Раннее развитие ребенка. Зачем нужно развитие ребенка в раннем возрасте?
А вы знали, что активность мозга 2х-летнего ребенка в двое превышает активность мозга взрослого? Именно поэтому психологи и педагоги рекомендуют заниматься ранним развитием ребенка.
Кто-то считает, что раннее развитие - это опережающее развитие. Воспитание этакого маленького Эйнштейна. Но это не так.
Во-первых, раннее развитие ребенка - это своевременное развитие, соответствующее его возрасту. Раннее развитие ребенка позволяет развить творческие способности ребенка, это подготовка к социализации, формирование мозга ребенка. За счет раннего развития активно развиваются нейронные связи в мозге ребенка.
Во-вторых, опережающее развитие может повлечь отставание каких-то психических элементов (памяти, внимания, узнавания). Когда чрезмерно развивая один элемент, тормозится развитие другого. Об этом как раз не думают родители, которые учат читать трехлетнего ребенка.
Поэтому именно раннее развитие ребенка учитывает психофизиологические особенности его развития и позволяет развить способности и таланты.
В общем, раннее развитие ребенка - курс, который мне казался особенно интересным во время моего обучения.
Семейный психолог Юлия Денисова-Мельникова
Да, возрастная психология интересна.
Когда я ее изучала в рамках получения высшего педагогического образования, мы ей уделили 3 года из 5- летнего обучения.
Помимо психологии, мы изучали и ряд педагогических дисциплин, включая методики преподавания (последние 3 курса).
И, несмотря на мой относительно небольшой опыт преподавания (в школе я не работала, а проходила практику в течение 3 месяцев), с обязательностью раннего развития не соглашусь. И не соглашаюсь мотивированно:
1. Имеющиеся методики раннего развития, к примеру, по методу Монтессори, в России, в отличие от Швейцарии и иных европейских стран, не "встроены" в последующее обучение.
На самом деле, конкретно методика Монтессори, не сертифицирована, то есть не разрешена официально к применению на территории России, ее правообладателями.
Таким образом, все садики, а они именно частные, не государственные, и просто центры раннего развития, предлагают эту методику незаконно. И, главное, нет гарантий, что они преподают именно по этой методике, а не просто используют пару широко известных и описанных приемов за совсем немаленькие деньги из кошелька родителей.
2. Отечественная методика Зайцева и другие. Да, они, в основном, покрывают и садик, и младший школьный возраст, то есть с 1 по 3(4) классы. И некоторые даже государственные (небольшое их количество) садики и еще меньшее количество школ их применяют. Но не спешите радоваться.
2.1. Программа обучения по ним значительно отличается от общепризнанной, т.е. применяемой большинством школ, программы, и эта разница колоссальна именно в порядке изложения и изучения материала.
Какие-то блоки даются в начальной школе, а все остальные их изучают позже, а некоторые блоки не даются вообще.
2.2. Эти методики не рассчитаны на среднюю школу и старшие классы.
То есть ребенок с 4 до 10 лет учился в одной "реальности", а потом он оказывается один на один с новыми, неизвестными и непривычными ему подходами.
И эта разница настолько колоссальна, что отличники становятся двоечниками, дети просто не могут перейти на новый тип изложения материала, а учебников на среднюю и старшую школу, в рамках привычной им "развивающей" концепции просто нет. Авторы их не написали и/или даже не планировали писать...
Плюс ряд тем и вопросов дети вынужденно "пропустили", потому что в учебниках раннего развития их нет. А другие темы изложены совсем по-другому.
2.3. И в результате, ребенок помимо стресса, связанного с переходом из начальной в среднюю школу (замена 1 учителя разными учителями по всем предметам и др.), помимо возрастного кризиса и кризиса переходного возраста еще вынужден заново учиться учиться.
3. Как говорится, "суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет".
В отношении применения методик раннего развития к детям как никогда, по-моему, важен личный опыт. Опыт применения этих методов воспитания по отношению к своим родным детям/ ученикам.
И рекомендовать те или иные методы с полным правом может или мама или педагог/воспитатель/педагог-психолог, через руки которых прошел не один ребенок.
А абстрактно, не имея практики, не имея подтвержденного результата в лице ребенка/детей однозначно давать какие бы то ни было рекомендации, исходя только из учебника/теории, по-моему, не стоит.
В моем случае, конкретный пример: мальчик, с ним я в его 1 год и 10 мес выучила алфавит именно по звучанию, а не по названиям букв. Без примения специальных методик, просто в игре, с чтением книг. И в 2 года его речь была на уровне детей, которые вдвое его старше. Когда его записывали в сад (в 2 года 4 месяца), работники детского сада по результатам собеседования определили его в среднюю, не ясельную группу, и определили его возраст как 4 года 3 месяца.
И второй пример, девочка. Не стали настаивать на изучении букв, чтении итп. в аналогичном возрасте. Главное, следовать желаниям и возможностям ребенка.
Выучили буквы и начали учиться читать в 4-5 лет.
Все дети разные. И именно поэтому раннее развитие не "обязаловка" для всех. Каждый ребенок уникален и неповторим. Учитесь видеть своего ребенка и не сравнивайте его с другими.
И самый главный вопрос, который должны задать себе родители, приступая к раннему развитию ребенка: это вы делаете для себя (реализуя таким образом, свои детские желания или стремления, нереализованные амбиции) или для ребенка, следуя его желаниям и интересам.
Зачастую мамы-домохозяйки, которые приступают к обучению ребенка чтению итп еще в первый год его жизни, делают это для себя, не для него. Они рассчитывают на общественное признание своих заслуг другими людьми и мамами.
При этом они не учитывают психофизиологических особенностей детей разного возраста, возможности ребенка к концентрации и выполнению определенных действий строго ограниченное, сообразно его возрасту, время итп. Они просто этого не знают, но хотят вырастить маленьких гениев.
И такой подход лишает детей их детства и по-настоящему губителен для ребенка.
Достаточно прочитать биографии/интервью вундеркиндов позднего советского периода, 1980-х и далее гг. рождения.
Мало кому из них удалось успешно реализовать себя во взрослом возрасте, не только в профессии, но и в личной жизни, создать семью, родить детей или просто остаться в живых (некоторые из них покончили жизнь самоубийством).
Это, как говорится, одна сторона медали.
Другая же -в том, что не замечать способностей и склонностей ребенка к тем или иным областям искусства, знаний тоже неправильно.
Например, ребенок любит петь, хорошо улавливает и повторяет ритм - учите его музыке, запишите в музыкальную школу или на танцы.