Минусы методики Монтессори. Каковы негативные стороны педагогики Монтессори?
Вчера я написала о плюсах системы Монтессори. Но, как любая методика раннего развития, метод Монтессори имеет также и отрицательные стороны. О них и пойдет речь в этом посте. Каковы же минусы Монтессори?
1. Мне очень понравилось высказывание о том, что развитие по Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. Речь идет о том, что отдавая ребенка в такой садик, нужно быть готовыми создать образовательную среду по этой системе и дома, изучить много теории и продолжать воспитание ребенка по методике тогда, когда он находится за пределами группы Монтессори. Там есть довольно жесткие требования к детской комнате, игрушкам и общению с ребенком. Просто так сдать ребенка в садик, чтобы его там всему обучили в данном методе - не получится. Родителям нужно самим быть включенными в процесс. А это подходит далеко не всем родителям. У кого-то нет времени, у кого-то нет желания.
Даже элементарное требование поддержание порядка в комнате и квартире, чтобы все вещи были на своих местах, как это происходит в школе Монтессори для многих родителей не реализуемо.
Если ребенок будет ходить в группу, усваивать там эти правила, а дома видеть бардак, то будет разве что "взрыв мозга" у ребенка!
2. Во время занятий на мелкую моторику дети работают с маленькими предметами, и если педагог недостаточно внимателен, то ребенок может такой предмет проглотить. На самом деле, квалификация и подготовка монтессори-педагога очень важна. Сейчас работает огромное количество студий и садиков Монтессори, которые используют методику лишь частично и педагоги в которых не имеют специальной подготовки по этой методике.
Поэтому если есть желание отдать ребенка в группу Монтессори, нужно тщательно изучить программу, образование педагога и посетить занятие.
3. Есть мнение, что выпускники садиков Монтессори испытывают проблемы с адаптацией к школе. Это спорное утверждение, поскольку детей с раннего возраста приучают к различным правилам и тому, как им следовать. Переходя в школу, ребенку объясняют новые правила, которые действуют в школе, и существенных проблем они не испытывают, судя по рассказам тех родителей, чьи дети после Монтессори группы пошли в обычную школу.
Хотя нет, есть все-таки сложность. Расскажу случай из практики. Жила-была семья, отдавшая ребенка на воспитание по системе Монтессори. Им посчастливилось обратиться к действительно хорошему монтессори-педагогу, которая была еще и психолог. Так что все для ребенка складывалось удачно - развитие, воспитание, обучение. Ребенок был счастлив, адекватен, спокоен и хорошо развит. Но в силу разных причин так уж сложилось, родители вынуждены были отдать своего малыша в обычный садик. Они его, конечно, как могли - подготовили и объяснили, что детки в садике разные, ведут себя кто как и т.п. Они понимали, что воспитание ребенка по Монтессори и обычный детский садик - это просто 2 разных мира. И вот настал день, когда ребенок пошел в обычный садик. Нет, ничего страшного не случилось. Но несколько недель ребенок чувствовал себя растерянным и шокированным. Маме он говорит с большими круглыми глазами: "Мама, они там все бешенные. Они орут, бегают, дерутся." Я рассказала это просто, чтобы проиллюстрировать, какая пропасть лежит между обычным воспитанием и воспитанием ребенка по системе Монтессори.
Так что принимая решение о том, чтобы отдать ребенка на обучение по методу Монтессори, нужно во-первых реально оценить свои силы и желание поддержать этот стиль воспитания и дома, а также найти действительно настоящую, хорошую школу Монтессори, которая работает по международным стандартам и желательно, чтобы педагоги в ней имели еще и психологическое образование.
Семейный психолог Юлия Денисова-Мельникова