Вторая часть здесь >>>>
Третья часть здесь >>>>
Четвертая часть здесь >>>>
Пятая часть здесь >>>>
Шестая часть здесь >>>>
Седьмая часть здесь >>>>
8 часть здесь >>>>
Автостопом до алтайского яка. Глава 24
«И странно и чудно — везде, по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны…» (Рерих Н.К.).
Долго никто не останавливается. Я начинаю голосовать, еще издали завидев машину. Антон удивляется: зачем я так рано начинаю вытягивать руку? Я отвечаю, что тогда водитель наверняка увидит меня издалека. Антон замечает, что он всегда поднимает руку тогда, когда до машины остается не более 50 метров. Мне это не принципиально. Спорить не собираюсь. Уступаю ему место.
Машин мало, их практически нет. Мимо нас проезжает автобус и заворачивает прямиком в ворота детского лагеря. Потом проезжает трактор. Несколько легковых машин тоже пролетают мимо. В некоторых из них водители, прежде чем проехать, с сожалением разводят руками. Это выглядит как диалог.
На другой стороне дороги под огромным солнцезащитным зонтом мужик в шортах жарит шашлыки, сидя в шезлонге. Он расслабленно закинул ноги на табуретку и крутит шампура одной рукой, почесывая другой рукой живот, олицетворяющий саму сытость. Наверное, медитирует. Возле дороги на подъезде к нему стоит указательная табличка. “Сочные шашлыки” гласит она.
От невыносимой жары я разуваюсь и связываю ботинки шнурками между собой. Сама же одеваю шлёпки. Наконец мы решаем сменить место: идём чуть подальше. И в итоге рядом с нами останавливается легковая машина.
Водителя зовут Костян. Он работает на пилораме. С сожалением говорит, что деревьев вокруг становится все меньше и меньше, особенно кедров. Странно слышать это от человека, который сам занимается деревопереработкой.
Дорога, по которой мы едем, довольно извилистая, и асфальт кое-где плохой. Но Костян уверенно ведет машину, ловко огибая ямы легким движением руля и мягко вписываясь в повороты. Кое-где дорога очень извилистая и жмётся к гористым склонам так, что не видно, есть ли кто-нибудь на встречке. Ума не приложу, как они разъезжаются здесь ночью.
Ещё он рассказывает о шаманских лесах, которые есть на Алтае. Это места, в которых запрещено рубить деревья, заготавливать дрова, шуметь и, по большому счёту, быть там.
Однажды поехали мужики за дровами. Ну, приехали, разложили бензопилы, давай готовиться. Переоделись. Один по делам вглубь леса пошёл. И вдруг смотрят – бежит он оттуда, сломя голову. Прыг в машину с разбегу и по газам, даже бензопилу забыл. Мужики за ним, еле догнали. Оказывается, тот увидел шаманский бубен, висящий на дереве, - опознавательный знак, что эта часть леса - шаманская.
Вот такие существуют уважение и страх к шаманам.
Костян довозит нас до поселка Чоя.
Дальше дорога не только пустая, но и более раздолбанная. Не менее раздолбанная останавливается рядом и машина. У нее едва ли не отваливается дно, - такая она ржавая и старая.
Когда я сажусь внутрь, то едва не забываю свои ботинки на обочине дороги.
Водитель худой и беззубый, обе его руки покрыты татуировками, характерными для заключенных: перстни, буквы, восход солнца. Однако, внешний вид в очередной раз оказывается обманчивым. Саша - так зовут человека - действительно когда-то был на зоне, но теперь активно пропагандирует Бога.
Он говорит, что раньше не видел всей этой Алтайской красоты.
- Я не думал, что природа может быть так прекрасна! - с воодушевлением говорит Саша, слегка шепелявя. Зубов у него не хватает. - Раньше не замечал ничего, а потом Господь показал мне это.
И он начинает пространственно объяснять нам на пальцах красоту Вселенной и мироздания, периодически отпуская при этом руль. Творческий и яркий рассказ протекает на фоне отчаянного грохотания его старой машины, которая гремит, как консервная жестяная банка, и с особенно трагичным стуком ударяется днищем, попадая колесом в дорожные ямы. Это отвлекает от повествования: в мои мысли проникает опасение, что такими темпами мы сейчас сломаемся и встанем на дороге.
Однако, каким-то «Божественным чудом» машина всё-таки едет.
Я очень хорошо понимаю все его восхищение талантом Создателя.
Точно так же я когда-то была поражена проявлением структурной гармонии под названием «золотое сечение». Тогда я созерцала сосновую шишку и вдруг обнаружила, что в ней нет симметричности, а новые витки чешуек идут по спирали. По такой же спирали на стволе сосны располагались её ветки. Это было во всём вокруг меня: в раковине улитки, в цветках и даже во мне самой.
Только я не пропагандирую это так активно. И Саша тут же вторит моим мыслям.
- Не всегда человек готов видеть это, - налегая на каждое слово, произносит он с чувством. - Это всё равно, что ребёнка сажать на горшок, когда он не хочет какать: ничего не выйдет, пока он не захочет.
Странное сравнение, но посыл понятен.
Едем, отчаянно гремя, дальше. Через несколько минут разглядывания нас, он, довольный, резюмирует:
- Какие вы одинаковые. Ну, прямо семейная пара.
Мы с Антоном оба смеемся, потому что это далеко не так. Но Саша настаивает. Он делает хитрое лицо и повторяет:
- Так все и начинается. Сначала двое присматриваются друг другу, а потом начинают жить вместе.
Все это, конечно, правда, но не про нас с Антоном. Он почти вдвое моложе меня и совсем не в моём вкусе. И я для него тоже «безвкусная».
- Я собираюсь путешествовать, - поясняет Антон. – А семья – это уже потом, позже.
Саша грустно добавляет, что, наверное, уже никогда не найдёт себе женщину, которая согласилась бы с ним жить. Пытаясь сменить тему, я спрашиваю его про клещей. Он подтверждает, что клещей здесь очень много, особенно весной, и не всегда сразу удается их заметить. И дальше говорит вот что:
- Я однажды нашел клеща, уже когда тот насосался, умер и засох прямо на мне.
После этого он делает обиженное лицо и печально вопрошает в воздух:
- Неужели я настолько плохой, что даже клещи засыхают, кусая меня?
Это звучит так смешно, что я искренне и громко хохочу. Антон тоже смеётся и утешает его:
- Да найдётся она, найдётся…
- Найдётся? – с надеждой в голосе спрашивает Саша.
- Ну, конечно! – подтверждаю я, искренне желая этого.
«На каждый товар найдётся свой покупатель» - любила говаривать моя бывшая свекровь.
Саша высаживает нас на развилке, - я чуть не забываю свои ботинки у него в машине. Так и таскаюсь с ними в руках, как с довеском. Нам нужен Артыбаш - это посёлок, который стоит на месте впадения реки Бии в Телецкое озеро.
На развилке стоят прилавки, уставленные многочисленными баночками с мёдом. Продавщицы уставшие, неприветливые, угрюмо предлагают попробовать мёд. Отказываюсь. Куплю на обратном пути. Цена у них немаленькая, да и лишнего веса в рюкзак не хочу.
Здесь очень высокие деревья, и из-за этого кажется, что уже вечер, - солнце касается их верхушек. Дорога то поднимается в гору, то спускается вниз. Идём по обочине, выбирая удобное для «стопа» место. Но каким бы удобным оно не оказывается, останавливать практически некого: машин нет.
В лесу на другой стороне дороги вдруг раздаётся страшный шум и треск веток.
На дорогу выходит корова. Она смотрит на нас, как на невиданное диво, чудо из чудес. Мы с таким же интересом смотрим на неё. Так и стоим, разглядывая друг друга. Наконец, корова приходит в себя первая. Начинает идти. Вслед за ней из леса выходит ещё несколько коров, - пять или шесть, и два телёнка. Они занимают всю встречную полосу, а потом и всю дорогу. Неторопливо шагают мимо нас, звучно чвакая копытами по асфальту.
Потом из леса выходит ещё один, заплутавший бычок, отчаянно и утробно мыча. И в это время на горизонте показывается легковая машина. Я вытягиваю руку, в надежде поймать её. А бычок встаёт точно на траекторию её движения.
Он вынуждает машину притормозить и мягко объехать его с боку. После чего водитель окончательно тормозит уже рядом со мной. Спасиб, бычок.
Я улыбаюсь во весь рот и стою, как истукан. Так рада, что бычка не сбили, что забыла, куда нам надо ехать. К машине подбегает Антон.
Так потом и получалось: я могла застопить машину, а толком объяснить куда нам надо ехать – не могла. Поэтому просто продолжала стоять на месте, а объяснять приходилось Антону, как и в этот раз.
Семейная пара, живущая рядом с озером. Туда они и едут. Соглашаются подвезти нас, но водитель говорит:
- На этой дороге практически никто не останавливается. Вам крупно повезло.
Делаем жизнерадостные физиономии.
После чего оба они начинают совещаться о том, где нас лучше высадить.
- Чтобы до продуктового магазина недалеко, - предлагает женщина.
- Чтобы палатку можно было поставить, - размышляет мужчина. И объясняет: - Там на самом Телецком-то всё застроено. Вдоль берега – дома. По всему берегу – причалы.
И почему только я раньше не догадалась… В моём воображении Телецкое озеро представлялось чем-то безлюдным, в глуши леса.
Тем временем, водитель рассказывает историю, почему озеро названо «Телецким»:
- Во голодные времена один крестьянин нашёл клад, в котором была большая коровья голова, вылитая из золота. Хотел на хлеб выменять – да никто не согласился. Вот он её в озеро и бросил. До сих пор многие ищут…
Легенда, однако, гласит, что это был просто «слиток, размером и формой, похожей на голову лошади». Что сам крестьянин в отчаянии бросился вслед за ним и утонул, и что это объясняет второе название озера – Алтын-Кёль, что в переводе означает «золотое озеро».
Легенд об озере и его окрестностях много. Про дракона, которого богатырь закинул в озеро, и сейчас учёные обнаружили на глубине 90 м гряду скал, напоминающих драконий хребет. Или, например, про возникновение каменных глыб на знаменитом пороге Каша, - будто бы это окаменевшие части четвертованного человека, который оскорбил девушку и этим нарушил обычай племени.
Между тем, мы подъезжаем к Артыбашу. Водитель говорит:
- Вот, смотрите: палатку можно поставить где-нибудь там, - и он показывает рукой в сторону от дороги, где разливается чудная Бия. – А я вас высажу возле магазина. Продукты купите.
Это просто замечательно!
Мы выходим у магазина, благодарим людей, и они уезжают.
В магазине большое разнообразие чего только можно, - сложно поверить, что всё это помещается в таком маленьком здании. Продавщица терпеливо ждёт. Я, как обычно, с голодухи хочу купить всё и сразу.
Наконец, затариваемся чаем, сардельками, геркулесом, неизменной сгухой, - так называют сгущёнку, - и пакетом хрустящих сушек. Про чёрный мелкий индийский чай Антон говорит:
- Этой пачки нам хватит, наверное, до самого конца путешествия!
Так, кстати, и получается.
Платим пополам. Потом одеваем рюкзаки, и Антон берёт пакет с продуктами. К моему великому облегчению несёт его сам.
- Ещё скажи, что тебе тяжело, - посмеивается надо мной.
- Да, мне тяжело. Рюкзак тяжёлый.
- А зачем ты столько взяла с собой? – резонный вопрос, который напрашивается.
- Антон! Я пересобирала его четыре раза! Пока он не стал относительно приемлемым по весу. Он весил гораздо, гораздо больше!
О, если бы я была мышечным мутантом, разве бы оставила дома оторванные от сердца и выложенные вещи? Кусок целлофана? Тёплый пуховик и штаны? В конце концов, крышку от кастрюльки, которую он будет припоминать мне при каждом разведении костра, - без крышки, как известно, вода закипает значительно дольше.
Мы удаляемся от дороги и выходим на берег. Солнце в это время так искусно подсвечивает маленькую ёлочку и стайку мошек, застывшую почти неподвижно в воздухе, что Антон потрясённо кричит:
- Как это… ПИПЕЦНО КРАСИВО! – и достаёт фотоаппарат. Он вообще-то фотограф.
На моём фотике память «благополучно» потрачена, поэтому я наслаждаюсь видом просто так, уронив ботинки и рюкзак прямо на землю.
Потом мы подходим к одному из рукавчиков Бии, плоско разливающейся по поверхности камней. Антон разувается, закатываем штанины. Я перехожу воду в шлёпках, - так меньше чувствуется неровность дна и острые камни. Вода ледяная. Через три шага пальцы ног немеют от холода.
Антон идёт босиком. Вдруг в воде замечаем маленькую рыбку, похожую на «бычка» или сомика. Окраска рыбки полностью сливается с цветом дна, но мы всё равно находим её, замершую, на одном из камней. Разглядываем, смеясь от радости, стоя в ледяной воде босыми окоченевшими ногами.
Это чудесно. Река живая.
Однако, вечер надвигается, и мы идём дальше. Надо успеть расположиться так, чтобы никому не мешать, не мозолить глаза, и чтобы нам никто не мешал тоже.
В итоге находим такое место, на берегу реки Бии, под двумя ивами. Рядом с ними стоит уазик, и прямо в самой реке, одетый в рыболовный резиновый комбинезон, совмещённый с сапогами, - стоит мужик, в толстых очках и кепке. При виде нас он становится ещё более угрюмым, уходит дальше, вниз по течению реки. На другом берегу тоже рыбачат: кто с берега, кто - тоже забравшись в воду. Едва закинутую снасть тут же уносит течением, и многие выбирают идти, сопровождая её. У Антона тоже есть удочка. У меня – куплены крючки и леска.
Раскидываем палатки. С дровами тут проблем нет – много сушняка и коряг на берегу. Сооружаем кострище. Вскоре, когда значительно темнеет, мужики собираются и уходят. Уезжает и уазик.
Мы сидим у костра, Бия журчит неподалёку. Едим, пьём чай. Болтаем. Оказывается, Антон, как и я, бросил всё, уволился с работы, за несколько дней купил снаряжение и поехал осваивать автостоп. Выясняется, что у него даже зубная щётка такая же, как у меня. Один в один.
Антон рассказывает, что очень хочет уехать как можно дальше. Для меня Алтай – это уже далеко. А он после Алтая хочет доехать до Байкала и дальше, причём через Монголию.
Я бы поехала с ним, но загранпаспорт оставлен дома. При мыслях о возвращении, внутри поднимается чёрная тоска и отчаяние. Не хочу домой. Там меня никто не ждёт, кроме моей старой котьки. А котька меня простит. Просто поудивляется немного.
Как там она сейчас…
Днём я прошу у Антона удочку, - очень хочется сходить и пофантазировать, что «клюёт». Но Антон не даёт, объясняя это тем, что здесь никого поймать невозможно. Он уже спрашивал у рыбаков. Они говорят, что здесь водится хариус или щука. А на них нужны особые снасти.
- Ну дай хоть сходить, постоять, - прошу я в нетерпении. Утром он попросил у меня крючок, я дала. Почему теперь я не могу постоять с его удочкой, на которой висит мой крючок? Между прочим, крючок - это не самое бесполезное во всей этой конструкции.
Антон непреклонен. Словно упрямому ребёнку, он говорит:
- Я дам тебе поймать рыбу там, где ты её точно поймаешь. А не здесь.
После чего сам берёт удочку и уходит вдоль берега ловить рыбу.
Мне обидно. Можно, конечно, попытаться сделать удочку свою: леска у меня есть, и крючки тоже. Но удочка-то уже есть! Зачем делать ещё одну?
Мимо меня идёт рыбак, с пластмассовым ведёрком на поясе. В руках – удочка.
- Ой, здравствуйте! – восклицаю я.
Рыбак мгновенно меняется в лице. Только что он шёл отстранённо и собирался пройти мимо меня. А тут останавливается и тоже приветливо здоровается.
- Скажите, пожалуйста, - пытаюсь выведать я, – на что Вы ловите рыбу?
- Ну вот, - объясняет рыбак, расправляя леску. - нужны или ложная мошка, или червяк. У меня вот… ложные мушки приделаны.
На леске висят в ряд несколько крючков, замаскированных под мушек: на них примотаны маскировочные пёрышки.
- Нету нынче рыбы, - жалуется он. – Пропала. Раньше много было. Сейчас одну только выловил…
И он показывает мне содержимое своего ведёрка.
Там лежит рыба. О! Она пятнистая, влажная, слизистая, и я прошу подержать её в руках, как какую невидаль. Разрешает. Рыба чудесно пахнет рыбой. Не поймаю, так хоть в руках подержу это чудо.
Сама серебристая, спинка затемнённая, покрыта чёрными разлитыми мелкими пятнышками. Мордочка в недоумении от наступившей смерти.
- Хариус, да? – уточняю я.
- Ага, - подтверждает рыбак.
С счастливейшей физиономией аккуратно водружаю хариуса обратно в ведёрко.
- Спасибо, - говорю рыбаку.
Уходит. Руки мыть не хочется, - они всё ещё пахнут хариусом. Нюхаю руки, сидя на камне.
Итак… ложных мушек у меня нет. Но червяка можно попытаться найти. И я бегу ворошить валуны и коряги в ближайшем лесу. Берег Бии сплошь состоит из камней. Редкая травка растёт то здесь, то там. Есть дикий лук, цветущий фиолетовыми метёлками. На берегу всё сухо, даже под камнями.
Лес тоже каменистый.
И только углубившись в него и расковыряв несколько коряг, я обнаруживаю одного-единственного худосочного дистрофика, отдалённо напоминающего червяка.
С этой находкой в руке бегу искать Антона. Хоть рядом постою, когда он будет закидывать удочку. С моим крючком. И моим червяком.
Однако, Антона нет. Я пробежала вдоль берега уже изрядно, в том направлении, куда ушёл он, но его нет. Есть другие рыбаки, которые смотрят на меня недоумённо. Мне приходится смачивать червяка водой, чтобы он окончательно не засох и не испёкся в моей руке.
Удручённая, возвращаюсь в лагерь и обнаруживаю, что Антон там.
- Червяк! – кричу я ему, подбегая.
- Червяк. И что? – осведомляется он, не понимая моей радости.
- Я спросила у рыбака. Он сказал, что можно ловить на ложную мушку, и на червяка. Вот: червяк! – нетерпеливо и гордо демонстрирую будущее ведро пойманной рыбы в лице одного несчастного червяка.
- Я тоже спрашивал. На червяка клюёт только щука. И потом – я уже убрал удочку. Выпусти его лучше.
Ладно. В конце концов, мысль о том, что червяк останется жив, даже каким-то образом перекрывает расстройство от зря пробеганного времени.
Выпускаю червяка опять же в лесу. Он вкручивается в землю так мучительно, будто боится, что я сейчас передумаю. Ползи, везунчик.
Ночью сидим у костра, и вдруг мимо нас тихо пролетает птица. Она летит так бесшумно, что это кажется невозможным. Тем не менее, это так.
- Сова, - поясняет всезнающий Антон.
А утром мы долго наблюдаем, как на том берегу, над верхушками деревьев, поймав тёплые воздушные термики накручивают спирали, не шевеля крыльями, похожие на коршунов птицы.
Потом одна из них летит вдоль реки, пролетает над нами и садится неподалёку на прибрежный, торчащий колом камень. Она сидит неподвижно, созерцая окрестности и нас. Пытаюсь подойти поближе, чтобы рассмотреть. Подпускает, но не близко. Потом лениво срывается, планирует над водой, набирает высоту.
Я нахожу заросли шиповника. Красные сочные плоды уже мягкие, созревшие. Набираю две горсти.
- Антон, ты слышал: ночью были какие-то звуки? – я боюсь всяких ночных звуков.
- Я слышал только, как ты храпела, - отвечает он недовольно.
- Это я медведей отпугиваю! – нахожусь, что ответить. Надо же. Не знала, что я храплю. Мне казалось, что я вообще не сомкнула глаз.
Осознаю, насколько спокойнее путешествовать вдвоём с напарником. Есть на кого оставить вещи и лагерь, если хочется куда-то прогуляться. Есть с кем поделиться впечатлениями. И, наконец-то, я появлюсь на фотографиях не в виде дурацкого селфи а-ля «это снимаю не я, а моя рука».
Следующим утром тырю у Антона удочку, пока он спит. Удочка стоит, прислоненная к его палатке. Тихонько беру её, выпутав верхушку из веток ивы, и на цыпочках ускользаю к реке. Я знаю, что ничего не поймаю. Мне принципиально важно позакидывать снасти в воду. Просто попытаться. К тому же вчера я нашла пух, который вылез из спальника и волосиной прикрутила его к крючку. Получилась, конечно, не мушка, а мушище. Но хоть что-то.
Я бегу на реку прямо в белом термо-белье, похожем на пижаму.
Через какое-то время мимо меня проходит рыбак, и я останавливаю его всё тем же вопросом:
- А на что Вы ловите?
Он показывает мне всё то же приспособление, что и первый рыбак. Называется оно плетня. Несколько крючков на одной леске. Потом он смотрит на мои прибамбасы и неторопливо, с серьёзным видом говорит, - одни глаза смеются:
- О… Я смотрю, у Вас так оборудовано… Наверное, измучить Вас хотят…
Я подношу палец к губам, косясь на палатку Антона:
- Тс-с-с! Мне её вообще не разрешали брать!
Он по-доброму смеётся. Ещё бы. Тётка в белой пижаме с удочкой, на леске которой висит одинокий крючок. Тогда как пятью крючками сразу и то не удаётся нынче поймать рыбы. Расходимся.
Ещё пару раз закидываю удочку, и потом так же тихо возвращаю её на место.
Всё. Удовлетворение получено.
Днём Антон уходит смотреть Телецкое озеро. Я остаюсь в лагере. Мне хватает Бии, так что до озера я не дохожу. Не хочется. Течение у Бии сильное. И если у берега, стоя по щиколотку, ещё можно удержать равновесие, то зайдя по колено, это сделать уже значительно сложнее. Она толкает водой, тянет за собой. Ноги скользят по дну.
Антон вскоре возвращается, довольный, что зарядил телефон в каком-то магазине. Озвучил цены на катера, которые могут довезти до знаменитых водопадов, и мы оба понимаем, что водопады мы посмотрим в другой раз.
Я решаю искупаться, потому что очень жарко. Раздеваюсь, беру с собой коврик и иду к воде. Антон, как фотограф со стажем, комментирует это так:
- Сюжет номер один! Женщину на коврике уносит потоком воды! Жесть, пасаны! Смотреть до конца!
Тем не менее, я отваживаюсь зайти и даже с громким визгом окунуться в ледяную воду. Оставив коврик на берегу. Меня хватает только на один раз, - настолько холодна вода. Река, к тому же, действительно едва не уносит меня с собой.
Антон тоже окунается, но молча. Партизан, что.
Эта фраза «Жесть, пасаны! Смотреть до конца!» фигурирует в течение всего вечера, - мы сочиняем всё новые видеосюжеты и хохочем надо ними.
Говорят, что Телецкое озеро и Байкал сообщаются между собой: мол, вода у них держится на одном уровне. Но подтверждения этому нет.
Днём обнаруживаю рядом с лесочком яблоню: она маленькая, но сплошь усыпана красноватыми крепкими яблочками. Яблочки маленькие, но совсем не кислые. Срываю несколько. Собирать их сейчас бессмысленно: на яблоне они и дозреют, и целее будут, чем в пакете. Но тут я немного просчиталась, как выяснилось позже.
Вечером опять приезжает уазик, с тем же угрюмым мужиком. Он ловит рыбу, но недолго. Быстро опускается темнота, в которой не видно поплавка, и он уезжает.
Нашему взору предстаёт выплывшая из-за леса круглая серебряная луна и миллиарды звёзд, множеством точек набрызганных на небе. Мутными пятнами белеют туманности. И Большая Медведица выступает не только задней частью туловища с хвостом в виде ковша с ручкой, но и проявляет и остальные части своего тела, голову и лапы. Стою, задрав голову к звёздам, пока не затекает шея.
Холодно. Даже сидя у костра, закутавшись в кучу одежды и синтепоновое одеялко, мне продолжает быть холодно. Антону в это не верится. У него, наверное, кипяток бежит по венам и артериям. Я же леденею, как льдышка.
Днём я нахожу в реке домики, оставшиеся от ручейников. Они настолько гениально созданы, что я увлекаюсь этим, и поиски живых ручейников для рыбалки плавно трансформируются в поиски пустых раковин от ручейников для любования ими. Набираю целую горсть этих шедевров. Домик ручейника похож на овальный чехлик, инкрустированный тем, что находится на дне реки. У бийских ручейников это мелкие камешки, по цветовой гамме повторяющие каменистое дно реки. Один из ручейников, погорячившись, прилепил к своему домику огромный не сдвигаемый с места булыжник. Эгогище восторжествовало, не иначе.
У того берега лес начинается прямо от реки. Вдоль берега периодически ходят коровы, звонко оповещая об этом окрестности колокольчиками на шеях. Один раз прошёл вдоль реки пьяный вдрыбаган мужик, пытаясь рыбачить. Он залезает в воду по пояс, едва держась на ногах, и я боюсь, что сейчас случиться худшее. Из разряда «Жесть, пасаны». Удивительным образом сохраняя равновесие, он исчезает за поворотом.
Вечером говорю Антону:
- Пойду, сорву пару яблочек на ужин.
Но моим глазам открывается грустная картина: яблоня стоит обескураженная и голая. Почти все яблочки лежат на земле.
Недаром днём слышались вдалеке мальчишечьи крики, - понабежали, как саранча, протрясли её, бедную, и убежали, едва надкусив по яблочку: обкусанные огрызки валяются рядом. Набираю яблок полный капюшон и карманы, - оставлять жалко. Тащить с собой – тоже не вариант. Это лишний вес. Не знаю, что делать с ними. Остаться ещё на день, питаясь только ими?
Антон, увидев меня, едва не падает в костёр от смеха.
- «Пару яблочек»?
- Я не виновата! – оправдываюсь я. - Давай их засушим! Будет чего жевать в пути.
Но потом я передумываю. Сушка яблок может занять очень много времени. Нам же нужно трогаться дальше. Ещё утром мы решили, что сегодня стоим здесь последний день.
- Биичка… Бийка… - я едва не плачу, полоская в ней ладони. Так не хочется покидать её, журчащую, бесконечную, чистую.
Ольга Овчинникова