Юлия Шпак
Эпоха самообслуживания

Каждый раз после поездки за продуктами в крупный гипермаркет, я удивляюсь тому, насколько же самостоятельным стал потребитель. Входишь в магазин, и ориентируешься буквально сразу. Вот под потолком висят указатели полок и стеллажей, вот висит компьютер, если вдруг сотрудники магазина по невнимательности пропустили ценник или в одной корзине навалено много всякой всячины и перед огромными цифрами 99 стоит малюсенький предлог «от».

Самообслуживание в магазине начинается с парковки. Нажимаешь кнопку, ловишь чек на выезд, засекаешь время, въезжаешь на паркинг и начинаешь наматывать круги в поисках свободного места, особенно в выходные или час пик. Где же дядечки-волшебники, которые точно знают, что в третьем ряду справа есть свободное местечко? Затем берешь тележку или корзину – и вперед за покупками. Даже оповещение об акциях и новинках можно изучить самостотельно, захватив каталог на входе, или, что многие часто делают, заранее промониторив почву на специальном сайте.

Вроде все просто, полка с хлебом, молоком, продукты опускаются в тележку, иногда даже сверх списка… и вот овощной отдел. Мало того, что каждый в этот момент вспоминает навыки отбора овощей на рынках, продукты самостоятельно складываются в пакетик, а потом еще и самостоятельно взвешиваются! Вот бы в такой овощной отдел поставить тетю Машу из 89, которая продавала овощи в местном гастрономе. И ведь каждый сейчас умеет выбирать нужную кнопочку на весах, для детей это вообще забава номер один! И никто не пытается пробить не тот номер или недовесить товар…
На одной из касс запомнился сюжет, по поводу случайной конфеты №7, попавшей в килограммовый пакет с конфетами №3. После идентификации конфеты – сверяли кассиры с трех касс по памяти, случайная дорогая конфетка была ловко удалена из пакетика.

А покупка электроприборов? Выбираешь чайник… или гирлянду на елку… идешь в специально отведенный уголок, где можно воткунть нужный прибор в розетку и удостовериться в его исправности, после чего нужно найти другой уголок, где сотрудник магазина молча ставит печать на гарантийный талон. Хотя чаще происходит так: на кассе звучит вопрос – а проверили ли вы товар, и совет проследовать на стойку информации за штампом.

И не у кого спросить, чем этот гель для душа за 300 отличается от того, за 150. И потребитель научился читать этикетки, и даже знает о составе консервной банки чуть ли не больше, чем тот сотрудник, который эту банку в этот магазин продал.

Самообслуживание во всем. Банкоматы. Кассовые терминалы. Еще 10 лет назад, когда платежные карты только входили в массовое пользование, терминал в магазине считался чуть ли не более сложным предметом, чем сама кассовая программа. А сегодня каждый умеет прокатывать карту, знает, как считывается чип-карта, но система уже пошла дальше и можно просто провести картой рядом с терминалом для снятия денежных средств.

Магазины самообслуживания, самоорганизованная очередь в поликлинике или паспортном столе, автомойки самообслуживания, даже оплата налогов и штрафов теперь остается на совести рядового человека – сам отследи, сам заплати, в случае спорных вопросов – распечатай платежку и отнеси куда следует по запросу.

Еще бы самим себе зарплату платить!!!