При том, что я, в отличие от психологов, специалистов НЛП и прочих профессионалов в наблюдении, вплоть до шпионов и прочих работников спецслужб, не ставлю перед собой задачи тотального наблюдения, однако, обладая хорошей памятью, заметила следующее:
Многие люди часто и по многу раз рассказывают те же самые истории/анекдоты/события, вплоть до смешков в тех же местах/мимики/жестов/восклицаний итп.
Думаю, что одной из причин может быть неуверенность в себе. Гораздо проще рассказывать уже "отработанный на публике" материал, нежели импровизировать...
Поэтому многие любят пересказывать книги своими словами, в расчете на то, что не все знакомы с первоисточником. Хорошо, когда прочтенная книга ложится на душу, так сказать, и желание поделиться ее содержимым продиктовано желанием распространить знание дальше, а не доказать другим, что ты типа умен.
Именно поэтому в спонтанной, неподготовленной речи могут быть оговорки и ошибки, например, когда по ТВ транслируется репортаж в прямом эфире. А подготовленная, даже зазубренная речь, слишком выверена, слишком искусственная и от оратора требуется незаурядное мастерство в наделении этого "мертвого" текста непосредственностью, свойственной живой, неподготовленной речи.
А так, слушая в очередной раз, уже не единожды рассказанную историю, или событие, или книжную мудрость, бывает сложно справиться с собой и не дать понять собеседнику, что его пластинка не просто заезжена до дыр, но и оскомину набила. А уж смеяться с ним в нужных местах - подлинное искусство.
И многие, зная эту повторяемость за собой, решают вопрос весьма просто: рассказывают все то же и теми же словами, но новой аудитории, например, попутчикам в транспорте. Или новым членам сообщества: новым коллегам на работе, новым знакомым, соседям итп.
В общем, слушая вместе с неофитами старую, тысячу раз рассказанную теми же словами историю, понимаешь - в чем состоит кризис жанра...
В каких-то случаях это вполне объяснимо - не будет же преподаватель в вузе переписывать раздел науки или истории в угоду аудитории, но, как минимум, живо и интересно, и по-новому он рассказать должен. Иначе на своих занятиях он уподобится старому транзисторному приёмнику, который передает один и тот же сигнал.