Катерина Дмитриева
О детской непосредственности
Сижу в переполненном кафе спорткомплекса, начала писать статью на Очень серьезную тему! Почти поймала вдохновение... Как вдруг ко мне подходит мальчик лет четырёх и произносит: "Вы пледставляете, нигде места нет, мне сесть негде!" Вот просто так, подошёл и сказал! Потрясающе!
Естественно, я улыбаюсь в ответ и, ни минуты не задумываясь, приглашаю его за свой столик! Вот сижу и улыбаюсь до сих пор! А малыш прямо сейчас уплетает булочку и весело на меня смотрит! А теперь ещё и песенку мне напевает.
Это я все к чему? Вот вопрос: в какой момент мы, взрослые, серьёзные и такие умные тети и дяди, разучаемся так просто заботится о своих потребностях? Просто подойти и попросить помощи, когда мы в этом нуждаемся; или рассказать о своих проблемах, прямо, без задней мысли ("О, Боже! Что обо мне подумают? Они узнают, что у меня есть проблемы!)
Все мы включены в большую гонку за успехом. У меня есть подозрение, что если провести эксперимент и спросить людей, что для вас означает "успех", то с большой долей вероятности ответы будут иметь отношение к внешней стороне дела. Карьера, дипломы, мноооого дипломов, недвижимость, движимость, наличие семьи, даже детей... Красивая картинка из глянца, одним словом. Сейчас стало так легко поддерживать видимость красивого фасада, что мы втягиваемся в эту гонку, не успев опомниться!
Успех от слова "успеть". Уже в школе нам навязывают стандарты "успеваемости". Главное что? Успевать за программой. Бежишь впереди паровоза, или наоборот, твой темперамент настроен на длительную рефлексию? И ты становишься очень неудобным для системы образования. Не укладываешься в стандарт "успешных учеников".
Нам невыносимо сложно стало принимать себя настоящими, с нашими достоинствами и недостатками. Настолько сложно, что проще верить в искусственный фасад самому, чем столкнуться со своими демонами. Но так ли страшен черт?
Есть такое понятие в психологии "постоянство объекта". Это психическое образование, которое в норме должно сформироваться у ребёнка до трёх лет, когда он проходит процесс слияния и сепарации с матерью. При условии, что эти процессы оказываются завершёнными, ребёнок научается принимать свою маму с её хорошими и плохими качествами. Даже если мама отлучается, у ребёнка уже есть базовое спокойствие - мама меня любит. Постепенно ребёнок интериоризирует "постоянство объекта". Говоря человеческим языком, он обретает способность принимать себя со своими хорошими и плохими качествами.
В таком случае нет необходимости гнаться за видимой стороной успеха, доказывать всему миру, что со мной все Ок! Есть базовое ощущение своей "окейности". Много ли среди нас таких счастливчиков?)
Сейчас сети, на полках книжных магазинов, на рекламных щитах нещадно мусолится тема внешнего успеха! Все рассчитано на общество, не завершившее процессы соединения и разделения с родительской фигурой... Я лично объелась слова "успех" в его ассоциации с внешними мерилами, у меня оно стало вызывать отторжение на уровне соматики! Важным становится быть, а не казаться. Вот так, по чеснаку, общаться с миром: "Представляешь, все места заняты, и мне негде сесть!"
Эх, сбил меня малыш с Большой и важной темы на... не менее важную.
С благодарностью к мальчику в кафе.