Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу.
Тут без родителей не обойтись. Смотрите:
Вдруг ребенок появился раньше срока.
В чем риски?
Какой ребенок считается недоношенным?
Почему это так важно?
Когда история нуждается в серьезной терапии?
Какие вопросы нельзя задавать врачам?
Какими двумя упражнениями решить сразу несколько задач?
Как активизировать рефлексы ребенка?
И как вишенка на торте - мотивирующий и даже успокаивающий момент!
Что может сделать родитель самого главного в этот момент?
В первую очередь, не мешать врачам. Да? Но вряд ли у кого-то возникала такая история помешать прямо врачам, но при этом очень хочется понимать, что происходит: что с ребенком, какой прогноз, что делать, чем помочь? И вообще понять - какие перспективы? Поэтому изначально я скажу для людей, которые не дай бог, находятся в этой ситуации или по прогнозам могут оказаться: я предостерегу! Это из разряда ТАБУ, задавать такие вопросы врачам - КАКОЙ ПРОГНОЗ?
Вариантов ответов очень немного, на самом деле. И любой ответственный врач гадать не будет. Ему очень хочется, как любому человеку здравомыслящему и вообще человеку, вас обнадежить. При этом, если история серьезная, он просто готов делать! Поэтому с врачом надо обсуждать, что происходит на данный момент. И задавать конкретные вопросы. Как только вы перестанете говорить о прогнозе, врачи начинают сотрудничать. Это правда. Им становится проще. Из них не делают богов. Это такая история про прогноз, когда из тебя делают бога, это всегда очень сложно и неприятно. Поэтому при сотрудничестве с врачами задавайте вопросы, касающиеся состояния. Вас начинают впускать. Вам сразу начнут рассказывать, что происходит. И значительно проще становится общаться. Запомните: про прогноз нельзя! Те, кто был и спросили, наверняка видели, что врач говорит: не очень желая, говорит, что “не могу ничего сказать”. Это нужно понимать. Просто люди, врачи - люди. Точно такие же, как вы, как я. Они люди, которые готовы!
Еще один не мотивирующий, а даже успокаивающий момент. У нас реаниматологи - просто люди сумашедшие. Это спецы не просто мирового уровня, но они вообще, по-моему, одни из лучших в мире. Поэтому они очень хорошо знают, что делать. Здесь можно довериться. И ребенок, который родился, его выводят в ситуацию такого комфорта - в кавычках “внутриутробное развитие”, и дают ему дозреть и автоматизировать все процессы дыхания, пищеварения, как начал какать. В общем, чтобы все это у него включилось. И минимально дают включать сенсорные системы для того, чтобы ребенка не перенасыщать. Он должен находиться в некотором покое. И на самом деле, у нас с этим обстоит все очень хорошо.
Так что может сделать родитель в этой ситуации?
Поскольку ребенок рождается функционально незрелый, то у него снижены все рефлекторные ответы. Врожденные рефлексы снижены, могут вообще даже не вызываться.
Мог не сразу задышать. Тогда проводят реанимационные меры.
Самое главное, что может сделать родитель в этот момент, когда уже допустили, активизировать (я их про себя так шутя называю) “сжирательные” рефлексы. Это рефлекс, который обеспечивает глотание и сосание. Ребенок может быть под капельницей, или стоит зонт. Родители. которые мне звонили в это момент начинали делать простые вещи. Активизировать его надо всем. Он активизирует сферу оральной сферы. Какое упражнение? Берутся две руки, и трутся ладошки. У ребенка голова выставляется по центру, и начинает активизироваться оральная сфера. Этим вы помогли ребенку подготовиться к самостоятельной жизни.
Ну и поисковый рефлекс. Палец ко рту приложили, и ребенок начал искать. Это просто, и вы можете легко сделать, чтобы в дальнейшем ребенку помочь. И в принципе, не особенно врачи и против. Это реально живые и нужные рефлексы, которые помогают. У меня на памяти сейчас трое детей, которые после реанимационных мер и зонда, спокойно взяли грудь. Потому что родители делали такие простые, не сложные вещи.