Предпринимательское мышление, креативное мышление, проактивность

Несколько лет назад я подбирала одному из своих клиентов сотрудника на очень ответственную должность. Составив демографический и психологический портрет этого сотрудника, мы вместе с клиентом зашли в тупик, пытаясь лаконично выразить все то, что мы только что развернули на несколько листов.

Как назвать человека, готового увлеченно работать над чужим проектом, как над своим собственным? Проактивного и креативного лидера. Способного создавать команду, вдохновлять ее на подвиги и управлять этой командой. Оптимистичного и харизматичного. Того, кто не боится трудностей и заводится от сложной задачи. Человека, для которого удовольствие от работы так же важно, как и финансовый результат. Как назвать такого человека?

Мой клиент смеялся, что это какое-то мифическое существо, но я-то точно знала, что такие люди существуют. Клиент еще подумал и сказал: «Вот бы найти такого как я, только готового работать по найму». И вот тогда я придумала термин «человек с предпринимательским мышлением». Немного позже погуглив, я обнаружила, что о предпринимательском мышлении уже много сказано до меня, но вкладывают в это понятие совсем не тот смысл.

Обычно под предпринимательским мышлением подразумевается экономический склад ума в сочетании со стремлением к власти. Но среди моих знакомых и клиентов – успешных предпринимателей – далеко не все сочетают в себе эти два качества. Так ли они важны? Или есть еще кое-что, определяющее мышление предпринимателя?

Вот что я вложила в понятие «человек с предпринимательским мышлением» - это человек, который воспринимает работу, которой он занят, как свое личное ДЕЛО. Не важно, является ли это дело собственным бизнесом, или это фриланс, или работа по найму, или какой-то социальный проект – человек с предпринимательским мышлением воспринимает любое дело как СВОЕ ДЕЛО. То дело, через которое он делает мир лучше. Разве можно делать такое дело спустя рукава? Разве это может быть дело, от которого человек не получает удовольствие? Разве нужно будет такого человека подгонять палкой, мотивировать и стимулировать?

Напротив, человек с предпринимательским мышлением, не умеет делать плохо или лениться. Для него важно само дело, а не получение бонуса или избежание наказания. Это те люди, для которых идея – то ради чего они работают – на первом месте.

Конечно есть некоторые сложности в управлении такими людьми. Они не станут делать то, что не считают важным. Они не будут подчиняться глупым приказам. Они не смогут работать с руководителем-хапугой или руководителем-лентяем. Они могут хорошо работать в команде и так же эффективно работать самостоятельно. Но только если команда состоит из таких же как она – людей с предпринимательским мышлением.


Наталья Рачковская