У Филлипа Зимбардо есть отличная книга ”Как побороть застенчивость”, в ней он приводит рекомендации для родителей и учителей застенчивых детей. Ниже, первая часть в моей обработке, вторая будет чуть позже
1. Хвалите за то, что вы считаете хорошим. На одном из американских курсов преподаватель говорил фразу, которая мне очень нравится и дословно звучит так: ”поймайте его, когда он ведет себя хорошо”. То есть именно тогда, когда это нам кажется совершенно необязательным. Но ребенку важно знать, что вам нравится. Причем важно хвалить не просто словом ”молодец”, а рассказать, с уместной степенью подробности, что именно вам понравилось. ”Мне нравится, как ты решил эту задачу”
2. Поощряйте детей хвалить других. Не нужно читать скучные нотации о том, зачем это делать, и не нужно заставлять ”ну-ка, иди скажи бабушке комплимент, быстро!”. Но стоит показать ребенку (в том числе и на примерах), что это приятно другим людям и может помочь подружиться с кем-нибудь интересным.
3. Не осуждайте ребенка, опираясь на рассказы учителей или других детей. Поведение всегда существует в контексте. Защитите ребенка перед другими, а уже потом, в спокойной обстановке, дополните картину произошедшего его рассказом, и тогда принимайте решение. Учитель может забыть как сам, несправедливо и резко одернул ребенка на перемене, а потом жаловаться на его плохое поведение. Не поддавайтесь влиянию картины взрослого, мы не всегда правы.
5. Поощряйте проявление эмоций, способностей и знаний, подавайте ребенку пример того, что не обязательно все время прятаться. Найдите то, в чем он очень хорош (например в Майнкрафте) и попросите его научить вас чему-то новому.
Еще немного рекомендаций Ф.Зимбардо с моими комментариями, для родителей застенчивых детей:
- Примите, что пассивность - не естественное состояние ребенка, да и вообще для живого существа. Видели ли вы пассивного котенка? Не стоит делать ребенка сверх-зависимым и послушным. Послушание и покорность часто кажутся привлекательными в ребенке, но в перспективе ему трудно стать уверенным в себе или иметь устойчивую самооценку.
- Поощряйте детей отвечать за других. Часто застенчивый ребенок, неспособный и рта открыть в присутствии незнакомых взрослых, связно и уверенно обращается к ним, если делает это не для себя, а для младшего брата или сестры, друга. Для того, кто по-настоящему нуждается в помощи. Этот позитивный опыт ребенок использует, чтобы преодолевать застенчивость для себя.
- Учите детей, что потерпеть неудачу, это не значит стать неудачником. Лучше повести себя неправильно, ошибиться, выбрать неверный путь, чем даже не попробовать, особенно если речь о важном для ребенка.
- Научите ребенка комфортно переживать одиночество. Хорошо, если у него есть время подумать о себе самом, помечтать, погулять одному. Для этого совершенно необходимо, чтобы его время не было бы забито до отказа кружками, секциями и уроками.
Практика для родителей застенчивых детей от Филиппа Зимбардо:
Составьте список дел, за которые отвечает ребенок, и другой список, с делами, которые вы делаете за ребенка, но хотели бы, чтобы он делал их сам. Сравните два списка. Подумайте о том, что получилось и обсудите с ребенком, каким образом, постепенно и с вашей помощью, он возьмет на себя ответственность за новые задачи.
Это звучит странно, и часто родителей удивляет эта рекомендация. Неужели неумение ребенка мыть за собой посуду связано с застенчивостью?
В моей практике было много детей, родители которых, помимо застенчивости упоминали бытовую беспомощность ребенка. Некоторые дети просто не имели обязанностей, соответствующих возрасту, некоторые самостоятельно не могли решить, что надеть в школу.
Почему важно иметь обязанности, а вместе с развитием и ростом приобретать новые: ответственность меняет нас, делает сильнее, компетентнее, увереннее, дает возможность лучше узнать себя. Это тот ресурс, который ребенок сможет использовать, чтобы действовать, там, где ему захочется спрятаться и не привлекать к себе внимания. Екатерина Судакова