Несколько лет назад с кучкой местных девушек, уверенных в своих психологических знаниях, у нас была беседа про мотивацию человеческих действий. Про то, что все, что мы делаем, мы, якобы, делаем из-за какой-то выгоды.
Вот то обсуждение Если человек видит ситуацию не совсем так, как она видится другим. Сказать ли ему об этом?!
Если кратко, меня, Демиру, наших девушек, уверяли, что любое взаимодействие с другими людьми (помощь, подсказка, доброе слово) - все это корыстные действия.
Помог девушке сумку донести - надеялся оттрахать ее на куче продуктов
Помог бабушке - вожделел оттрахать бабушку
Ну, или, как минимум, хотел быть хорошим в собственных глазах, - мол, до чего ж ты хорош, не оттрахал старушку
Есть мнение, что людям с ограниченным кругозором и высокой самоуверенностью, не полезно получать какие-то знания. Они начинают пытаться весь мир запихнуть в шаблоны того немного, что знают.
Я не согласен. Они и без знаний делали бы тоже самое
Напоминают подобные люди персонажа из анекдота:
Бежит заяц по лесу весь такой радостный, навстречу ему волк:
- Здорово, заяц
- Здорово, волк
- Ты откуда такой радостный бежишь?
- Да вот лиса тут меня логике научила, оказывается логика такая наука интересная, я теперь всегда буду логики следовать
- Да ну, правда что-ли, слушай, заяц, а меня научи!!!
- Ну смотри, волк, у тебя есть спички?
- Есть
- Значит ты куришь, логично?
- Логично
- А если ты куришь, значит и выпиваешь, логично?
- Логично
- А если выпиваешь, значит и баб имеешь, логично?
- Логично
- А раз баб имеешь, значит все в порядке и у тебя член стоит, логично?
- Логично. Слушай, заяц, правда наука интересная, я теперь всегда буду следовать логике, спасибо тебе большое, заяц, я побежал.
Бежит дальше волк по лесу, навстречу ему медведь
- Здорово, волк
- Здорово медведь,
- Откуда ты такой радостный бежишь
- Да тут лиса зайца логике научила, а он меня научил, оказывается такая наука интересная
- Правда? Слушай, волк, а меня научи!
- Ну смотри, медведь, у тебя есть спички?
- Нету
- Ну, значит ты импотент!!!
Вот так некоторые под несколько шаблонов и постулатов, подгоняют все, что им встречается.
А жизнь-то разнообразнее.
А вспомнил я это потому, что как раз сейчас читаю Абрахама Маслоу "Мотивация и личность".
И там Маслоу, чьи заслуги и авторитет в психологии неоспоримы, говорит именно про ограниченных людей, которые...
Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты отмечено печатью глубокой безысходности и цинизма, цинизма, доходящего порой до разъедающей душу злобы, даже жестокости.
Эти интеллектуалы отрицают возможность совершенствования человека и общества, отказываются видеть внутренние, сущностные ценности, заложенные в каждом человеке, не признают за ним жизнелюбия и любви.
Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность, доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого скептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к тем представителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества.
Они потешаются над хорошим человеком, считая его глупым и наивным, они придумывают ему прозвища, называя его то "бойскаутом", то "пай-мальчиком".
Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя назвать презрением - порой это напоминает отчаянную попытку защититься, оградить себя от людей, которые стараются одурачить их, провести, заморочить им голову.
Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения за пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий.
Этой субкультуре безнадежности, этой установке "ты ничем не лучше", этой антиморали, в основе которой лежат агрессия, безнадежность, где нет места для доброй воли, прямо противостоит гуманистическая психология, вооруженная данными предварительных исследований, которые представлены в этой книге, и трудами, указанными в библиографии.
Несмотря на то, что нам все еще приходится соблюдать известную осторожность, рассуждая о предпосылках "хорошего" в человеческой природе (см. главы 7, 9, 11 и 16), мы уже вправе со всей убежденностью отвергнуть лишающее нас надежды суждение об изначальной порочности и злобности человеческой природы.
Нам предстоит доказать, что убежденность в порочности человеческой натуры не может и дальше быть делом вкуса. Данные наших исследований позволяют говорить, что в настоящее время ее могут питать только сознательная слепота и невежество, только нежелание считаться с объективными фактами. И потому такого рода предвзятое отношение к человеку следует считать скорее личностной проекцией, нежели обоснованной философской или научной позицией.
В последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том, что атомистический способ мышления следует рассматривать как
мягкую форму психопатологии или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости. Мне кажется, что холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен, естествен до автоматизма для
здоровых, самоактуализированных людей и, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей рода человеческого.
Вот как-то так.
Я рад, горд, доволен, что еще до того, как прочитал эти слова Маслоу, уже считал, настаивал, был уверен, что быть нормальным, приветливым, доброжелательным - просто естественно.
И подобный "способ мышления и понимания совершенно естествен, естествен до автоматизма для
здоровых, самоактуализированных людей и, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей рода человеческого."
Еще раз:
Ставя под сомнение такие исконно человеческие качества как честность, доброта, великодушие, любовь, они выходят за рамки умеренного, здравого скептицизма и проявляют откровенную враждебность по отношению к тем представителям рода человеческого, которые демонстрируют им эти качества....
Столь агрессивное развенчивание, эту ненависть и уничижение уже нельзя назвать презрением - порой это напоминает отчаянную попытку защититься.
Я полагаю, психоаналитик увидел бы в этом динамику злобы и мщения за пережитые в прошлом разочарования и крах иллюзий.
Нам предстоит доказать, что убежденность в порочности человеческой натуры не может и дальше быть делом вкуса. Данные наших исследований позволяют говорить, что в настоящее время ее могут питать только сознательная слепота и невежество, только нежелание считаться с объективными фактами.
В последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том, что атомистический способ мышления следует рассматривать как
мягкую форму психопатологии или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости.
Так что можно не верить мне и не слушать меня. Не проблема Но осталось еще опровергуть Маслоу
Думаю, в свете прочитанного выше, вы иными глазами перечитаете ту давнюю тему
Если человек видит ситуацию не совсем так, как она видится другим. Сказать ли ему об этом?!
В сотый раз убеждаюсь - умнейший Дядька Абрахам Маслоу