Шоу не окончено, пока толстая леди не похудеет. О стереотипах идеальной фигуры и их последствиях.

Примечание: в приведенной ниже статье идет речь о том, что стандарты красоты и, в частности, худобы, не только не теряют актуальности в обществе, но и применяются уже к тем женщинам, к которым раньше они не применялись. Но, кроме того, статья показывает, что одни стереотипы зачастую просто сменяются другими: если раньше (и сейчас) толстых женщин рассматривали, как лучших оперных певиц (об этом свидетельствуют довольно объективирующие комментарии в стиле "не всё кончено, пока поёт толстая леди"), то сейчас певицам необходимо быть худыми. Как ни крути, а женщина в любом случае оказывается заключенной в рамки стандартов, предусмотренных для нее обществом.

Для Деборы Войт, чьё сопрано было одним из лучших в мире, однажды наступил день, ставший её профессиональным и личным провалом. В 2004 году Войт сняли с роли Ариадны в Королевском оперном театре (Ковент-Гарден) в Лондоне.

Причиной увольнения стал факт того, что Дебора не сумела надеть коктейльное платье, которое режиссер-постановщик решил использовать вместо привычных для таких спектаклей костюмов. Войт заменили более стройной Анной Шваневильмс.

Через некоторое время история просочилась в прессу; руководство театра Ковент-Гарден подверглось обширной критике из-за популярного стереотипа общества о том, что оперные певицы должны быть крупными, чтобы хорошо петь. Практически сразу журналисты вспомнили, что немало известных сопрано – вроде Луизы Тетраццини, Джесси Норман и Джейн Иглен – были весьма и весьма крупными женщинами. Кроме того, существует старая поговорка о том, что "В опере большие голоса часто представлены в больших упаковках" и известная фраза "Не всё кончено, пока поёт толстая леди". В британской прессе появились статьи с заголовком "Шоу не окончено, пока толстая леди не похудеет", простые граждане высказали протест против того, чтобы высокий вид искусства, такой как опера, уподоблялся голливудским стандартам женской красоты. Газеты просто использовали историю несчастной женщины, у которой из-за стандартов оказалась под угрозой карьера певицы, но никто из "простых граждан", возмущенных политикой театра, не заметил, как одни стереотипы подменились другими, как ловко заголовки газет сформировали их возмущение.

Утверждение, что, чем толще оперная певица, тем лучше она поет, не имеет ничего общего с реальностью. Придерживаясь этого объективизирующего заблуждения, следуя его логике, можно дойти до того, что более худые от природы вокалистки менее профессиональны только из-за своего веса. Ничего не напоминает? Дискриминация остается дискриминацией, в какую бы сторону она не направлена, результат один и тот же - нас опять оценивают по внешнему виду, отодвигая личные качества на второй план. Никого не интересовали ни возможные проблемы со здоровьем, если Деборе придется насильно худеть, чтобы сохранить работу, ни ее будущее в сфере искусства, если она не пойдет на уступки и не согласится сбросить вес. Журналисты и их читатели обсуждали только то, приемлемо или нет быть полной, если ты оперная певица, и насколько. Видимо, данная область - одна из немногих, где большой вес у женщин не только не осуждается, но и поощряется. Несмотря на это, история закончилась ожидаемо печально.

Продолжительное время Войт пробовала различные диеты, которые не принесли ожидаемого результата, и в итоге, в 2004 году, Дебора решилась пойти на усечение желудка. «Ещё 20 лет назад, когда эти операции только-только появились, я хотела сделать такую, - рассказывает певица. – Но тогда не решилась: они были не отработаны, очень опасны и часто приводили к смертельному исходу». Певицу не испугала даже перспектива потери голоса. Стоит сказать, что усечение желудка - крайне рискованная операция, особенно для певцов, чей голос зависит от сильной диафрагмы. Например, голос Марии Каллас сильно ухудшился после подобной операции. Дебору Войт куда больше беспокоило не вмешательство в её брюшную полость, а последствия анестезии, или то, что трубка для интубации повредит её голосовые связки. Певица выжила, сбросила более 45 кг, и размер ее одежды уменьшился с 64 до 52. Когда она через семь недель после операции вернулась на сцену, ей пришлось больше думать о технике и даже изменить её: мышцы живота работали теперь несколько иначе, не «на автомате», как раньше.

Практически сразу ей удалось вернуться в Королевскую оперу. С тех пор Войт активно выступает как в Ковент-Гардене, так и в других крупных европейских оперных театрах. В 2006 году она дебютировала в Государственном театре Вены и в Лирической опере Чикаго. На протяжении долгих лет одной из наиболее успешных её ролей оставалась Ариадна.

Если бы Дебора Войт не похудела, рискуя здоровьем, разве эта роль стала бы менее успешной, если бы ее с нее не сняли? Думаю, нет.

Так совпало, что у меня тоже музыкальное образование, я училась вместе с будущими оперными певицами, а учили нас нынешние. В рамках обучения я сама занималась академическим вокалом. Я, конечно, и раньше слышала, что "оперные певицы все толстые". Но это настолько расходилось с тем, что я видела, что я как-то не вдумывалась, как губителен этот стереотип. На самом деле оперные певицы обычные. Без крайне узкого и обидного разделения на худых и полных женщин, они такие же, как и прочие женщины разных профессий и занятий. Со своими особенностями, с миллионами комбинаций вариантов внешности. И тип телосложения не влияет на вокальные способности.

Увольнять из-за полноты - это дискриминация, это фэтфобия. Одобрять большой вес у певиц из-за стереотипов общества, выступать против такого увольнения из-за стереотипов - это лицемерие и ограниченность. И если оперным певицам разрешается быть полными, то я скажу на это: женщинам глубоко плевать, что вы там разрешаете. Мы не зависим от вашего мнения, не боимся быть самими собой. Мы - не олицетворение стереотипов и не набор внешних данных. Мы - женщины, такие, какие есть.




- "Операция по усечению желудка" - звучит, как ад.

- Моя учительница по академическому вокалу худенькая, как спичка, но поёт замечательно. Я бы сказала, что полнота не влияет на пение сильно. Тут важна и осанка, и мышцы диафрагмы, и тренировки, и прочее, прочее, прочее. Больше влияния оказывают способности певца.
Так что худые могут петь оперу, а толстые женщины могут петь эстраду. Каждый просто делает то, что хочет.

- Я не выдвигаю это высказывание в качестве истины, просто читала такое.

- Мария Каллас лишилась голоса не потому, что ей "усекли желудок". Совершенно не потому. А настоящее вагнеровское сопрано рождается раз в несколько поколений. Именно этим голосом обладает Дебора Войт. Меня всегда восхищала ее Брунгильда.

- Как же она любит свое дело, раз пошла на такое ради признания. Как жаль, что женщинам приходится жертвовать собой.

- Купить платье нужного размера? Не, я лучше заставлю женщину похудеть!

Умно и логично.

- Думаю, у любой представительницы вида Нomo sapience есть талия. Как есть голова, ноги или руки. Просто талия у кого-то узкая, у кого-то широкая.

- Сейчас большинство театров пишут в контракте размер одежды. Хор им. Пятницкого не берет хористок больше 46 размера. Каллас осталась без голоса, т.к. пела то, что было ей не по голосу. И из-за того, что садила цепня, и не раз, себе, плюс стресс от потери Онассиса.
Размер одежды при вокале не важен, важны связки, обьем грудной клетки, тембр, умения, занятия. Вопрос в том, что Кабалье не взяли в Ла Скала, по причине, что Турандот "не может быть такой огромной".
Шить платья каждый сезон театры считают слишком дорогим, и делают это лишь для "супер-стар", остальных вжимают в стандарт.
По себе могу сказать, мне 30 кг назад петь было намного тяжелее, но это конкретно мне, у многих иначе, и они "опирают на вес".

- О, Боги! Как же я это ненавижу!! Моя мама - оперная певица и за всю ее карьеру ее гнобили за то, что она не худышка!! Шикарный голос, плевать же. Главное - быть стандартом куклы Барби, а голос - это второстепенное. Помню, мама рассказывала, что был случай, как один режиссер постановщик делал нелестные комментарии о ее "огромной попе", на что она ответила, что не попой поет. Еще говорят, мол, ты не Монсеррат Кабалье, чтобы закрыть глаза на твой вес! Также реально сейчас стали по контракту делать, что если поправитесь, будем увольнять. Это жуть какая-то.
У мамы после работы в театре остались такие комплексы по поводу веса и ненависти к своему телу, что очень сложно убрать такой психологический барьер. В течение 20 с лишним лет человека психологически травили из-за веса!! К сожалению, некоторые вещи траслировались дома и на мое восприятие о своем теле.
В оперном искусстве должны быть разные тела. А самое главное, чтобы у человека был голос и талант к оперному пению, а кому нужны стандартные тела, пусть засунут их в себе в попу!

- Всю жизнь слышала: "Похудей, похудей, если б похудела, была бы классная". Ну, и в 25 похудела на 25 кг, стала влезать в штанишки, которые в 13 лет носила. И что же я услышала? От тех же людей : ммм, раньше было лучше. Шлите всех подальше, слушайте себя.

- Меня удивляет это "ты не Монтсеррат Кабалье". Кабалье тоже не сразу стала супер-стар, наверняка не с первых дней превратилась в Легенду!

И потом, касательно той же Кабалье - никто не заставляет ее худеть! А тот же Меркьюри был практически влюблен в нее, и как в певицу, и как в женщину, говорил, что она совершенно восхитительна, и он преклоняется перед ней. Полагаю, тут дело не в ее внешности, а в ее прекрасном внутреннем мире и таланте.

- Значит, возраст и пол нельзя в контрактах указывать, а размер можно? Театры вообще подчиняются кому?

- Помню, как в 5 сезоне Х-фактора Ваня Дорн постоянно намекал 14-летней Валерии Симулик, что она обязана сбросить вес (иначе дальнейший путь на сцену ей закрыт), и да, мужчинам таких замечаний никто не делал.

- Если есть определенная роль в театре, на которую требуется девушка определенных размеров - то они не должны это указывать?

- Как размер влияет на способность играть ту или иную роль?

- Ну, если роль, например, какой-нибудь гимнастки, по жизни которой ставят спектакль, то, очевидно, может влиять.

- Интересно, Лучано Паваротти тоже отказывали в выступлениях или все-таки шили костюм по размеру? Ответ очевиден.

- Статья про стереотипы идеальной фигуры отличная.

А вообще, стереотипу по поводу "большая - будет круто петь" уже столетия. Причина банальна - крупное тело, следовательно, более крупные легкие, диафрагма и всё сопутствующее.

Глупое суждение, но бытует же.

- Это связано с тем, что мужчин в профессии этой мало. Это объективный факт, к ним другие требования. Да и "в тираж" они все же выходят быстрее женщин, по этой причине в провинциальных театрах - лишь бы пел, как выглядит - все равно.

- Господи, это же опера, а не кастинг в модельное агентство! Люди приходят, чтобы послушать пение, а не чтобы посмотреть, влезет ли певица в 46 размер.
Что за чепуха происходит с этим миром?

- Монсеррат Кабалье прекрасная женщина. А вот маме приходилось слышать ехидные фэтфобные комментарии, мол, ты не Монтсеррат или же Кабалье, чтобы быть такой полной (ты не звезда таких масштабов, худей давай). Вот, что меня удивляет - то, что людям в оперном искусстве надо постоянно быть в определенном весе, что голос имеет только второстепенное значение. По крайней мере, так происходит в театре, где работала моя мама.

- Немного оффтоп. Выехали мы с мужем из села в город, погулять. Захожу в супермаркет, продуктов купить и журнал какой-нибудь, на обратную дорогу. Там на обложках вынесены основные темы. Так вот не было ни одного женского журнала, где не поднимали бы вопрос о похудении. Везде большими буквами почти одно и то же: весна! Пора худеть! Стало жутко противно. Хотя лично моя мечта набрать вес (для здоровья надо), мне отвратительна эта мания всех впихнуть в безумные рамки и заставить терзать себя!

- Похоже, что Терри Пратчетт опирался на эти оперные истории, когда написал книгу "Маскарад" - там с большой любовью обрисованы не только три ведьмы, но и оперная певица Агнесса Нитт, обладательница фантастического голоса, сталкивающаяся с нападками.

- Работа певческого аппарата никак не зависит от массы тела. Вообще. Кто и когда эту глупость придумал?

- В каком-то интервью ученица Вишневской вроде рассказывала, что та отбирала у неё пирожки из-за того, что вес может "мешать" петь.

- То похудей, то пополней. Почему нельзя просто взять и оставить людей в покое? Вес никак не мешает, разве только в головах.

А Вы что думаете о стереотипах идеальной фигуры?