Поговорим на тему безопасности личных границ ребенка, как воспитать ребенка, чтобы пресечь сексуальные домогательства, и ребенок не боялся вам об этом рассказать.
Психолог Ольга Бочкова рассматривает тему сексуальных домогательств через призму безопасности и личных границ ребенка и включает тему телесной безопасности в тренинги Академии детской безопасности Safekids.
Такой подход помогает также более ясно понять самим родителям, как объяснить детям, что поведение другого человека может быть опасно.
Проще всего объяснять это так: у человека есть не только непосредственные границы его тела, у него есть и личное пространство. Кто-то легко и близко допущен в это личное пространство (родители, братья, сестры), кто-то частично (другие родственники, друзья и подруги), кто-то вообще не допущен. К телу есть допуск только у родителей (к телу девочек – с определенного возраста только у мамы) и у врачей, если прикосновения врачей разрешены мамой. И если кто-то приближается к тебе так, что становится некомфортно и хочется отстраниться, – это уже нарушение личных границ, это может быть небезопасно.
Домогательства – это не только прикосновения к половым органам, это любые некомфортные прикосновения и любое неприятное тебе приближение к тебе. К слову, сексуальные домогательства уже взрослых женщин трактуются с той же позиции.
Говорить свободно о телесности помогает и простое изучение анатомии, причем с раннего детства. Если ребенка в процессе изучения мира (окружающей среды, того, «как все устроено» и т.п.) изучает еще и совершенную, гармоничную, безупречную функциональность человеческого тела (а не только красоты вселенной), ему будет проще говорить и о своем теле. При этом посыл «эти органы такие же, как остальные» неверен, потому что ребенок уже в 3-4 года чует, что «не такие же».
Для называния интимных мест и связанных с ними действий должны существовать слова, и эти слова должны быть привычными и легко произносимыми, чтобы ребенок мог употребить их, если понадобится. Также, как и про сексуальные домогательства.
Психолог Ольга Бочкова использует слова ягодицы, пах, грудь (то, что закрывается купальником). Психолог Лиана Натрошвили называет это «правилом нижнего белья».
Самые безопасные прикосновения и самые открытые места – руки. Руками люди соприкасаются часто в самых обыденных ситуациях. Но если прикосновение к рукам неприятно, если вызывает беспокойство – забирай руку.
Как понять, опасное прикосновение или безопасное? Если оно для тебя дискомфортно, если вызывает беспокойство, тревогу – прикосновение небезопасное.
Как действовать? Попросить так не делать. Просить прекратить. Пугать «а то расскажу». Если просят не рассказывать, обещать: «Хорошо, я никому ничего не расскажу, но ты прекрати». И идти рассказывать. Дети, в идеале, должны это знать.
Предупреждать ли девочек о возможных домогательствах?
Да. Важно, чтобы девочки могли опознать и верно назвать опасные ситуации, которые, к сожалению, встречаются в жизни достаточно часто.
- Спасибо, очень интересные и полезные советы! Когда я стала ездить в школу в другой район города в переполненном троллейбусе, мне никто не рассказал, что некоторые дяди могут слишком прижиматься и даже тереться, и тогда надо громко говорить «перестаньте об меня тереться» или «не прижимайтесь ко мне, пожалуйста», «не давите на меня, пожалуйста». Мне страшно вспоминать, сколько раз об меня, девочку в школьной форме, терлись чем-то твердым. Уже потом, в университете, меня просветили однокурсницы».
- Больно, что приходится рассказывать дочерям о таких вещах. Хочется, чтобы их будущее и настоящее было безопасным. Но, к сожалению, мы не можем уберечь их от опасностей. Но можем научить их эти опасности видеть и обращаться за помощью. К сожалению, сексуальные домогательства у нас в США – это страшная реальность.
- Японские сексуальные домогательства – это жесть. И, что страшно, они входят у нас, в России, в моду. Поэтому приходится говорить с детьми о том, что им может угрожать, и что делать.
Вот интересный отрывок, мне кажется, вполне адекватные советы для детей.
«Как говорить о том, о чем даже страшно подумать?
По статистике большая часть посягательств на детские тела происходит со стороны тех, кого дети хорошо знают – старших родственников и друзей семьи. Как разговаривать с детьми об этом?
Я рассказывала дочери сказку про оборотня. Что иногда хороших людей, которых она давно знает, кусает оборотень. Тогда они сами становятся оборотнями, но никто не знает. Ведь у них меняется только поведение. Они выбирают того, кто слабее, кого можно обмануть или напугать, кто их любит. И уговаривают или заставляют их делать неправильные вещи.
Дочь тревожилась, что это может произойти в любой момент, но я сказала, что нет, это бывает редко и сразу будет видно, потому что оборотни сразу плохо себя ведут наедине с близкими, даже если потом иногда хорошо. Значит, пока я или папа не набрасываемся на неё, чтобы трогать, где не надо, или вроде того, то всё в порядке».
- До маленьких девочек домогаются не только взрослые. Мне известен случай, когда шестиклассник лапал за груди одноклассниц, подходил и прямо под кофты руки засовывал, а одной девочке платье задрал до головы так, что все увидели её почти голой. Мне известен другой случай, когда девочке в детском саду во время тихого часа пока никто не видит, пацан её же детского возраста засовывал руки и шарился там. Думаю, ей очень бы пригодились тогда мои соображения, потому что по её словам отпор дать ему она могла и очень хотела, но терялась и не знала, что делать. Вы исходите из того, что до ребёнка только взрослый может домогаться, а у ребёнка нет шансов дать отпор взрослому. Но против такого же, как сама, шансы-то есть, нет только знаний, как это сделать. Маленьких девочек воспитывают слушаться, терпеть, что не нравится, когда заставляют, но не воспитывают говорить "Прекрати немедленно" и вмазать, если слов не понимает. Есть крайне важные навыки, которых детям не дают: защищаться, отказывать, отстаивать свою позицию, распознавать и пресекать недопустимое .Вы пишите "безопасность должно обеспечивать общество, а не её физическая сила". Так общество, кроме этого, ещё очень много чего должно, чего не только не делает, но и вообще не считает важным. Общество- это часто не защита жертвы, а адвокат преступника, и во многих случаях (не только в обсуждаемых здесь) если не сделаешь сама, то не сделает никто. А обвинение в сексуальных домогательствах может обернуться против самой жертвы. Особенно если преступник – тоже ребенок.
- Я думаю, что дети - это дети. А уроды - это те, кто не исполняет своих обязанностей по пересмотру за детьми и объяснением норм сексуального поведения. И те, кто мешает людям исполнять свои обязанности петушиными криками про западный секспросвет, пропаганду гомосексуализма, абортов и разврата. Сексуальные домогательства несовершеннолетних – это острая проблема, о ней нужно говорить, и это безобразие нужно пресекать давать достойный отпор.
- Я вполне допускаю, что и ребёнок может распускать лапы. "Поднимать юбки" - это вообще типичное поведение в школе, которое меня лично выбешивало невероятно. И, да, мой одноклассник получил от меня пинок промеж ног за такое поведение, и особых скиллов для этого не требовалось. Допускаю, что против кого-то потребуются. Но вот в обретении этих навыков и стоит вопрос. Это опять какие-то ограничения, типа по улице вечером не ходи, перцовый баллончик с собой носи. Да, вроде как разумно, может быть. Но как-то надоело уже выслушивать очередное "должна была уметь, делать, не делать".
И, опять же, вы говорите о том, что девочек учат быть покорными и терпеть. В статье отлично рассказали, что терпеть не нужно, что именно эту позицию необходимо прививать с самого юного возраста. Ни в одном комментарии никто не высказался против этой идеи. Терпеть не стоит. Стоит пригрозить. Но вот помнить и о худших последствиях тоже неплохо.
Опять же, молодцы, кто умеет пинать врагов, но всё же уместность (в плане личной безопасности) этого действия оговаривать стоит. И стоит помнить, что не каждая взяла руки в ноги и побежала на курсы крав-мага, потому что уроды повсюду, и это бы могло помочь.
- Может, стоит также обратить внимание на воспитание мальчиков, чтоб никому в голову не приходило шариться там и задирать юбки. А не бесконечно учить девочек обороняться. Ведь жертвы сексуальных домогательств – это потенциально каждая девочка, пока не привить нужные нормы и воспитание мальчикам, чтобы такого явления не было вообще.
- Я не самая хилая девушка, могу дать отпор и даже навалять некоторым мужчинам. Но это потому, что мне отчасти повезло с комплекцией и физическими возможностями. Но мне бы очень хотелось чувствовать себя в безопасности, а не применять свои способности к обороне. А еще, я считаю, очень нужно родителям обратиться к квалифицированному психологу, если они не знают, как самим поговорить с ребенком.