Психолог-сексолог об инциденте в «Лиге школ» и других сексуальных школьных скандалах...
В Сети сейчас вновь начали начали обсуждать скандал, произошедший около года назад в так называемой «Лиге школ». Если вкратце, то несколько выпускниц рассказали, что директор школы Сергей Бебчук и его заместителя Николай Изюмов домогались до учениц. После скандала школу прикрыли, но новые подробности появляются до сих пор. Тему домогательств со стороны учителей в школах корреспонденты iReactor решили обсудить с психологом-сексологом Валентином Денисовым-Мельниковым.
«В самой этой истории много спорного и непонятного. Например, как могло получиться так, что в школе для одаренных детей, которыми родители наверняка занимаются всерьез, никто из родителей столько лет ничего не подозревал о происходящем? Трудно с уверенностью говорить о том, что там было, а чего не было, поэтому я бы поразмышлял о подобных ситуациях вообще. Как обезопасить детей от нечистоплотных, непорядочных взрослых?
Подростки – это хоть и довольно взрослые люди, но все же люди с ограниченной дееспособностью, неспособные пока правильно и всесторонне оценивать непростые ситуации. Они еще не очень-то понимают, как вести себя наедине со сверстниками, а уж понимания, какими могут, а какими не могут быть отношениями со взрослыми, нет тем более. И раз так, им приходится полагаться на то, что им говорят. Тем более, если будут приведены какие-то аргументы, которые звучат красиво и логично.
Поэтому, тем более нельзя злоупотреблять доверием подростков. У них еще не полностью сформировался мозг, не развито критическое мышление, нет опыта отношений и они доверяют значимым взрослым. Родителям, учителям, людям, которых уважают. И нельзя использовать это доверие в корыстных целях, рассказывая подросткам, что действия, которые им в силу возраста еще не особо интересны, как-то позитивно влияют на их обучаемость, сообразительность и т.п. Можно ли разговаривать с детьми о сексе? Да, если с образовательной целью и если это делает специалист, – школьный психолог или хотя бы учитель биологии. И надо рассказывать детям то, что соответствует возрасту и необходимо на данном этапе развития. И уж точно не стоит учителям лично знакомить детей с миром близких отношений. Ответить на вопросы подростков – да. Стимулировать интерес – нет. Выступать объектом, на котором можно потренироваться в объятиях и поцелуях – нет», – обращает внимание психолог-сексолог Валентин Денисов-Мельников....
Существуют культурологические нормы. Может, в Древнем мире такое наставничество было принято. В наших условиях это неприемлемо. Не думаю, что кто-то из родителей одобрил бы слишком рьяное сексуальное воспитание своих детей учителями. Да, может это нечто особенное, доброе и прогрессивное, но сначала объясните родителям, чему и как вы хотите учить ребенка, и уже родители решат, одобряют ли они те или иные методы воспитания и просвещения. Хотя бы просто потому, что родители способны мыслить критически, оценивать доводы и аргументы, соотносить все это с возрастом и развитием подростков и той культурой, в которой они хотели бы воспитывать своих детей. А еще самим родителям стоит создавать атмосферу, когда ребенок может им рассказать все. Самое замечательное, когда подросток может с любой сомнительной ситуацией обратиться к родителям, не боясь, что будет наказан или высмеян. Думается, тогда многих проблем можно было бы избежать.
Еще один важный вопрос: Могут ли подростки что-то выдумывать или воспринимать неправильно? Да, могут. И чтобы избежать сомнительных ситуаций, педагогам не стоит оставаться наедине с подростками. Особенно, если есть хоть какие-то признаки влюбленности со стороны учеников, либо же неадекватного поведения. Преподавателю лучше постараться, чтобы при любых разговорах присутствовали другие дети, а еще лучше – взрослые. Пусть даже на расстоянии. Не надо, чтобы они слышали о чем речь, но надо, чтобы видели все происходящее. Стоит избегать всего, что может трактоваться двусмысленно. Лучше перестраховаться», – советует психолог-сексолог Валентин Денисов-Мельников....
В этом одиннадцатиминутном интервью я изложил журналистам все, что думаю по поводу известных фактов, касающихся этого скандала, о том насколько допустимы объятия и поцелую педагогов с учащимися. В общем, как мог осветил происходившее в "Лиге Школ". Ну и коснулся в общем взаимоотношений взрослых и детей, рассказал о том, как они должны и не должны строится.
Скоро выйдет специальный репортаж на канале Москва 24, но специальный репортаж про "Лигу Школ" будет минут 10. Сколько там останется от моего интервью, я не знаю, но сегодня вы можете посмотреть видео, записанное на мою видеокамеру, т.е. увидеть полный вариант моего комментария для канала Москва 24.
Освещение получилось так себе, потому что освещение было направлено на меня и камера стояла передо мной, а моя камера стояла сбоку. Так что на профессиональном видео все будет, надеюсь, значительней лучше видно, но зато здесь у вас есть возможность посмотреть полную версию того, что я говорит.
Кстати, упомяну еще, что Алиса Муравьева, автор специального репортажа, в этот день, как она выразилась: 2Носилась по Москве, со всеми беседуя, и разбираясь в ситуации", поэтому ко мне она не приехала, а прислала видео и звукооператора, сказав по телефону, что она уже знает меня и уверена, что я самостоятельно справлюсь и все расскажу, как надо. Это было очень приятно, потому что это особое доверие, ибо звуко и видеооператор только снимали, у них не было для меня ни вопросов, ни пожеланий, ни комментариев. Их задача была выставить свет, проверить звук, и все как следует снять. Благо, я сам серьезно готовлюсь к эфирам и еще мне очень сильно помогла Юля, которая выполняла в данном случае роль журналиста - сидела и задавала мне все эти вопросы. Ну а я уже отвечал.
Так что смотрите, как это было. Здесь нет никакого монтажа, все 11 минут вошли целиком, даже тот момент, где-то в середине видео, где я сбился и начал заново. Как видите, у вас есть возможность заглянуть за кулисы и увидеть, как снимается репортаж, который вы потом видите по телевизору.