Вторая часть ** Третья часть >>>> *** Четвертая часть >>>> *** Пятая часть >>>> *** Шестая часть >>>> *** Седьмая часть >>>> *** 8 часть >>>> *** 9 часть >>>> *** 10 часть >>>>
10 часть >>>>
Автостопом до алтайского яка. Глава 33
Лучше сожалеть о содеянном, чем об упущенном. (с)
Павел провожает нас взглядом, продолжая опираться на палку обеими руками. Он внушителен, как скала. Мы садимся в машину и едем.
Машина праворульная, девушку зовут Аида. Как только она начинает говорить – я впадаю в изумительный транс. Её голос похож на журчание горного ручейка – настолько он прозрачен и чист, и так свободно льётся. Её отца зовут Болот Байрышев, он знаменит популярным здесь горловым пением под названием кай. В Тыве это называется хоомей.
Однажды нам с подружкой Танечкой довелось быть на концерте тывинского хоомейжи, потомственного шамана из рода Чёрных Небес Николая Ооржака. Он пел, периодически ударяя по натянутой коже огромного мощного в своём звучании бубна. Звук возникал, множился, резонировал в воздухе и затем раздвигал пространство и время, увлекая нас за собой.
Шаманы подобным пением исцеляют людей, издавая гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к частоте здорового органа. Под это пение меняется состояние сознания.
Звучит оно, конечно, непривычно, потому что издаётся горлом. Некоторые сравнивают одно из направлений горлового пения с криком верблюдицы, плачущей над умирающим верблюжонком.
Аида ставит диск с пением своего отца, но он настолько затёрт, что не воспроизводится. Показывает нам айттыру – приглашение на прошедший концерт.
Изучаем.
В это время камешек с дороги подскакивает и бьёт в лобовое стекло, образуя колотую снежинку. Аида расстроенно ахает. Стёкла здесь побиты у всех машин именно из-за таких камешков: после ремонта дорог их не сметают с асфальта и стёкла бьются повсеместно.
Аида рассказывает нам про прошлогодний град, о котором мы уже наслышаны. Град шёл всего десять минут, и он побил всё: витрины магазинов, стёкла в домах, машины, в некоторых местах пробивая крыши насквозь. Не обошлось и без жертв.
- Я в город въезжаю, - говорит Аида, - и понять не могу, что с тополями: все ветки обломаны. Машины – как решето.
Рассказывает об этом, но без злости или обвинений. Есть в её восприятии произошедшего что-то такое… Это можно назвать «восприятие без обвинений и поиска виноватого». Цветок не жалуется на отсутствие солнца или ветер. Он продолжает расти, насколько может.
Чем дальше мы едем, тем больше пасущихся у дороги овец, коров и лошадей попадается на глаза.
- О-о-овцы! – замечаю я большую отару. – Как много!
- Овцы – это наш хлеб, - поясняет Аида тем же мелодичным ясным голосом. – Отары бывают такими большими, что когда их гонят по горной тропе вниз, и первые овцы достигают подножья - последние могут быть ещё на самой вершине.
В это не верится, но, наверняка, правда.
- Приезжайте к нам на Эл-Ойын, - упоминает она снова национальный алтайский праздник. – И свадьбы у нас очень красиво играют.
Праздник Эл-Ойын здесь очень популярен. Олицетворяет он духовное единение тюркских народов и призван объединить их.
Согласно алтайской легенде предки тюрков из рода Ашина были истреблены соседним племенем. Погибли все люди. В живых остался только десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги и бросили в болото, где он должен был умереть.
Через какое-то время перед ним явилась Синяя Волчица, обошла, понюхала и скрылась в прибрежных зарослях. После чего снова появилась, неся в зубах таинственное снадобье. И потом стала ухаживать за ним и кормить мясом диких животных.
Потом до хана разбойного племени дошёл слух, что мальчик жив. Он очень забеспокоился и послал воинов убить его. Что и было сделано. Волчица спаслась.
Позже она появилась в алтайских горах, где укрылась в пещере и родила там десять сыновей, отцом которых был убитый мальчик. Каждый из сыновей составил свой род. Один из них был назван Ашином.
Поэтому Волка здесь очень почитают. Это тотем, культовое животное, родоначальник алтайского рода. Говорят, волки на Алтае очень крупные. Проникаюсь уважением к зверю.
На празднике Эль-Ойын вариацию этой легенды преподносят в виде театрализованного действия. Количество мальчиков, правда, сводится к пяти. Пять – как символ единения всех тюрков в один кулак. Самый старший – предок современного алтайского народа. Четверо братьев расходятся в четыре стороны света, а старший периодически собирает их на родине Синей Волчицы, символизируя объединение народов. Этому и посвящён праздник.
Кроме этого на празднике много соревнований.
Поднятие камней разного веса. По 150 кг, например. У них нет удобной ручки. Надо обхватить такой камень и поднять, положив на чурбан. Примерно на высоте груди.
Гонки, верхом на лошадях. Сёдла? Не, не слышали.
Оседлание дикого коня. Команда из трёх алтайцев заходит в загон с необъезженными лошадями, ловит одного коня, накинув верёвку на шею. Выводят из загона. Одевают амуницию и один садится верхом. На всё уходит порядка четырёх минут.
Вид коня, которого душат верёвкой, вызывает разные чувства. Такой же способ существует у диких кошачьих – нагнав добычу, большая кошка хватает её за шею снизу, передавливая кровеносные сосуды. И висит какое-то время на шее, пока у жертвы не наступает опьянение из-за недостатка кислорода.
Здесь эффект похожий: конь шатается, иногда заваливается и падает. Думает, что его убивают. В это время его седлают и одевают уздечку. Потом всадник лёгким движением взлетает в седло и верёвку с шеи снимают.
Коня откровенно жалко, но есть и понимание, как сильно рискуют люди. Один удар мощным копытом, или укус зубами… Конь может лягнуть задними ногами… Но он не понимает. Он тянет верёвку, накинутую на шею, вытаращив сумасшедшие глаза и раздувая ноздри. Это насилие, доведённое до совершенства. Насилие, продиктованное выживанием.
Что касается свадьбы, то это вообще священнодейство, которое раньше начиналось задолго до совершеннолетия невесты. На Алтае существует четыре формы заключения брака: сватовство, умыкание без согласия девушки, кража невесты и брак малолетних. Сватовство, конечно, самое распространённое.
Брак у алтайцев считался обязательным. Старые девы и холостяки не пользовались авторитетом в обществе. Так-то вот.
Начинается сватовство с кудалаша – предварительного сговора. То есть знакомятся не только молодые, но и родственники жениха и родители невесты. Когда девочке исполняется 10 лет, родственники жениха приезжают с подарками, напоминая о сговоре. И так – ежегодно вплоть до совершеннолетия. Будущей невесте направляются меха для пошива женской шапки, кожа для обуви и разные другие материалы для пошива одежды и постельного. Это олицетворяет разделение обязанностей в семье: муж – добытчик, жена – хранительница очага, созидающее начало.
В общем, брак должен быть одобрен всеми. Родственники знакомятся, привозят друг другу подарки, проявляют уважение.
Свадьбу играют осенью. Накануне свадьбы сооружается жилище для новобрачных. Родители жениха приглашают дальних родственников, друзей и соседей.
Один из атрибутов свадьбы – белый занавес, который называется «кöжöгö». Его края окаймляют шёлковыми кисточками – оберегами и парчовыми ленточками. Кöжöгö натягивают между двумя срубленными берёзками, которые срезают утром на восточном склоне горы. Для этого выбирают стройные деревца с нераздвоенной макушкой, что является символом крепкой семьи. Берёза символизирует святость, чистоту, пожелания счастья и благополучия. В жилище берёзки вносят макушкой вперёд, как любого живого человека.
Сама свадьба богата ритуалами.
Символические выкупы приданого в виде песен и танцев. В игре принимает участие наряженный в одежду замужней женщины племянник невесты. Его всем предлагают купить в качестве девушки.
Обряд кропления огня очага.
Окуривание жилища можжевельником и благословения.
И, наконец, кульминационный свадебный церемониал – обряд заплетания волос невесты. Участие в нём принимают только многодетные женщины, состоящие в счастливом браке. За занавесом, под обрядное пение, девушку переодевают в одежду замужней женщины, снимают девичье накосное украшение, расплетают косы, расчёсывают и делают прямой пробор, делящий голову на две равные половины, - знак женской доли. Волосы при этом смачивают молоком с добавленным в него можжевельником, а мать жениха смазывает их топлёным маслом.
Затем заплетают две косы: левую – женщина из рода жениха, правую – из рода невесты, что символизирует переход девушки из одной семьи в другую. Затем на голову одевают островерхую шапку замужней женщины.
После заплетания кос кöжöгö открывается, но руками его трогать нельзя, это табу. Невесту людям показывает дядя жениха, приоткрывая занавес с помощью двух-четырёх веточек можжевельника, рукоятки плётки или приклада ружья. При этом даёт наставление: «Имя моё не называй. Дорогу мне не перебегай. Старшего за старшего почитай». Это и есть символическое перерождение невесты в замужнюю женщину.
В замужней жизни по отношению к открывшему занавес невеста соблюдает обычай избегания.
Затем совершается обряд благопожелания новобрачным. В центре нового айыла ставят очаг. Дядя жениха совершает ритуальное разжигание и угощение огня. Раньше огонь высекали огнивом, и с помощью трута разжигали огонь. Считалось, что огонь, зажжённый при помощи спичек, не имеет силы.
Если бы каждый раз приходилось разжигать костёр так, мало туристов бы выжило…
Родители невесты на свадьбе не присутствуют. Им только отвозят еду – традиционную конину или баранину, молоко и угощения - в самый разгар пиршества. Алтайский обычай гласит, что перед трапезой надлежит два-три кусочка пищи бросить в огонь. И это касается не только свадеб.
Большим позором считается напиться на свадьбе допьяна, - таких накрывают и заворачивают в войлок.
При выходе девушки замуж включается обычай избегания старших мужчин со стороны родственников жениха. Она не должна часто встречаться с ними, смотреть в лицо и называть по именам. К свёкру можно обращаться только через третье лицо. Причём запреты эти взаимны.
Муж и жена называют друг друга: «отец детей» и «мать детей».
Нельзя садиться с мужчинами за стол, шутить и ругаться с ними.
Ой, всё.
Аида рассказывает про обычай прохождения перевалов. Проходить их надлежит тихо. Обычно, если алтаец едет в машине, он выключает музыку и перестаёт разговаривать. На самом верху перевала останавливается, выходит из машины, привязывает полоску белой ткани на можжевельник.
Иногда ещё окропляют верхушку перевала водкой и отпивают немного сами.
Так выглядит обряд уважения к духам горы.
Я спрашиваю про Кош-Агач. Аида говорит, что там живут алтайские казахи.
Подтверждает, что в Тыве мужчины ходят с оружием, а Улаганском районе живут агрессивные алтайские апачи, как их называют.
Хвалит сыр и мёд в Усть-Коксе.
Говорит, что при выезде с Усть-Кана можно увидеть знаменитую Усть-канскую пещеру, где раньше жили человекообразные существа – алмысы, полулюди-полузвери.
- Так тяжело было уехать. Спасибо, что остановились, - благодарю я Аиду.
На что она отвечает:
- Если бы мужчина голосовал, я бы ни за что не остановилась.
Сижу, довольная. Ну, хоть на что-то я пригодилась…
Слишком быстро мы приезжаем в Усть-Кан, Аида останавливает машину возле супермаркета. Вытаскиваем рюкзаки из багажника. Так жалко расставаться…
Она уходит в магазин, а я спрашиваю проходящую мимо женщину, где здесь можно вкусно и дёшево поесть. Она с удовольствием показывает, где находится местная приличная столовая. Идём с Антоном туда.
Столовая маленькая, но аккуратная. Всё чисто. Повара и женщина, готовая принять заказ, одеты в белоснежные передники и белые же колпаки. Я смотрю в меню и поражаюсь. Что? Хлеб два рубля? Дайте два.
Беру плов, щи, компот, коржик и по какому-то наитию два пирожка с капустой.
Причём в меню написано: «Пирожки: с картошкой, мясом, яйцами. С капустой – нет!». А на деле оказываются только с капустой.
Я начинаю есть плов, и поражаюсь ещё больше. Мяса в нём больше, чем риса, причём это баранина. Кроме того, добавлен барбарис, зира и ещё какие-то специи. Он настолько вкусен, что едва удерживаюсь, чтобы не облизать тарелку. Съедаю всё, до последней рисинки.
Антон в это время ставит на зарядку свой телефон. Мой тоже давно сел. Но, видимо, ему нужнее. Уже под конец спрашиваю:
- Антон, у тебя же был тройник. Почему ты не предложил зарядить и мой телефон?
На что он потрясённо отвечает:
- У тебя что, языка нет?
Ворую соль из солонки. Дожили. Наша закончилась, а покупать целый килограмм, чтобы тащить его потом – как-то…
Мы выходим из столовой и идём предсказуемо, на выход из Усть-Кана. Там стоит бензозаправка. Приставать к водителям бессмысленно – все приезжают заправиться, чтобы повернуть обратно. Антон поражается небывало большой цене на бензин. Я в этом ничего не понимаю, так что только поддакиваю. Его реакция означает одно: если бензин здесь дороже, чем в столице нашей Родины, то бесплатно нас никто никуда не повезёт.
Так и получается.
Машин нет. Вечереет. По дороге лениво бредут коровы, возвращаясь домой. Они останавливаются прямо по центру дороги и стоят. Видимо, в ожидании, что за ними придут. За ними не приходят и редкие машины, проезжающие мимо, тихонько их объезжают сбоку.
Одна корова вдруг начинает громко мычать, потом замолкает и стоит дальше. Мы сидим у основания огромного указателя с надписью «с.Усть-Кан». На другой стороне дороги такой же указатель, на котором написано: «Кан-Оозы». На горизонте скапливаются и постепенно темнеют тучи. Их всё больше и больше. По прогнозам погода должна резко испортиться. Ещё Вова из зубрятника говорил, что если тучка на горе задержалась – значит быть перемене погоды.
Один из водителей-таки останавливается. Спрашивает, сколько мы готовы заплатить. Антон отпускает его. В итоге безуспешного «стопа» мы выясняем, что вечером здесь должен идти барнаульский автобус. Его советуют все. Наверное, это будет самым правильным решением. Однако, я против, потому что с некоторых пор не люблю автобусы. Банально - просто жалко денег.
Мимо нас проносятся два пацана, верхом на лошадях. Первому едва ли исполнилось десять лет. Без седла, загорелый, как головёшка. Скачут галопом, поднимая пыль. Лошади беспрекословно слушаются своих молодых всадников. Здесь этому учат с раннего детства, ещё, наверное, до того, чтобы научиться читать и писать.
Потом мимо проходит какой-то местный, глядит на нас и кричит с усмешкой:
- Чего вы тут забыли, а? Туристы…
Я, пытаясь сохранить радость в голосе кричу в ответ:
- На вас посмотреть. На Алтай посмотреть.
- Домой езжай! – кричит он так же напористо и уверенно. – Сиди на диване и смотри на люстру!
После чего проходит дальше.
Почти напротив нас стоит красивая гора. Она светло-бежевая, со ржавыми прожилками и пятнами. Где-то рядом с ней где-то есть Усть-Канская пещера.
Пытаемся поймать хоть какую-нибудь машину. И когда небо уже полностью затягивается тёмно-синими тучами, рядом с нами останавливается маршрутка. Из неё выбегает водитель, на лицо – алтаец, и открывает задние дверцы газели, чтобы погрузить туда наши рюкзаки. Внутри сидят люди. Машина начинает двигаться назад, потому что стоит на взгорке.
- Ручник не работает, что ли? – спрашивает быстро Антон, обращая внимание на это.
- Щас, - отвечает водитель.
Он ставит обе руки на машину сзади и так стоит, уперевшись ногами в землю. К нашему облегчению, машина перестаёт ехать задом. Водитель меж тем отпускает руки, запихивает оба рюкзака, закрывает двери и приглашает нас внутрь машины. С некоторой опаской сажусь рядом с водительским местом.
Едем. И проезжаем мимо той самой белой горы, где обнаружена пещера. Её видно с дороги в виде приличной дыры. Вход закрыт решёткой. Чуть не сворачиваю шею, открыв рот.
Водитель, улыбаясь, смотрит на меня. Таких как я летом, наверное, пруд пруди.
Рассказываю, что мы приехали на Алтай, чтобы получше узнать его. Водителя зовут Аржан. Он едет в Кырлык, - это село, в котором живут одни алтайцы.
- А можно там поселиться жить? – я всё ещё не оставляю надежду остаться на Алтае.
- Пытались некоторые. Не приживаются русские.
- Почему? – спрашиваю ещё.
- Ну… Там все алтайцы. На алтайском языке говорят. Свой быт, свой уклад.
Грустнею.
Аржан рассказывает, про Белое собрание, которое было здесь в 1904 году.
- Алтайцы собрались, чтобы отменить жертвоприношения. Раньше же к шаману как шли, если, человек заболел, например? С конём. Коня забивали. Растягивали его шкуру и тогда шаман уже начинал общаться с духами.
- Шаман? – вытягиваю шею. Интересно, интересно!
- Да, у нас тут много шаманов живёт. Так вот, они пропагандировали: не забивать лошадей. А собрания у нас не любят. Напали на них, разгромили. Арестовали, повествует Аржан.
Ничего не слышала об этом. А ведь это исторический факт о возникновении учения под названием бурханизм. Учение очень спорное, если хотя бы ознакомиться с некоторыми заповедями, типа: «Убейте всех кошек и никогда не пускайте их в свои юрты» или «Не утайвайте от меня ни копейки». Секта, наверное.
Ещё Аржан говорит, что тюркским народам запрещено лезть на гору Белуху.
- Тот, кто на неё залезет, или ума лишится, или у его родственников проблемы начнутся: болеть начнут, умирать, - он кивает головой, поддакивая сам себе.
Так мы и въезжаем в село Кырлык.
Ольга Овчинникова