как то были на сайте небольшие недоразумения между теми кто уехал куда то и кто живет в своей стране. И вот моя коллега в фб написала статью на эту тему, мне кажется, интересная статья, может всех примирить) и обсудить ее можно тоже дружелюбно) вот и сама статья:
Ну как, моете туалеты?», «Детям в школе уже рассказали, как хорошо быть геем?» – такие вопросы регулярно получают от российских друзей «предатели родины». Лена Сай уже год живет с мужем и детьми в Берлине и пытается понять, почему россияне испытывают такие яркие эмоции к уехавшим за границу соотечественникам.
Говорят, чтобы по-настоящему узнать своего мужа, нужно пережить с ним ремонт или развод. А вот чтобы узнать цену некоторым друзьям, нужно эмигрировать. Это я поняла год назад, когда мы переехали из России в Германию.
Тут, наверное, надо в двух словах рассказать, что нас толкнуло на такие крутые перемены. В России муж 6 лет работал фронтенд-разработчиком («компьютерщиком», как говорит моя мама) удаленно в американской компании. И все эти 6 лет наши близкие друзья недоумевали, почему мы живем в Калуге. Ведь для работы мужа, который долгое время в одиночку валил мамонта, пока я сидела в бесконечных декретах, нужен был только доступ в Интернет. В любой точке мира. Действительно: пока дети были маленькие и не ходили в школу, мы и правда могли попробовать пожить там и сям. Но почему-то не уезжали. Наверное, потому, что так не было принято в нашем окружении.
Но потом случилось сразу несколько событий, которые в итоге и привели к нашей эмиграции. Сначала Майдан и разные политические решения (вот тут не будем останавливаться, слишком уж скользкая тема), потом я выиграла в журналистском конкурсе поездку в Лондон, потом слетала во Франкфурт-на-Майне в командировку – обе эти поездки дали мне много пищи для размышлений. Но решил все, как это ни смешно, наш отдых в Анапе. Да-да, я все знаю про русский юг, бессмысленный и беспощадный. Но подруга, работающая в турфирме, предложила нам бесплатный номер в частной гостинице. Соблазнившись на халяву, мы взяли билеты на поезд, но пока ехали, хозяин гостиницы скоропостижно скончался. Так что нам пришлось на месте искать какое-то пристанище, хозяин дома оказался запойным алкоголиком, обратно мы с двумя детьми возвращались в плацкарте. В общем, ту поездку я запомнила на всю жизнь. Именно она и стала последней каплей, после которой муж разместил резюме на LinkedIn. Вот так мы и оказались в Берлине.
Когда я начала писать о нашей жизни в Берлине в своем блоге, то очень быстро обнаружила, что о стране исхода, оказывается, можно говорить только хорошее – как о мертвом. О ней нельзя писать ничего плохого. Вообще ничего. Точнее можно, но только изнутри – тем, кто там. А если уж уехала, так и помалкивай! Эта мысль – «Свалила и молчи!» – рефреном звучала в комментариях.
Когда я жила в Калуге, то имела полное право от души возмущаться количеством домашних заданий в 1-м классе, презентациями и рефератами, которыми заваливали детей в школе, отсутствием электронной очереди в поликлинике, абсурдностью расположения отделения травматологии на 5-м этаже без лифта (Травматология! На пятом этаже!). Тогда у моих читателей это находило отклик и сочувствие. Сейчас, когда меня спрашивают, каково это – учиться в немецкой школе, я, естественно, невольно начинаю сравнивать с российской, в которой сын закончил первый класс. Но тут же получаю: «Не сравнивай! Свалила и молчи!» Почему я не имею право на воспоминания и должна стереть себе память, я не понимаю. Моя подруга говорит, что так пишут те люди, которые тоже хотят уехать, но не могут. Им неприятно читать истории, а уж тем более успешные, тех, кто смог уехать (над историями тех, у кого что-то не получилось на новом месте и они вернулись, такие читатели как раз рады поглумиться). Но мне в это как-то не верится. Мне кажется, такие люди и сами не хотят уехать, но самое главное – не хотят, чтобы и другие уезжали! Вот в это я больше поверю.
Самое смешное, что и хорошего о стране исхода тоже писать нельзя! Звучит абсурдно, но это так. Подруга, давно живущая в Германии, навестила родителей в России и разразилась в «Фейсбуке» радостным постом о том, сколь быстр и дешев на «исторической родине» вай-фай, какие приятные и полезные сервисы такси появились со времен ее отъезда. И сразу получила: «А ты что думала, только в ваших европах есть что-то хорошее?»
Ни хорошего, ни плохого о своей родине писать нельзя. Вспоминать нельзя. Сравнивать нельзя. Неважно, что там остались твои родители, друзья, родные. Неважно, что ты туда летаешь каждый год и остаешься гражданкой России.
Моете туалеты в бездуховной Гейропе?
А чего стоит этот поток штампов – якобы шуток – от всех знакомых!
– Ну как там в Европе? Моете туалеты? (Какие туалеты? Почему туалеты? Откуда взялись туалеты, когда муж ехал сюда по рабочему контракту работать в той сфере, в которой он всю жизнь работал в России?)
– Детей у вас там еще не отобрали? (Еще один страхомиф про Европу, насаждаемый нашими омбудсменами, которые, ей-богу, лучше бы свою работу мало-мальски выполняли...)
– Беженцы не досаждают?
– Детям в школе уже начали рассказывать о том, как хорошо быть геем? (Мы с мужем решили, что самый страшный образ из Европы – это «геи-беженцы».)
И конечно – «Ну как дела там, в бездуховной Гейропе?». Это всё – реальные вопросы от наших друзей.
Про крыс и корабль
И вот что интересно: мне кажется, что такое отношение к уехавшим есть только в России. Сейчас я занимаюсь на языковых курсах, где полнейший интернационал в составе студентов. В нашей группе есть люди из Франции, Америки, Англии, Чили, Колумбии, Молдавии, Украины, России, Израиля, Италии. На первых занятиях для меня большим удовольствием было расспрашивать людей, как они оказались в Берлине. Настолько разный и интересный у всех бэкграунд!
– Приехал с гастролями оркестра (тромбонист), влюбился в город и решил остаться.
– Пока мы молоды и у нас нет детей, мы решили посмотреть мир и попробовать пожить в других странах (молодые ребята из Англии).
– Влюбилась в немца и переехала к нему.
– Открыл свой бизнес в Германии.
– Пожили в Бельгии, в Америке, в Израиле. Теперь решили пожить в Германии.
Люди свободно перемещаются по миру, пробуя себя то здесь, то там. Я заметила, что европейцы намного проще относятся к эмиграции, без надрыва. Когда я спрашивала ребят, которые уехали из Америки и Англии просто так – «попробовать пожить в другой стране», как отнеслись к этому их родственники, все отвечали – замечательно! Да, скучают, но очень рады, что мы получаем такой опыт. Никакого негатива и отношения как к предателям и «крысам, бегущим с кораблям» к ним нет. Да, про крыс, бегущих с корабля, – это тоже было про нас.
Мне кажется, это так здорово, что мир становится более открытым! Что у нашего поколения есть возможность поездить по свету и выбрать по-настоящему свое место – не по рождению, а по душе. Сейчас, в эпоху расцвета фриланса, соцсетей и онлайн-обучения возможно абсолютно всё! Жить в России и работать в Европе. Жить в Европе и работать в России. Жить в Европе и поддерживать тесные отношения с друзьями и родственниками в России («Скайп», соцсети, мессенджеры). Пробовать, переезжать, знакомиться с новыми странами, влюбляться, разочаровываться, примерять на себя другие обычаи и нравы. В общем, есть жизнь большой ложкой! И если мы решили устроить себе такое приключение – сорваться самим и сорвать детей с насиженного места, то где же тут предательство? И главное – по отношению к кому?
Вам там хорошо?! Нас бесит!
А теперь обратная сторона медали. Когда я пишу бытовые зарисовки из нашей жизни в Берлине – рассказываю в своем блоге о том, как:
– дети ходят в сад и школу;
– устроена система здравоохранения;
– какие тут детские площадки;
– какие местные праздники;
– где мы провели выходные;
... прочий разный «дыбр», – это тоже не годится!
«Лена, ты не могла бы не писать так часто о том, как вам там хорошо и как вам там нравится. Это, знаешь, несколько раздражает», – на полном серьезе написала мне в личку знакомая, с которой мы много лет дружески общались в интернетах. Сказать, что я удивилась, – это не сказать ничего. Самое простое ведь – не читать блогера, который так раздражает, правда? Но почему-то именно этот вариант очень многим не приходит в голову.
Очень быстро я заметила, что раздражаю как тех, кто живет в России («Опять это восторженные сопли!»), так и тех, кто эмигрировал в Германию, но по каким-то причинам ему тут не нравится («Ах, Германия – страна розовых пони!»). Хотя и в России я была точно такой же восторженной оптимисткой с точно такими же «восторженными соплями» по разным поводам. Но тут-то – это совсем другое дело!
Вообще, я заметила, что тема эмиграции всегда очень острая. К ней нет спокойного, нейтрального отношения. Это всегда либо «ого-го-го!», либо «охо-хо-хо». Либо «А наши-то ребята в Берлин переехали, вот какие молодцы!» Либо «Ох, наши сейчас стыдно сказать где живут, – в Берлине!» Возможно, наша страна слишком долго была отрезана от всего остального мира. Возможно, виноваты игры политиков. Но как же хочется, чтобы к переезду в другую страну относились как... к просто переезду в другую страну! Как к приключению! Как к новому опыту! Чтобы не было зависти, злости, негатива к «уехавшим и понаехавшим». Не хочется сыпать банальностям, но жизнь так коротка, чтобы не попробовать что-то, чего тебе хочется и что вполне может получиться!
Елена Сай