Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Критика и похвала. Правила конструктивной критики
Лучший женский форум худеющих > Я - Красивая. Красота, здоровье, массаж, похудение, борьба с целлюлитом > Психология общения. Мастер общения, секреты общения, НЛП, правила общения, влияние на людей
Ukaaa
Моя новая заметка и комментарии к ней:

Критика и похвала. Правила конструктивной критики




Есть несколько разных путей отношения к критике. Первый путь - считать, что: "Критиковать - это показывать автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел". То есть отношение легкое, без восприятия какой-либо критики как чего-то ценного.

Второй путь - воспринимать любую критику слишком близко к сердцу, болезненно ее переживать и постоянно думать о том, как себя изменить в угоду окружающим. И то, и другое - крайность, ведь первый вариант таит в себе опасность чрезмерно развить эго, воспринимая себя совсем не так, как это видит окружающий мир. Второй вариант ведет к нездоровому перфекционизму и зависимости от чужого мнения.

Также есть много вариантов между ними, когда люди болезненно реагируют на критику в определенной форме, определенных сферах и от определенных людей. То есть, избирательное отношение. И это скорее обусловлено какими-то болезненными местами, в которые попадает критикующий, а чаще формой самой критики.

И именно о форме я хотела бы сегодня поговорить. Мне когда-то понравилось одно из правил конструктивной критики, которое я узнала, обучаясь НЛП. Оно формулируется как "10 похвал на 1 критику". То есть, для того, чтобы получить право один раз что-то раскритиковать, нужно до этого человека 10 раз похвалить. Ну, хотя бы 4-5 раз похвалить.

Возможно, кто-то сочтет это манипуляцией. Но в реальности, похвалив - мы показываем, что видим и отмечаем хорошие моменты, которые созданы человеком. Иначе же, часто говоря о том, что, мол, "я человек честный и прямолинейный" и выдавая только критику - можно очень сильно ранить человека. Показав ему, что в его деле нет ничего хорошего. Не говоря уже о том, что показать себя человеком склочным и завистливым. Ведь акцент идет только на критику. Часто такую ошибку допускают и те, кто критикуя, имеют добрые намерения и хотят помочь. Согласитесь - намного проще воспринять критику, если человек до этого вам неоднократно говорил о том, что вы молодец. Ему скорее поверишь и захочешь что-то поменять. Ведь если кто-то вечно недоволен вашей деятельностью, то спустя какое-то время замечаний, волей-неволей начинаешь задумываться, а действительно ли этот человек это все говорит из добрых побуждений? Или же он намеренно акцентирует внимание на недостатках?

Конечно, имеет значение и то, в какой форме высказано критическое замечание. Об этом я напишу далее. А пока, расскажите, пожалуйста, какая критика вас неприятно задевает? На какую вы не обращаете внимание? А какую принимаете?

Психолог Юлия Денисова-Мельникова

Ukaaa
Комментарии:

- А если меня всю жизнь с хорошей целью только критикуют? Как я устала! Здесь, впервые на курсе услышала похвалу. Зачем хвалить? Все и должно быть хорошо. Если заикнусь об этом мужу: что ты плачешься? Пора привыкнуть наверное, очень взрослая уже тётка.

julia_d_m: да, те, которые критикуют - они всегда уверяют, что делают это из самых лучших побуждений:-)) Что Ваши критики говорили? и что Вы делали, чтобы это прекратить?

- Набиралась терпения, растила комплексы, критиковала себя. Очень поздно появилась уверенность.


julia_d_m: Да, терпеть такое отношение - не лучшее решение, так как критики от этого становятся только злее и наглее. Поздравляю, что сейчас смогли что-то изменить в своем восприятии и своих реакциях к лучшему.

- У меня вопрос, как поставить на место человека, который со своим "бесценным" мнением, постоянно отравляет жизнь мне и окружающим? Не общаться не получается, родственные связи.


julia_d_m: а какие способы Вы уже пробовали и какой это дало результат?

- я только попыталась свести к минимуму общение. Но это не помогает. Она по образованию психолог (не практикующий), поэтому считает себя вправе заявить, что у меня отклонения, например. Я не умею ругаться и скандалить. В большинстве случаев я молчу, или смеюсь.

julia_d_m: Да, многие люди, 100 лет назад получившие психологическое образование, любят при случае упоминать про это и считают, что на этом основании имею право говорить что угодно. Сократить частоту общения - хорошее решение. Но раз это не дало результата, то, может быть, стоит попробовать что-то другое. Например, ответы, которые отобьют у нее желание лишний раз с Вами общаться. Так называемая, необходимая оборона. Есть и другие способы, но, конечно, все это потребует некоторой решимость и настойчивости, чтобы донести до нее мысль, что цеплять Вас выйдет себе дороже.

- дайте ей в нос тогда.

julia_d_m: Тоже один из вариантов решения :-)) Вспоминается анекдот:
- Ну, надеюсь ты дала ей в челюсть?
- А вы точно психолог? А впрочем неважно! Мне нравится ваш совет!

- Мой самый ужасный критик - я сама. И надо с этим бороться( хотя сестра меня как-то задела очень сильно один раз - я пела в наушниках, а потом она подошла и сказала что-то вроде "ты поешь отвратительно, зачем ты мучаешь мои уши". Теперь мне страшно петь, если я не с кучей людей пою, и особенно боюсь, что меня кто-то услышит, если я одна пою. Хотя объективно - я пою весьма хорошо, все таки музыкалка + пол года вокала. И люди, которые не попадают в ноты и ритм меня ужасно раздражают. biggrin.gif

julia_d_m: Да, грустная история. Вот так глупым и неосторожным словом люди и наносят друг другу психологические травмы. Спасибо за Ваш рассказ!


- Иногда критикующего надо, правда, заткнуть, иначе он заткнет ваш внутренний голос. Мы и сами себе хорошие критики.

julia_d_m: Да, все верно. Надо уметь выставлять границы и в доступной для людей форме давать им понять, что не стоит эти границы пересекать. И что, если человек не умеет давать обратную связь высокого качества, то, может лучше будет, если он вообще воздержится от комментариев.

- Со взрослыми иной раз сложнее, чем с детьми. Ребёнку легче об'яснить, почему не нравится та или иная работа, а взрослый уже с полным набором комплексов дальше и слышать не желает, что не то в его работе. Вообще, считаю, что критиковать должен специалист в той или иной деятельности . Такие больше полезного скажут, а не просто свои вербальные ощущения передадут, не имея никакого опыта.


julia_d_m: Безусловно! Как говорится, критикуя - предлагай. Предлагая - делай :-)) А то, как правило, критиковать любят те, кто сам ничего не создает и в обсуждаемом вопросе не слишком компетентен. Да и лучше не критиковать, а 1 - отмечать, что сделано хорошо, 2 - подсказывать, что можно улучшить. Причем в соотношении 4 к 1. Это и называется "обратная связь высокого качества".
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.