Вторая часть здесь >>>>
Третья часть здесь >>>>
Четвертая часть здесь >>>>
Пятая часть здесь >>>>
Автостопом до алтайского яка. Глава 15.
Вот за Уралом у тебя самый геморрой-то и начнётся (Азамат, дальнобойщик).
Машины едут, не останавливаясь. Стою и голосую уже час, рюкзак стоит рядом.
Наконец, останавливается грузовичок с маленьким краном, встроенным в кузов. Водилы называют такую модель «Золотая ручка».
- До Уфы? – я засовываю свой нос в кабину.
- Ну, почти, - отвечает мне водитель довольно громко. – Даже дальше.
- Подкинете? – уточняю.
- Садись, - говорит.
Прыгаю внутрь вместе с рюкзаком. В кабине - полный раздрай, но относительно чисто. Машина – работяшка.
- Оля, - представляюсь.
Водителя зовут Саша (имя изменено). Беседа наша начинается словами:
- Я, знаешь, почему тебя подобрал? – и смотрит вопросительно.
- Почему же? – спрашиваю.
Он начинает практически орать:
- Я понять хочу! КАК?!! КАК ВЫ НЕ БОИТЕСЬ?!
Вздрагиваю. Ну, опять двадцать пять. Чего орать-то?
- Боюсь, конечно.
- Так заче-е-ем тогда-а-а? – вытягивает он гласные с целью ткнуть меня носом в эту глупую затею.
- С Вами пообщаться, - я говорю искусственным радостным голосом, но внутри у меня угрюмо. – Люди интересные попадаются среди водителей. Много нового узнаю.
- Вы что-о-о-о??? С ума сошли? Сколько случаев уже было! Го-о-олых же-э-эньщин из машин выки-и-идывают! Телевизор посмотрите!
Отмалчиваюсь. Телевизора у меня нет, и уже давно.
- Люди же ра-а-азные попада-а-аются!!! – красноречиво вещает очевидные вещи. Спорить даже глупо.
- Да, разные, - киваю головой. – Но мне попадаются исключительно хорошие.
Это такой психологический ход в виде попытки разбудить в человеке то хорошее, что в нём есть. Я уточняю:
- Ну, Вы же не собираетесь меня выкидывать из кабины?
Он смотрит, раздувая ноздри от возмущения тем, что до меня не дошёл его посыл. Я продолжаю:
- Ну во-о-от…
Однако, Саша решает убедить меня в том, что мне надо немедленно ехать в аэропорт и лететь домой. Запереться там в четырёх стенах и быть в полной безопасности. Одетой и одной. Ох, не зря он попался мне в тот день на дороге, не зря… Надо было услышать дядю, а я продолжила оставаться в убеждении, что мне всю дорогу будут продолжать встречаться только добрые люди.
Убедить меня Саша решает на практике. Не доезжая до Уфы, мы сворачиваем на трассу, ведущую к Челябинску, а потом на странную дорогу, ведущую прямиком в лес.
Едем мы в абсолютном молчании, машину колбасит, потому что дорога неровная. Потом, ко всему прочему, она сужается, становится практически одноколейкой, и деревья, растущие с двух сторон, прячут её всё больше и больше. Ощущение, что сейчас мы въедем в непролазные джунгли, и дорога закончится тупиком.
- Ну? И что ты теперь будешь делать? – спрашивает меня ехидно внутренний голос. Потихоньку внутри меня выделяется адреналин, и я едва сдерживаю этот процесс. Ещё не хватало запаниковать…
Не знаю даже, что он собирается сделать: убить, изнасиловать или и то, и другое вместе…Ассортиментец-то не очень, должна сказать… «Всё такое вкусное»…
Когда мой уровень адреналина готов уже был зашкалить, Саша вдруг непринуждённо бросает:
- Ой, забыл сказать. Мы сейчас заедем тут к одному, на участок. Мне надо плитку тротуарную выгрузить. А потом я тебя обратно на трассу верну.
Киваю головой, будто «ничего такого» и не думала… Блеать, чувак, ты реально напугал меня. Едва расслабляю скукоженные от ужаса мышцы рук: оказывается, сижу, вцепившись в ремень безопасности.
Разгружают плитку – кроме Саши работают ещё три мужика. Плитка уложена квадратной кучей на паллеты, они цепляют верёвкой паллет снизу, и Гриша ловко переносит его краном на землю.
Приятно смотреть, как иногда слаженно и красиво работают мужики. Выхожу из кабины, - хочу немного размяться. Рядом с участком открывается огромное поле ржи, - волнами она играет на ветру, освещаемая уже не жарким солнцем. Насладительное зрелище.
Дорога состоит из чернозёмной грязи, втаптывается в подошвы ботинок. С сожалением возвращаюсь, - мужики уже заканчивают, надо ехать. На небе тем временем начинают толпиться грозовые тучи. Дождя ещё для полного счастья не хватало…
Саша отвозит меня обратно на трассу. Я желаю ему удачи, на что он отвечает:
- Это ВАМ удача не помешала бы! Сумасшедшие!
Да-да, так и есть. Оба пункта.
Жалею, что не заехала в Уфу. Говорят, Уфа - очень комфортный город для проживания и очень зелёный.
Он уезжает и тут же начинается ливень, - вода обрушивается на дорогу стеной. К счастью, рядом какой-то навес, убегаю под него. Дождь льёт весёлым потоком, пузырится в лужах, - это надолго.
Вытаскиваю из рюкзака свой плащ, - он огромный и чёрный. Рукава длиннее рук на 10 сантиметров. Продавщица в магазине на мой вопрос: «А поменьше-то размеры есть?» ответила:
- Поменьше нет… О-о! Побольше есть!
Плащ классный, с капюшоном, но я в нём выгляжу, как сама смерть, - только косы не хватает. Одеваю рюкзак в дождевик. Идём с ним в дождь. Из-за заполонивших всё небо туч становится сумрачно, как вечером.
Иду до рынка, который расположен прямо у дороги и виден издалека. Картонку бы мне новую надыбать. На рынке это вполне реально. Нереально написать на ней потом длинное «Челябинск». Тем более, - нечем. Землёй, что ли, попробовать? Она чёрная.
Рынок миниатюрный. Встречает меня любопытными взглядами. Никто не улыбается, все только пялятся в оба глаза на мою персону: женщина, одна, да ещё и с рюкзаком и, вдобавок в чёрном плаще. Подхожу к тётке, торгующей каким-то жареным мясом и спрашиваю про картон. Отрицательно качает головой, измеряя меня изучающим взглядом: сверху вниз.
Терпеть не могу, когда так смотрят. Тем не менее, продолжаю говорить доброжелательным тоном. Нет, и нет. Ладно. Иду дальше, прихлёбывая воду из бутылки.
Хочется есть, и это не добавляет мне оптимизма.
Мужик продаёт арбузы. Рядом с ним лежит стопка картона. Подхожу, уверенная, что он одолжит мне одну коробочку. Не, не одолжил.
Вот блин. «А с бумагой в стране напряжёнка», называется.
Вижу картонную коробку под пустым столом. Рядом женщина торгует беляшами. Подхожу к ней:
- Подскажите, могу я взять эту коробку?
Она пожимает плечами, глядя на меня неодобрительно.
Чё такие злые-то все?
Беру коробку, по ходу отрывая от неё широкую часть, и тащусь с ней на автобусную остановку, - прямо за ней продолжается трасса. Дождь ненадолго утихает, потом начинается с новой силой. Надо срочно что-то съесть. Моё настроение прямо пропорционально уровню сытости. Здесь есть крыша, и это плюс. Дождевые капли бьют по набежавшим лужам, словно пули.
Так… Что тут у нас… О, бутеры с сыром. Отлично, отлично.
Как-то странно ощущается после этого Саши. Зачем только он очевидный такой…
Не чувствую я впереди никакого везения. Это плохо. Надо срочно сделать что-то хорошее, помочь кому-нибудь, чтобы оно мне вернулось. Та-а-ак… Кого бы собой осчастливить? – выбираю жертву, сощурив глаза.
На остановку приходит пёс. Такой же бродяга, как и я. У меня ещё остался один бутер: отдаю ему. Пёс деликатно берёт его ртом, уносит за три метра и кладёт на землю. Первым съедает сыр, потом – хлеб. Смотрит на меня.
- Всё, – развожу руками.
Несколько раз моргает, опускает голову и уходит.
Люблю непривередливых собак.
Пора. Одеваю рюкзак, ухожу подальше от остановки. Дождь, на счастье, становится совсем мелким. Нужные водители не останавливаются. Дважды – машины с какими-то странными мужиками. В одной машине их двое. Подъезжают ко мне, вглядываются в лицо, потом замечают рюкзак и едут дальше.
В другой – трое. Тоже уезжают, когда понимают, кто я.
Вероятно, ищут другое. Разочарованные лица.
Поток машин едет мимо. Иду до автозаправки, в надежде найти машину там.
Заправка убогая, навеса практически нет. Для оплаты бензина стоит ларёк, в окошко которого водители протягивают деньги. Сажусь на ступеньку. Рюкзак прислоняю к стенке ларька. Вроде не гонят, - это хорошо. Только бы дождь опять не начался.
Сырость холодит, несмотря на то, что я одета довольно тепло.
Спрашиваю всех, кто подходит к ларьку. Никто не соглашается меня везти. У некоторых прямо на лице это написано, они заранее как бы утыкаются взглядом в самих себя, – к ним вообще не пристаю.
Один из водителей, наконец, говорит:
- Садитесь.
У него блестящая чёрная иномарка. Рюкзак он кладёт в багажник, я сажусь вперёд, сняв мокрый плащ.
- Знаете, почему я вам помогаю? – задаёт мне вопрос водитель. У него очень убитый вид и усталые глаза.
Молча смотрю на него.
- Мне надо срочно сделать что-то хорошее, помочь кому-нибудь, чтобы оно мне вернулось, - слово в слово он цитирует мою мысль, сказанную на остановке.
Оказывается, что его мама в больнице. Диагноз: рак. Её прооперировали, отправили анализы на гистологию, и завтра должен прийти ответ, насколько плох прогноз. Сам мужчина – предприниматель, причём довольно удачливый: у него несколько магазинов, и сейчас он собирается заняться молочным скотоводством: закупает несколько породистых коров из-за границы с целью разведения и производства молока.
Я говорю, что работала с коровами.
- Не зря я Вас подобрал, - всё тем же упавшим голосом произносит он и спрашивает про лейкоз коров. Эта болезнь «жила» в животноводческом помещении, которое он взял в аренду.
Я рассказываю всё, что знаю про лейкоз коров, - благо, что поработала в лаборатории, исследуя коровью кровь на это заболевание и помогая хозяйствам Ленинградской области избавиться от него. Про то, как переносится. Про необходимую дезинфекцию помещения. И мы плавно переходим к разговору о содержании и кормлении коров.
- Я всегда так: открываю новое дело. Потом надо ездить туда и регулировать всё, а когда всё налажено – передаю руководство другим людям.
Кажется, это называется «делегировать». Предпринимательская жилка у человека. Завидую.
Его имя остаётся мне неизвестно. С увлечением рассказываю о том, что телятам после рождения в первые же часы необходимо молозиво, а он делится тем, что есть такой способ содержания коров: «Три сиськи доят, а четвёртую оставляют телёнку». Метод староверов.
Очень мудрый, по-моему, метод.
Потом мы заезжаем в кафе, садимся за столик. Кафе не из дешёвых. Мой кошелёк лежит на столе, но водитель только поднимает глаза, когда я беру его, и желание расплатиться самой у меня сразу пропадает. Оскорбить его этим я не рискую.
- Что Вы будете есть? – спрашивает он. Голос по-прежнему убитый.
Беру какой-то супешник.
Он заказывает какое-то странное блюдо – похоже на колбаску, сделанную из фарша и обжаренную до аппетитной корочки.
- Как это называется? – спрашиваю. Никогда такого не видела.
- Люля, - отвечает водитель, нарезая колбаску ножом. – Угощайтесь.
И накладывает мне несколько ломтиков.
Вкусно. Ну да, слышала: люля кебаб. Мои познания в области кулинарии постепенно расширяются. Сопровождаясь дегустацией.
- Не грустите, - говорю я водителю, желая поддержать. – От того, что Вы переживаете, ничего не изменится, тем более в лучшую сторону.
- Возможно, - сдержанно отвечает он. Взгляд такой безнадёжно усталый, будто он не спал по меньшей мере сутки.
Он отвозит меня дальше по трассе и оставляет там, потому что сворачивает.
Так важно поймать с утра машину, которая идёт далеко! Чтобы к вечеру не оставаться на дороге в полном неведении: «Кто попадётся?», а ехать, уже изучив человека за это время! С неба снова начинает литься вода.
Мне нужен дальнобойщик, который едет далеко.
Он находится, и зовут его Гриша (имя изменено).
Гриша – весёлый водитель средних лет. Разговаривать он любит, и мне остаётся только с интересом слушать его истории.
- Вот река же течёт тута. Почему вдоль реки дорогу не сделать? – рассуждает Гриша по пути. - Зачем из одного ущелья надо в другое через хребет перепрыгнуть? А это всё не просто копалось, это взрывалось.
Мы едем по дороге, справа которой стеной стоят невысокие горы. Удивлённо вытягиваю шею.
Проезжаем «самый красивый город на этой дороге» - Сим. Родина Курчатова, одного из создателей ядерной бомбы. Город стоит на реке. Голубые крыши отдельных домов чем-то напоминают Марокканский город Шефшауэр.
Гриша рассказывает о своей предыдущей работе. Раньше он работал водителем на автобусе, но эта работа оказалась ещё тяжелее, чем работа дальнобойщика:
- Один раз еду. А мы созваниваемся с передними. Почему надо знать, кто где едет? – спрашивает сам себя он и тут же отвечает, чтобы рассказ был понятнее. - Чтобы интервал держать. Останавливаюсь. Бабка одна заходит, садится. Она села, я жеж, тут же переднему: «Ты где?». «На соседней остановке». Мне до неё ехать совсем чуть-чуть. А я всегда график опережал, а тот - или по времени идёт, или отстаёт. Что на моём доходе сказывается, в прямом смысле. «Блин, ты давай побыстрее. Я тут сейчас ещё чуть-чуть постою, а потом поеду». Бабка это всё слышит: «Ну мы чё счас разбираться будем, кто где едет? Или поедем уже?». Такой, сижу: народ есть, деньги есть, настроение есть, - портить не буду. Двери закрыл. На третьей передаче пополз. Стоять не даёшь, так я быстро ехать не буду! На следующей остановке люди вошли, вышли. К светофору подъехал. Сигарету – раз в зубы! Зажигалку уже поднёс… «Не курить! В автобусе нельзя курить!» - опять бабка. Сидит и на меня смотрит. Такой сижу: народ есть, деньги есть, настроение есть, - портить не буду. Сигарету убрал.
Ну, к перекрёстку подъехал. Через зеркало в салон заглянул, смотрю. Взглядом по салону пошёл и в конце-то с ней глазами встретился. Она мне выдаёт: «Я, когда сойду, там уже: хотите – курите, хотите - стойте, хотите - едьте. Делайте что хотите, мне будет без разницы». Опа! У меня тумблер так: щёлк! Меня и понесло: «Дожили, уважаемый пассажиры! Теперь вы решаете: ехать мне - не ехать. Курить – не курить. Я пёрнуть хочу! Можно?» – по микрофону, громко так говорю.
Автобус делится на три лагеря. Одни меня ругают, другая защищает, а третья, самая большая – зрители. Я тоже в третий лагерь зрителей попал. «Я на вас жалобу напишу», - кричит бабка, выходя.
Я ей свой номер продиктовал и фамилию: «Иди, жалуйся! Уволить меня вряд ли кто уволит, - я сам на днях ухожу. У меня людей благодарных больше ездит, чем таких стерв, как ты». «А! Он меня стервой назвал!». «Необщипанной стервой!» – уточняю.
- Что интересно, - продолжает рассказ он. - Люди, которые платят за проезд, они готовы терпеть. Едут стоя, у них падают сумки от плохой езды, они сами порой падают, встают, отряхиваются. Сумки у них рассыпаются, но стоят, не ругаются.
А те, кто ездят бесплатно – те всю душу изжуют. Зашли в автобус – всё вокруг них должно крутиться.
Потом он рассказывает, как устроил в автобусе дискотеку: крайний рейс, в салоне оказалась одна молодёжь, и он включил зажигательную музыку, через микрофон. А потом ещё и светомузыку устроил. Народ проникся, начали подходить и заказывать:
- Слушай, у моего братана сегодня день рождения, поздравь его по микрофону.
- Вот тебе микрофон, сам и поздравляй, - говорит Гриша.
Весело тогда проехались, душевно.
Мы едем в кромешной темноте, в веренице из фур. Подъёмы переходят в спуски. Особо долгие подъёмы мы едем совсем медленно.
Гриша в рацию спрашивает:
- Мужики, у меня тормозные колодки воняют уже, не?
- Да, воняют, - тут же откликается тот, кто едет сзади нас. Голос у него жизненный, низкий и спокойный.
- Да что за бригадир там всех держит? - недовольно раздаётся голос третьего: мы собрали колонну.
- Боится, наверное, - первый голос оправдывает нас.
- Боюсь, - признаётся Гриша весёлым голосом. – Колодки уже не держат, вот и боюсь.
Бригадиром называют того, кто едет медленно, и из-за этого тормозит остальных. Правила дальнобоев гласят, что если на узких дорогах ты не можешь быстро ехать и собираешь за собой толпу, то периодически надо останавливаться, - обычно на специальных площадках, и пропускать всех остальных. А потом уже самому ехать дальше.
Мы так и делаем. Сначала прибавляем ходу, и вся колонна отстаёт и теряется, а потом останавливаемся на пятачке обочины.
- Молодые, зелёные… «Кто там держит?», блин. Им машину новую дали, у них всё работает исправно, вот они и возмущаются. Шило в жопе, им нестись надо весь день. Вот и ворчат. А те, кто постарше: «Да ладно, боится, вот и не едет…», всё понимают, - комментирует состоявшийся диалог Гриша.
Откуда-то из-под фуры тормозные колодки исходят вонючим дымом так, что не один раз Гриша останавливается, берёт толстые рабочие рукавицы и уходит в темноту что-то «подкрутить». Он не унывающий, и это прекрасно.
В ходе разговора вспоминает, как зимой у них с напарником замёрзла солярка, и они, чтобы доползти до заправки и заменить её, разогревали какой-то шланг стационарной плиткой: причём напарник сидел за рулём и медленно ехал, а Гриша бежал.
В ходе разговора вспоминает, как зимой у них с напарником замёрзла солярка, и они, чтобы доползти до заправки и заменить её, разогревали какой-то шланг стационарной плиткой: причём напарник сидел за рулём и медленно ехал, а Гриша бежал сбоку с плиткой в руках и грел этот шланг. Солярка, оказывается, бывает зимняя и летняя. Видимо, зимняя не замерзает.
Сразу вспоминается слоган про Россию: «Эта страна непобедима».
Гришина машина шумит, кряхтит, но едет, как старый испытанный годами конь. С визгом скрипят сидения, когда машину болтает на дороге. Почему-то кажется, что даже если мы сейчас сломаемся, он найдёт возможность всё починить: голыми руками, из подручных средств и в кромешной темноте. Уважаю таких людей.
Гриша – работяга, но его познания в истории меня впечатляют. Он рассказывает такие подробности про историю Руси, что я только хлопаю глазами. По истории у меня была тройка, так же, как и по географии. Всякие набеги, кто за кем правил, кто чего добился, - он всё это знает досконально и увлечённо рассказывает мне.
Об исторических событиях - своими словами:
- Приплывают японцы на остров, там местные жители: «Воевать будете, нас 500 человек?». «Не, не будем». «Садитесь в лодки и гребите отсюда. Это теперь наша земля». Остаётся 50 человек, остальные на следующий остров плывут. Через три года русские приплывают: «Слышь, тут три года назад русские жили. Где они?» «А они сели в лодку и уплыли». «Теперь мы приплыли. Садитесь в лодку и уплывайте». То есть, кто сильнее приходит, то и завоёвывает. Так Америка завоёвывает. Так Англия, Франция завоёвывали колонии свои. И один раз приплыли русские, японцев разогнали, китайцев разогнали. Через год слух дошёл до Питера. Ещё через два года приехали разбираться: «Ты чё там хулиганишь? Как мы на политической арене будем выглядеть?» «Три года назад они хулиганили и нормально выглядели. А мы будем плохо выглядеть, что ли?».
Ещё он рассказывает про дореволюционные времена:
- В тайге 20 копеек шкурка соболя стоит. В Питере 10 рублей стоит. В Париже ещё дороже. Съезди, год поохоться, пойди, продай. Так Ермак ходил за соболями за этими. Он соболей поставлял исправно. Царская Россия за счёт меха жила, потом за счёт руды, теперь за счёт нефти…
В завершение говорит:
- Русский народ очень доброжелательный. С ним всегда договориться можно. Приходят воевать; разговорились и всё решили так, без боя.
Улыбаюсь. Приятно встретить патриота, причём не показного. Обычный водитель старенькой кряхтящей фуры.
Гриша рассказывает про армию, говорит, что зря ребята туда не ходят и ищут отсрочку. Приводит статистику о смертности в частях и на гражданке. Что, мол, на гражданке она больше. «Если, конечно, не война», - оговаривается он.
- Где ж подъём-то начнётся? – спрашивает он риторически. Мы едем под гору уже продолжительное время. – Всё! Я не бригадир! Видали, да? – смеётся, шутя, обращаясь в воздух.
«Водитель, проверь тормоза. Перейди на пониженную передачу» - таблички из темноты периодически предупреждают о начале очередного подъёма.
Гриша рассказывает с большой любовью о своей семье и детях:
- Дочка моя маленького сжимает, он весь кряхтит, от того, что она его держать не может.
И как он собрался в роддом, забирать четвёртого ребёнка. Спрашивает жену:
- Цветы? Шариков сколько брать? Мама, родственники, все приедем.
Жена ему отвечает: мол, один приходи, со старшей дочкой.
- Как так? Это же событие!
- А, уже четвёртое событие, ничего интересного.
И как его дочка увидела, что у неё появится братик задолго до того, как это показал тест… «Я чувствую, что там кто-то есть», - показывая маме на живот. Мистика.
Гриша довозит меня до придорожной гостиницы возле Чебаркуля, где я остаюсь ночевать, собираясь последовать инструкции Азамата. Сам едет дальше.
Ольга Овчинникова