясь в этой группе, не в последнюю очередь предназначены для работы со взрослыми – с родителями, педагогами. Это потому, что значимые взрослые играют в жизни ребенка важную роль. И взаимодействуя с ребенком, они часто находят отклик в своем внутреннем Ребенке.
Хорошо, если внутренний ребенок сыт, доволен и любопытен. Но что, если внутренний ребенок – грустит? Печален? Ему страшно или он злится? Такие отклики способны рассудительного взрослого откинуть назад. Ведь внутренний ребенок – это эмоции. Это чувства, наша жизненная энергия.
Работая с внутренним Ребенком, мы учимся взаимодействовать с другими детьми. И даже больше – не имея контакта со своим внутренним Ребенком, мы не сможем этот контакт наладить с реальными детьми.
Во время занятий в группе со мной происходили разные метаморфозы. Погружаясь на каждой двухдневке в определенный возрастной период, мы, участники, узнавали об особенностях этих периодов. Конечно, курс возрастной психологии, пройденный в институте, дает исчерпывающую информацию о любом возрастном периоде, но этот курс – практически направленный. Зная теорию, можно не знать, что с ней делать на практике. На занятиях акцент направлен на практическую значимость этих знаний и о том, как их можно применять в реальной работе.
В процессе обучения я встречалась с сильными эмоциональными откликами на изучаемые темы. И это, безусловно, очень ценно для меня тем, что дает направление в работе над собой. Для того, чтобы найти контакт со своим внутренним Ребенком и не проецировать на реальных детей свои ожидания, разочарования и радости.
А то, что проекции есть, я увидела наглядно. На одной из двухдневок мы делали упражнение, связанное с проекциями. Человеку из группы, который кого-либо нам напоминает, мы говорили о том, чем он похож на нашего знакомого. Участник слушал и комментировал, что совпадает, а что нет. После этого упражнения стали происходить удивительные вещи. Одна из участниц была похожа на мою подругу, и спустя какое-то время я начала ожидать от нее определенного стиля поведения и поступков. Это произошло на подсознательном уровне. И не успела я опомниться, как не оправдав своих же ожиданий, я начала испытывать злость. Злость на человека, который не имел ничего общего с образом, созданным мной.
Как часто бывает, что детям мы приписываем какие-либо свойства и качества, которые, как нам кажется, принадлежат им: «Вылитый папаша!», «Ведешь себя, как бабушка!», «Шла бы ты в актрисы!» А на самом деле, проецируя на них свои, теневые стороны, которые в себе предпочитаем не замечать, замещая их неоправданными ожиданиями.
Были и другие открытия: про контакт и про отсутствие контакта, про довлеющие родительские установки и про живые эмоции, от которых не знаешь, куда деться. Про то, почему я именно так знакомлюсь, дружу, ссорюсь и мирюсь.
Для меня по сути этот курс – дорога к контакту со своим внутренним Ребенком. И отсюда – возможность слышать, понимать и чувствовать боль реальных детей. Уметь с ней работать.
Отдельно хочется отметить ведущую курса. Ее чуткость, потрясающая возможность слышать и отражать нам то, что происходило с нами, ее профессиональная поддержка в процессе обучения – все это дало прочную базу для понимания того, как работает экзистенциально-гуманистический подход с детьми. И как я могу его использовать, вооружившись знаниями, пониманием и новым опытом того, как можно строить свою жизнь и настраивать контакт с теми, кто больше всех в этом нуждается – с детьми.