Вторая часть здесь >>>>
Третья часть здесь >>>>
Четвертая часть здесь >>>>
Автостопом до алтайского яка. Глава 12.
Любое совпадение – это просто совпадение («Размышления падающей совы»).
14 августа 2015 года. Утро. Пакую рюкзак, вяло шевелю зубной щёткой во рту, запершись в туалете. Слышала, что некоторые автостопщики рискуют даже душ принимать в туалете. Прям в раковине мыть бошку, часто холодной водой, например. В гостинице есть душ, но тоже платный.
Проснуться бы для начала. Глаза разлепить.
Наконец, выползаю на улицу с рюкзаком. Настроение нейтральное. Рядом с гостиницей стоят рядами фуры. Начинаю медленный обход. Неподалёку стоит группка водил, смотрят на меня очень оценивающе. Слишком оценивающе даже.
Подойти к ним? Как-то мне неуютно. Притормаживаю. Мужики продолжают смотреть на меня. Молча. Отдельные взгляды мне не нравятся.
Откуда-то между фур вдруг слышится голос:
- Тебе куда?
Поворачиваю голову. Прямо на меня идёт парень, у него нет нескольких зубов, и вид пугающий. О, Хоспаде. Куда я попала? Что-то мямлю.
- Куда тебе надо? – парень повторяет вопрос более настойчиво и при этом ещё пытается улыбаться. Лучше бы он этого не делал: отсутствие зубов делает улыбку ужасающей.
- В Самару, - отвечаю угрюмо.
- Поехали.
Для того, чтобы определиться разговариваю дальше:
- А Вы скоро поедете? – тем же серьёзным тоном.
Парень суетится и говорит:
- Через три минуты, - почему-то сильно желая, чтобы я поехала именно с ним. Оцениваю его ещё раз. Вроде доброжелательный, весь на виду. Ладно. Соглашаюсь.
Он помогает закинуть мой рюкзак в высокую кабину, а потом говорит:
- Ты только разуйся, пожалуйста, на улице.
Хм… Ладно. У меня ещё нет опыта езды на фурах. Совсем нет. Но большинство автостопщиков говорит:
- Да фуры - это САМАЯ ТЕМА!
«Самая тема», ага. Забираюсь внутрь, наконец-то разглядев, что поручни есть с двух сторон, а не только справа. Расшнуровываю свои огромные ботинки, отряхиваю их и кладу на картонку, которую предварительно кинула под ноги. Под ногами красивый ковролин. Оглядываюсь. Батюшки…
В машине порядка больше, чем у меня в голове. Чистота такая, будто хозяин дважды в день её пылесосит. В дверцах машины стоят освежители воздуха. Панель натёрта до блеска, стёкла сверкают чистотой. Кровать, расположенная за спинками сидений, убрана и идеально заправлена. Для полного сходства с домом не хватает, разве что, комнатного цветка.
На приборной доске стоит ноутбук.
В центре висит кожаный мешочек. В дальнейшем оказывается, что это - амулет, с казахской молитвой внутри.
Выясняется, что для Азамата (имя изменено), как и для многих дальнобоев, кабина машины и есть дом. Он так любовно относится к машине, будто бы это женщина.
К слову сказать, многие водители рассказывали мне странные, и даже мистические истории про то, как «вела себя машина». Про её «характер» и «хандру». Например, одна машина всегда барахила, когда надо было везти тёщу на базар.
- Как только тёща в машину садится, - тарахтит, с места двигаться не хочет. Другие садятся – едет. А с ней – ни в какую. С горем пополам ползёт, глохнет по пути раз десять. Жена не верила, пока однажды сама не повезла маму по делам. «Она ехать не хочет!» - звонит мне. Я ей: «Маму решила куда-то свозить, что ли?». Так и есть.
Ещё одна история про то, как один дальнобой продал машину другому и даёт напутствие:
- В общем, когда она начинает хандрить, берёшь стопку водки и выливаешь вот сюда (забыла название). Сразу всё проходит.
Новый водитель посмеялся, думал, тот шутит. Проходит месяц после покупки, и машина впадает в депрессию. В форменную. Заводится не сразу, пыхтит, «едет грустно», глохнет. В общем, «хандрит». Он тогда купил чистый спирт, в шприц набрал и влил, куда было завещано. И машина ожила тут же. Едет! Бодрячок! Воспряла!
Один раз мне даже довелось слышать подобную историю, рассказанную по рации одним из дальнобоев:
- Даже у машины апатия бывает, - вещал он, рассказывая, как хотел продать машину и обильно сдабривая свою историю французскими словами. – Бл@, машины всё чувствуют. Я свою машину долго продавал на базаре, бл@дь, п@здец. Всю её натёр: «Всё, продам я тебя нах@й, на базар поедем, готовься». Всё, бл@дь! На базар приедем – она не продаётся ни хрена! – он смеётся. - А продал один раз просто. Сказал: «Всё, бл@дь, продавать не буду, буду сам ездить». Всё, заездила, всё за@бись. И у магазина клиента встретили: «Всё, берём, берём», о цене договорились, там сразу бабки забрал, поехали до нотариуса, ключи отдал, да и всё. Она сама, даже, по ходу не поняла, как продалась. Это п@здец, бл@дь. И такая х@йня бывает. Всё-таки душа есть у них тоже, - завершает он свой рассказ.
Самое забавное было то, что прямо перед этой историей мы ехали, и довольно долго, под классическую интеллигентную музыку: вечернюю серенаду Франца Шуберта. В исполнении, ни больше ни меньше, академического оркестра.
Дальнобои вообще все «французы». Со мной они стараются не материться. Но между собой умудряются с помощью трёх-четырёх матов объяснить сложную обстановку на дороге. Без них – непонятно получается.
Вот такие истории бывают. Коктейль из правды, украшенный листиком выдумки. Под такие байки ехать - милое дело.
У всех есть рация, и у большинства даже в рабочем состоянии: по ней они предупреждают друг друга о проблемах на дороге, иногда просто болтают. Бывает, что и ругаются со страшной силой. Часто можно услышать что-нибудь вроде: «Ребята, кто на Казань едет, скажите обстановочку», и встречные дают эту информацию.
Или же разругаются в пух и прах (к вящей прослушке остальных, едущих в пределах зоны покрытия рации), уже обещают кишки друг другу выпустить прилюдно и печень помять с особой интенсивностью… ан, глядишь – уже в кафешке сидят за одним столом и «братаются».
Один из дальнобоев, с сожалением, рассказывал:
- Обмельчал нынче водитель. Раньше не успеешь сломаться – обязательно две-три машины остановятся, чтобы узнать, чем помочь. Теперь же не докричишься, бывает…
Итак, я сижу в кабине и созерцаю идеальную чистоту зелёного ковролина в салоне. Наконец, в салон бодро забирается Азамат, - кажется, и минуты не прошло, как он решил ехать. Стремительно заводит машину. Кажется, боится, что я передумаю.
- Меня Оля зовут, - говорю.
- Азамат, - представляется он, опять же улыбаясь. По национальности он казах.
Понимаю, что моё первое мнение о нём было ошибочным: на него наложились зубы (вернее, их отсутствие) и вид тех мужиков.
– Ты видела, как они на тебя смотрели? – спрашивает Азамат с особым ударением и интонацией, как будто читая мои мысли. – Как волки! Я-то увидел! Вот потому и окликнул тебя! Я никого не сажаю к себе вообще-то! Один раз посадил парня! Так он давай всё трогать и спрашивать: «А это что такое? А это зачем?». Не люблю этого. Прям до драки дошло. Выкинул его из кабины.
Сижу смирно. Меня не придётся выкидывать из кабины. Единственное, что я делаю, возможно, не так – это сижу. По-турецки, подобрав под себя ноги, - так они меньше устают.
- Сидишь, как казахи, - смеётся Азамат, как будто давая разрешение.
Потом громко вздыхает и разочарованно качает головой:
- Зачем ты куда-то едешь? Одна! Автостопом! Ты знаешь, какие люди на дорогах бывают! У-у-у!!! Домой езжай!
- Мужа себе найти хочу, - вдруг выдаю я. – Рыцаря на белом коне. Видать, конь у него скрякнулся, пешком идёт. Так что еду ему навстречу.
Азамат посматривает на меня и не верит: всерьёз я или нет? Сама не знаю этого. Начинает расспрашивать о личной жизни подробнее.
Когда едешь с дальнобойщиком, то скрывать нечего. Ни ему, ни мне. Это как в купе поезда, - люди рассказывают часто такие вещи, которые не обсуждаются даже с родственниками. Этакая психологическая помощь онлайн. Дорога вообще ассоциируется с движением. Как сама жизнь. «Всё пройдёт» - это и о дороге тоже, о движении.
- Я аж сам удивился, когда окликнул тебя! – поражается Азамат сам себе.
Рассказываю про свою жизнь. Попутно выясняется, что Азамат тоже один, и девушки у него нет уже давно. С некоторых пор он боится даже знакомиться с противоположным полом. Так и живёт в машине месяцами.
Свои рассказы он перемежает страшилками и увещеваниями: «А давай ты домой поедешь? Пересадим сейчас тебя на встречную фуру, и домой, а?». Волнуется за меня. Видит, что я – новичок. Потому что в карту постоянно заглядываю. Опытные автостопщики все города в голове держат.
Потом, поняв, что он сделал всё, что мог (включая неизбежный перечень рассказанных страшилок), махает рукой, и мы опять переходим в режим баек. Азамат рассказывает о том, какова жизнь дальнобойщика.
- … Они на самолёте летели из Китая до Киева пять дней! А мы приезжали за четыре сутки, - рассказывает Азамат, слегка коверкая русский язык. – Но, конечно, приезжали в умат: сонные там и никакие, аж ноги нунах ватные какие-то становятся, страшно. Приезжаешь в Киев, только на погрузку встал, они выгружают, выгрузили... Отъехал. Всё: брык, спать. Я сколько ездил - постоянно ровно сутки спал. Сутки высыпаисся, через сутки встаёшь… моисся… себя в человеческий вид приводишь…
Одной рукой он выдвигает пластиковый ящик, спрятанный под койку, открывает крышку и вытаскивает мешок с баранками:
- Ты ешь, ешь! На меня не смотри! Вишь, какая худая.
Угощаюсь парой баранок, улыбаясь.
Он продолжает рассказывать:
- Я один раз в Киеве чуть не женился. Там… девчонка одна… Леной её зовут (имя изменено). Вот видит Бог, я Ленку даже пальцем не тронул! Но почему-то жениться хотел на ней. Потом всё уже, я говорю: «В следующий рейс приеду…». Ну, знаешь, хи-хи, ха-ха… Её отец всё время нас по Киеву катал. Мамка её пирожки пекла. Всё, конкретно решил! Приеду, женюсь, и в Киеве останусь жить. Ну её нахер Алма-Ату, всё равно чё там… меня там ничего не держит. Туда, сюда…
На какое-то время он замолкает.
- Меня на следующий рейс раз: в Москву отправили. Потом приехал обратно, думал, всё: в Киев поеду. Нет, блин, меня берут - в Грузию отправляют!
Так и заездился. Не вернулся он в Киев. Осталась девушка Лена без Азамата, а Азамат без пирожков.
- Это Сызрань, - поясняет Азамат, когда мы проезжаем очередной город транзитом.
- Сызрань, - повторяю я, стараясь запомнить города на маршруте. Карта лежит у стекла, нагреваемая солнцем. Иногда поглядываю в неё.
- Город проституток, - характеризует Азамат город Сызрань.
Начинаю хохотать. Ну, тебе просто гидом работать!
- Я тебе… серьёзно я тебе говорю! – посмеиваясь, громко кричит Азамат. - Куда ни нырни – везде они стоят: там они стоят, там стоят… На той стороне стоят…- он показывает рукой в разные стороны, будто Ленин на броневике.
«Плечевых» Азамат не любит. «Ляжешь спать, уставший. Шторами все окна задвинешь. Только засыпать начнёшь – стучат в стекло. Окружат машину. Спать не дают». К тому же, с его любовью к чистоте, он, наверное, старается даже не дышать в зоне их видимости. Я вполне его понимаю. Меньше знаешь – крепче спишь. У меня вон уже бессонница.
Потом мы встаём в пробку, и через какое-то время моему взору открывается величественная река Волга. Я вижу её ещё издалека: дорога идёт извилистая, и на одном её участке видна речная голубизна на фоне невысокой горы. Медленно мы проезжаем по широкому мосту. Смотрю налево: там какое-то огромное сооружение.
- Это плотина Волговская стоит, - поясняет Азамат, видя мой интерес.
Справа – высокий забор, за которым синеет бескрайняя река. Густой толпой у бетонного берега, где сливается широкой полосой вода с плотины, что-то ловят белоснежные чайки. На заборе висит табличка «Запретная зона. Проход и проезд запрещён», плавно проезжаем мимо неё.
За Волгой стоит город Тольятти, где мне, по идее, нужно ехать прямо, а Азамату, который едет в Казахстан, - поворачивать направо. Чем ближе этот поворот, тем в большей я неуверенности. Азамат мне нравится своим спокойствием и уравновешенностью. Таких водителей терять всегда жаль. И мне вломашно опять стоять на обочине и кого-то ловить, не будучи уверенной в своей удачливости.
Мучительно вглядываюсь в карту, листаю её назад-вперёд и, наконец, делаю свой выбор:
- Азамат! А можно я с тобой поеду? Через Казахстан?
Он впадает в задумчивость, которую я разгадываю далеко не сразу. Наконец, произносит:
- Хорошо, - но как-то неуверенно.
Проезжаем Тольятти, Азамат останавливает машину, зажигает плитку и ставит на неё сковородку.
- Кормить тебя буду, - объявляет он торжественно. – Толстеть тебе надо.
Я вытаскиваю из рюкзака всё съедобное, но Азамат, махая руками, требует запихнуть это всё обратно. Повинуюсь.
На сковородку он вытряхивает содержимое банки «Тушёнка говяжья с кашей», мешает нечто оранжевое вилкой, и потом отдаёт вилку мне:
- Ешь давай.
- А ты? – вопрошаю я.
- Ты на меня не смотри! – восклицает он. Тоже берёт вилку, но едва ли съедает четверть содержимого сковородки. Обмякиваю её хлебом, нарезанным крупными белыми ломтями рядом. Азамат смотрит на это зрелище и наслаждается.
Вкусно.
- Чай сейчас будем.
Я начинаю вещать о том, что чай, как и любые жидкости, после еды – вредны, так как разжижают желудочный сок, нарушая пищеварение. Азамат начинает хохотать:
- О-о-ой… Ну у тебя вообще в голове беда. Срочно замуж надо! Чай она уже не пьёт после еды! О-о-ой… - он смеётся, но так безобидно, что я начинаю хохотать вместе с ним и в итоге соглашаюсь на чай.
Поворачиваем в сторону Казахстана. Долго пытаемся выяснить, нужен ли загранпаспорт для пересечения границы: я – отправляя смски Танечке, Азамат – спрашивая в рацию своих коллег. Оказывается, что не нужен.
Мы подъезжаем к границе ночью. К счастью, очередь из машин небольшая, - мы проходим её за час. Прохожу все процедуры – мне дают специальный пропуск в виде маленькой анкеты. Заполняю анкету печатными буквами. «Гость», пишу адрес и свои данные. На листок ставят печать с датой въезда. Азамат велит беречь эту бумаженцию с особым тщанием.
В итоге въезжаем на территорию Казахстана, - за окнами глубокая чёрная ночь. Азамат говорит:
- Значит так… Если тебя кто-то увидит здесь, - то ты просто попутчица. Поняла?
На три секунды я недоумённо задумываюсь, а потом парирую:
- Азамат… Я и есть. Просто попутчица…
Он неожиданно и громко смеётся так, будто я сказала смешную шутку. Подтверждает: да, так оно и есть, и почему только он это сказал? Мне становится понятным его смятение – он боится людского мнения. Что его знакомые могут подумать, будто он везёт проститутку. Не дай Бог ещё кто-то из родственников…
Мы едем по ночной дороге, потом Азамат заезжает на одну из стоянок для фур и ставит машину на место, указанное сторожем. Сторож пристально смотрит на меня. Стоянки для фур платные.
- На этой стоянке «плечевых» нет, - объясняет свой выбор Азамат.
За окном чёрная ночь. Мне становится стрёмно. Я в замкнутом пространстве, с мужчиной, в незнакомой стране, да ещё и ночью. Азамат в это время раскладывает верхнюю полку и говорит:
- Ты будешь спать наверху. Я – внизу.
Киваю головой, ничем не выдавая свою тревогу. Достаю из рюкзака свой спальник, вытаскиваю из компрессионного мешка. Спальник, словно живой, начинает медленно распрямляться и приобретать обтекаемый вид. Забираюсь наверх, улезаю в него и слышу снизу просительный голос Азамата:
- Только не приставай ко мне, ладно?
Ну нет, прям счас начну, от страха, домогаться. Конечно же нет! Смеюсь. Отвечаю, что буду изо всех сил держать себя в руках.
Утро встречает нас восхитительным восходом солнца. Пастельные тона всех цветов смешиваются в грандиозной палитре неба. Ни облачка.
Азамат уже проснулся, чистит зубы, стоя у бока фуры. Для этой цели в канистру со впаянным краником наливается вода, а сама канистра боком ставится за кабину машины – там есть небольшой свободный участок. Выползаю на улицу, слегка опухшая, тоже с зубной щёткой в руке.
Завтракаем. Азамат кипятит на плитке красивый металлический чайник с изогнутым носиком. Завариваем чёрный мелкий чай.
- Сахар, - объявляет Азамат, открывая пластиковый короб с белыми кубиками сахара. Впечатляющее количество.
По стоянке мелкими перебежками кочуют низкорослые худощавые собаки. Из высокой травы, растущей по краям стоянки, периодически вышныривают более мелкие, щенки, и бредут куда-нибудь, нюхают на ходу, ложатся в кучу бок о бок.
Ольга Овчинникова