- Яромир! ну как ты мог?!!
Я, вне себя от негодования и расстройства, отчитываю полуторагодовалого сына. Опять стирать покрывало, бельё, одеяло... Как можно было такому взрослому и понимающему мальчику посреди дня сделать в кровати лужу! Как будто, у матери других дел мало.
Все эти мысли одномоментно проносятся в голове. Я расстроена предстоящим фронтом работ, а ведь казалось, что так близко блаженное состояние, когда можно расслабиться и завалиться на диван с книжкой, пусть даже с детской.
Словно со стороны слышу, как разговариваю с ребёнком на повышенных тонах, параллельно принимаясь за устранение последствий произошедшего недоразумения. На взводе. Сын смотрит мне в лицо полными слёз глазами, кривит рот и... спустя мгновение бежит ко мне обниматься. Прижимается головкой к ногам:
- Мама! Мама! Маамааа!!!
- Яр, отойди пожалуйста, я сейчас не хочу с тобой разговаривать, я злюсь на тебя, мне нужно время. - Объясняю, и слышу, насколько сухо и холодно звучит мой голос. Ловлю себя на этом, но понимаю, что иначе реально не могу. Словно бы программа включилась, и она сейчас явно сильнее меня. Ребёнок тем временем продолжает заливаться слезами, и, не отпуская мои колени, повторяет всего одно слово:
- Мааамаааааа!!!!
Усилием воли стараюсь сбросить с себя раздражение. Не получается. Неужели, я так устала? Сажусь, закрываю глаза. Сын, как юла, крутится вокруг, пытаясь найти лазейку и оказаться, наконец, в кругу материнских рук, в объятиях, хоть как-то преодолеть эту кратковременную, но всё-таки пропасть. Механически обнимаю его.
Похоже, опять меня накрыло, запущена очередная подсознательная реакция из моего собственного детства. Маме привет. Лерочка, включайся, милая...🙏🏻 Вспоминаю, что если мы не принимаем поведение наших собственных родителей в нашем детстве, не смогли их за что-то простить, мы обречены действовать шаблонами, повторять сами их ошибки, в особенности те, за которые их больше всего осуждаем.
Где-то я об этом читала... Кажется, Алис Миллер, про детские травмы - очень сильная вещь. Или, кстати, Людмила Петрановская хорошо пишет о детско-родительских отношениях. Да, точно, у Петрановской как раз об этом и написано: "Ребёнок по умолчанию «запрограммирован» стремиться к контакту и близости с теми, к кому он привязан. Отдаляясь от него, лишая его этой близости, мы тем самым подрываем эту связь, лишаем ребёнка его базовой потребности, лежащей в основании привязанности. В дальнейшем, лишенный столь необходимой ему близости, ребёнок расплачивается развитием у него тревожности, повышенной эмоциональности и неадаптивного поведения."
"Божечки, что же я делаю Ругаю ребёнка, и даже не в состоянии на мгновение остановиться, а ОН - ко мне же идёт за любовью и утешением. И в раскрытых ладонях приносит свою собственную любовь: "Грейся, мама, мне не жалко"... Из глаз текут слёзы. Мозги быстро встают на место. Я раскрываю объятия своему крохе, такому маленькому и шкодному, и при этом с таким большим, любящим весь мир, сердцем.
- Солнышко моё, я с тобой. Я люблю тебя, и всегда-всегда буду любить...
Сын забирается ко мне на руки и крепко прижимается щекой к моей щеке...
У меня ещё будет время подумать над своими реакциями, представится множество случаев, когда я буду выходить из себя, расстраиваться или злиться. Но ведь что важно? Не забывать о самом главном, об этой связи мать-дитя, об этой бесконечной святой любви. И никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах - не лишать ребёнка так необходимой ему близости.