Как массажисту развить тактильную чувствительность?
Вот всё хорошо делаю, все довольны, но моя проблема в том, что я почти не чувствую зажимы, триггерные точки, Для меня все это просто темней лес, на курсах ничего особо про это не говорили, на ютубе тоже ничего не нашла. Я уже в отчаянии, делаю массаж интуитивно, благо получается. Но всё же.



- Пару недель активной работы и всё станете чувствовать. Плюс множество литературы по триггерам, поизучайте атлас.

- Больше массировать, помню, у меня месяца через 2-3 тактильные ощущения усилились. Попробуйте делать массаж с закрытыми глазами, попробуйте "видеть и слышать" подушечками пальцев.

- Работайте, ходите к опытным массажистам на массаж, потом придёт все.

- Глаза закройте и сконцентрируйтесь на чувствительности мышц на бедре или руки. Попробуйте медленно водить, погружаться, напрягать, расслаблять. Нас так учили.

- Опыт, практика и знания. Начать с того, что знать расположения триггеров.

- Я глаза закрываю. Тогда все проходит через руки.

- А делов то! Сколько раз наблюдал "работу" иных "мастеров" - тупо давят от души тычками пальцами, пока не спазмируют этим какую попало мышцу. А у мышцы единственная реакция возможная на жесткие воздействия - Сокращение! - О!!! Нашёл!!! И начинают "выжимать триггер".
"Навыжимают" до синяка или спазма окончательного: "Вот!!! Это вам - как раз полезно!! (??). Тьфу.

- Я вот знаю расположения мышц, но не знаю названия, помню визуально. Очень легко могу нащупать место крепления мышцы. И как то сразу стала находить жировики. Почему то это само собой изначально нащупывалось.

- Чтобы научиться что- то хорошо чувствовать, для начала, нужно понять, что нужно чувствовать, то есть, понимать физиологические механизмы того, что вы называете зажимами, триггерами и т.п. К тому же, очень многое зависит и от ваших исходных анатомо- физиологических возможностей, то есть, оставшихся возможностей вашего тела к адаптации..., то есть, одно дело, когда человек начинает развивать пальпаторную грамотность в 20 лет, а другое дело, когда в 50, с наличием того, что называют артрозом, артритом и т.д. и т.п. Также, не дано хорошо чувствовать курящим, пьющим и товарищам с могучим ИМТ, как бы они не пыжились - это физиология... Сначала поучитесь искать топографические ориентиры на теле (мыщелки, бугорки, ямочки...), затем, места прикрепления каких-нибудь мышц, сосудисто-нервные пучки... Это лучше, чем просто прятать треугольники или волоски под листочками и искать их... Книгу умную открыли, посмотрели, что-то наметили для поиска, и исследуйте, пока не отыщите и не поймёте, что отыскали то, что хотели... И ищите одно и то же, на разных телах... Научитесь находить одно - начинайте искать другое... И постепенно ваши пальцы начнут лучше видеть...

- Положите волос на твёрдую поверхность и накройте листом бумаги (не зная, в какой части листа волос), нащупайте. Количество листов не ограничено.

- Просто руки нормально не поставлены, скорее всего, они у вас напряжены и за своим напряжением вы не слышите чужое.

- Возможно, недостаточно погружаетесь, работаете поверхностно.

- А когда Вы в меде учились, разве не разбирали на себе/соседе топографию и норма/патология? Не поверю, что нет.
А если после курсиков, то и нечего в "зажимы" лезть. Для классики и антицеллюлитного массажа не надо этого.

- В антицеллюлитном как раз таки надо иметь чувствительность рук. Потому что в антицеллюлитный входит массаж живота, а там очень много органов... Так же бывают кисты, фурункулы, жировики.

- Кроме Ваших жировиков, в теле еще до фига всего, что можно испортить. Они - самое меньшее. Мое мнение: чувствительность какая-то там не причем. Либо ты знаешь, что может быть под кожей, либо нет. А чтобы узнать, как раз надо учиться по-человечески. А если знаний нет, то не надо и лезть в это.



- Большинство врачей теорию знают, но на практике применять и не умеют. Так же с мед. образованием обучаются массажу, не имея чувствительность рук.

- Антицеллюлитный массаж это работа исключительно с кожей и подкожно-жировой клетчаткой, органы здесь не затрагиваются.

- Все равно, если есть камни в почках, от любого массажа они могут начать выходить. АЦ массаж живота затрагивает еще как.

- Не будут выходить, если в спокойном состоянии.

- И что, вы камни в почках во время массажа ощущаете?

- Кони, люди в кучу. Вы курсы массажа бесплатно проходили, по чувствительности или ауре отбор был? Почки с жировиками тоже там учили мять? Тогда координаты в студию! Нах учиться цать лет, практику какую-то проходить, если тут бесплатно такое образование дают.
У Вас "правов" нет, и дело не Ваше, что там дальше кожи сидит. Вам принесли справку, что здоров и гладьте попы. Что-то не ладно? Отказ и отправка в больницу. Средний мед., да и доктор мануальный худо-бедно имеет представления, что и как там под кожей, но и не в их компетенции диагнозы ставить, а тем более лечить. У каждого своя работа.

- Не ощущаю. Просто не всем делаю в этой области, обхожусь растиранием и поглаживанием, если человек говорит, что есть проблема.

- Сейчас планирую в мед. колледж бесплатно поступать. И да, анатомию я знаю из курса школьной биологии.

- Жировики я не мяла. Это раз - когда делала массаж, при разминании его нашла, указала клиентке на проблему, и в этой области на массаж не делала. Так же пропускаю родинки, прыщи. Я обучалась на обычных курсах. И не все стали после них массажистами. Я ничего не лечу и камни не вижу. Перед массажем даю анкету заполнить, если нет противопоказаний, делаю массаж, если что говорю - сходите к врачу. На первом сеансе не делаю жесткий массаж.

- Хожу на множество массажей в качестве клиентка и не вижу разницы между массажистом с мед. образованием и без. По ощущениям и массажным приемам одинаково. Впечатления производят только остеопаты и мануальщики. Я к тому, что выше девушка сказала, что при АЦ массаже не идет влияние на органы.

- Как отмассируешь 1000 человек, всё придёт.

- Работайте на худых. Начните с одной группы мышцы, например, с мышц шеи. Это проще делать, положив клиента на бок.

- Платочком глаза завяжите и полчаса поделайте массаж, используйте этот прием для развития своих способностей периодически.

- Оно или сразу есть или не будет никогда. Примерно как ощущать габариты своей машины. Учебники не помогут.

- Глупость сказал.

- Все можно развить, было бы желание. Да, больше практики, не торопиться, эргономика имеет место быть. Знание анатомии. Чаще стала сталкиваться с этой проблемой у практикующих массажистов.

- Просто делайте массаж, само придёт.

- Есть ежедневная тренировка для пальцев рук.
Например,
1. Поставьте ладони друг напротив друга. Начните шевелить пальцами на одной руке, и попробуйте ощутить "волну" на другой...
2. Мысленно представьте, что вы стоите под потоком энергии, энергия "вытекает" из ваших пальцев ладони...
Вообще, упражнений много...

УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬПАЦИЮ
Виола Фрайманн суммировала несколько очень простых начальных пунктов для развития достаточного уровня чувствительности, с которым можно начинать пальпировать живое тело.
Когда мы начинаем пальпировать ткани, рекомендует она, совершенно логичным будет, чтобы пальпация происходила в непосредственном контакте, без одежды, и второе - нам следует оставаться по возможности в расслабленном состоянии в течение всего процесса. Это важно, потому что излишнее напряжение затрудняет перцепцию.
Также очень важно, чтобы при контакте с исследуемым регионом мы использовали только необходимое и достаточное надавливание, и контакт этот должен быть достаточно неторопливым, чтобы дать обследуемой ткани время для «подстройки»:
«Калибровка», тарирование тканевого сопротивления производится посредством вашего мышечного чувства, вашего рабочего чувства. Это не просто чувство контакта, чувство прикосновения, а ощущения, извлекаемые из той работы, которая производится мышцами. Именно это и называется проприорецепцией.»
Целью последующих серий простых упражнений является начало усовершенствования навыков пальпации.

Некоторые из упражнений Фрайманн повышают чувствительность, которая требуется для очень легкой пальпации, которая нужна для того, чтобы отметить эластичность, тургор, влажность, активность сальных желез, относительную теплоту или холодность тканей и так далее.
Настоятельно рекомендуется выполнять все упражнения многократно. Это процесс, который следует рассматривать как поход за новыми открытиями.
Когда вы осознаете, насколько многое вы научились читать при помощи чувства прикосновения, вас ожидает ощущение глубочайшего удовлетворения.
Упражнение 2.1.
Рекомендуемое время выполнения - по 2-4 минуты каждой рукой.
Сядьте за стол, в идеале – деревянный и, медленно и тщательно пальпируя его верхнюю поверхность с закрытыми глазами, постарайтесь определить положение его ножек.
Будет ощущаться меньшее, или большее сопротивление пальпирующей руке/кончикам пальцев под той частью поверхности стола, где находится опора.
Упражнение 2.2.
Рекомендуемое время выполнения - по 2-4 минуты каждой рукой.
Положите монету под телефонный справочник и попробуйте отыскать ее, тщательно пальпируя верхнюю поверхность этого справочника.
Если вначале это кажется слишком трудным, начинайте с не очень толстого журнала, постепенно увеличивая толщину преграды между пальцами и монетой до тех пор, пока телефонный справочник не перестанет представлять для вас проблему.
Возможные варианты – использование для пальпации и поиска монеты различных частей кисти.
Упражнение 2.3.
Рекомендуемое время выполнения - по 2-4 минуты каждой рукой.
Положите человеческий волос под страницу телефонного справочника и попытайтесь отыскать его при помощи пальпации, глаза закрыты.
Как только это становится относительно легко, увеличьте количество страниц до 2, затем до 3 и делайте то же самое, стараясь медленно и тщательно нащупывать чуть-чуть приподнятую поверхность над местом, где находится волос.
Сколько времени вам потребуется, чтобы почувствовать волос?
Повторяйте упражнение, пока не сможете обнаруживать его быстро и легко. Возможные варианты – использование для пальпации и поиска волоса различных частей кисти.
Упражнение 2.4.
Рекомендуемое время выполнения - по 5 минут каждой рукой.
Сядьте за стол (с завязанными глазами) и попробуйте на ощупь определить различия между предметами, сделанными из разных материалов: например, дерева, пластмассы, металла, кости и глины.
Опишите то, что чувствуете – форму, температуру, фактуру поверхности, эластичность, упругость и пр.
Вызывают ли материалы органического и неорганического происхождения различные ощущения?
Опишите, какие различия вы сами заметили.
Упражнение 2.5.
Рекомендуемое время выполнения - по 5 минут каждой рукой.
Ван Ален (1964) разработал методику тренировки для улучшения восприятия того, что мы называем «плотностью» ткани. Он брал несколько брусков размером 5 Х 10 Х 46 см из очень мягкой породы дерева (сосна) и далее – по увеличению твердости (вишня, орех, клен). Он говорит следующее:
«Поглаживание пальцами таких брусков обнаруживало различия плотности и оказалось хорошим упражнением для развития тактильной чувствительности. В некоторых брусках я просверлил горизонтально с торцов отверстия диаметром 1,9 см., в нижней части, на половине высоты бруска, и на расстоянии 0,6 см. от верхней поверхности, затем залил отверстия свинцом и выровнял из заподлицо плотницким молотком с круглым бойком. Со стороны верхней поверхности бруски казались совершенно одинаковыми, с освинцованными торцами, какие-то с одной стороны, какие-то – с другой. Для большинства наблюдателей не составило большой трудности сказать, после того, как они погладили пальцами бруски, где находится свинец. Однако остеопаты сильно различались по уровню возможностей: некоторые находили различия, один раз проведя пальцами по бруску, другим требовалось много попыток.»
Те, которые проходили такое «тест» лучше, были практикующими врачами, известными своим пальпаторным мастерством.
Точное воспроизведение брусков Ван Аллена, со свинцом и всем прочим, может быть довольно затруднительным, однако достать бруски одинаковых размеров, но с различной плотностью достаточно несложно; в школах мануальной терапии должны быть большие наборы таких пособий для студентов, которые должны пальпировать и оценивать их характеристики.
Упражнение 2.6.
Рекомендуемое время выполнения - по 5 минут каждой рукой.
Митчелл рекомендует разные способы выполнения базовых упражнений на пальпацию. Он рекомендует студентам разбиться на пары и пальпировать различные предметы (невидимые для студента, который выполняет упражнение), находящиеся в ящике (или мешке) с отверстием, через которое можно просунуть руку.
Митчелл рекомендует использовать такой «черный ящик» на первой стадии обучения для оценки температуры, фактуры, толщины, влажности, напряжения или твердости, формы (стереоскопическое восприятие), положения, проприорецепции, размеров, двигательной проприорецепции и так далее.
Рука пальпирует скрытый предмет (сделанный из пластмассы, кости, металла, дерева, керамики, стекла и т.д.), студент при этом поясняет, из какого материала он сделан, что это за предмет, и только после описания предмет достают из ящика (мешка).
Упражнение 2.7.
Рекомендуемое время выполнения - по 5-10 минут каждой рукой.
Дальнейшее усовершенствование «черного ящика», предложенного Митчеллом, для повышения дифференциальных способностей может включать в себя наполнение ящика предметами не только сделанными из разных материалов, как то: резины, пластмассы, де-рева, металла, и пр., но и различной плотности и консистенции.
При пальпации следует определять как сам материал, так и его толщину, плотность, консистенцию, затем результаты обсуждаются.
Материалы могут различаться еще по степени грубости фактуры, например, можно взять наждачную бумагу разной зернистости, а могут быть покрыты пенистым пластиком разной толщины. Таким образом разнообразие вариантов для отработки мастерства пальпации можно разнообразить почти до бесконечности: «Можно накладывать друг на друга материалы с различным натяжением и разной степени жесткости. Например, соматические мягкие ткани, покрывающие кость, можно симулировать наслоением пенистого материала, листовой резины и виниловой ткани».
Таким образом создается тренажер с различными степенями напряжения и натяжения, говорит Митчелл, который может симулировать мышечный спазм, фиброзные изменения, отек и костные структуры, которые чувствуются через мягкую ткань разной толщины: «Можно ожидать, что обучение на подобного рода тренажерах увеличит уверенность студентов в собственных способностях ощущать разницу между спазмированной мышцей и костью, или между гипертрофированной мышцей и мышечной контрактурой».
Упражнение 2.8.
Рекомендуемое время выполнения - 5-7 минут обеими руками.
По рекомендации Фрайманн, следующей задачей является смена инструментария: то есть повышение способности студентов изучать анатомию, используя вместо глаз руки. Вот упражнение, которое она рекомендует.
Студент сидит с закрытыми или завязанными глазами и пальпирует одну из костей черепа, или, если он незнаком со структурами черепа, любую другую, натуральную, или сделанную из пластмассы.
Следует прочувствовать все суставные структуры и описать их достаточно подробно (кость в идеале должен держать партнер, а описание – желательно записывать на магнито-фон для последующей самооценки, когда тот же объект, или кость будут изучаться уже с открытыми глазами).
Кость следует назвать, правильно расположить и рассмотреть отдельные ее признаки. Если вы новичок и только начали изучать строение черепа, это – отличный обучающий метод для ознакомления с его уникальными качествами.
При пальпации кости вы должны задавать следующие вопросы:
• Какова природа данного объекта, он сделан из пластмассы, или это кость?
• Какие различия в ощущениях возникают при пальпации кости и пластмассового муляжа?
Кость, хоть уже и не живая, обладает некоторой податливостью при нажатии, чего ни-когда не наблюдается с пластмассой; пластмассовый муляж, кроме того, никогда не будет обладать той детализацией соединительного шва, которая характерна для настоящей кости.
Осторожное ощупывание пальцами невидимого предмета позволяет точно определить его форму, и когда анатомическое строение достаточно хорошо понято, можно уже говорить о названиях и расположении.
Весть процесс пальпации значительно облегчается, говорит Фрайманн, если руки держать таким образом, чтобы кисти и пальцы не чувствовали их веса.
"Искусство пальпации", Леон Чейтоу

- Атлас триггерных точек, вам в помощь, я думаю, вам будет интересно.

- А мне страшно после отпуска, руки ничего не чувствуют, пройдёт день, другой и Да! Чувствительность вернулась. Слушать тело нужно и слышать, а откуда это берётся?

- Учеба, практика, терпение, старание и снова учеба, практика и т.д.

- У нас в универе была чудная преподаватель. Ей можно было сдать практику, только если принесешь 200 штук лепнины из пластилина. Но не больше ногтя мизинца. А еще месили тесто и потом туда горошки добавляли. Долго и нудно. Как раз для развития чувствительности.

- Автор, положите разные предметы,- монетку, скрепку иголку, кусочек ниточки. Накройте их одним или двумя листами бумаги. И начитайте развивать пальпацию, трогая предметы под листами, и увеличивая количество листов, а еще предметы клали под листы ваши родственники, так чтобы вы не видели. А ваша задача найти эти предметы, прощупывая через листы бумаги. Это техники из остеопатии.
Пользуюсь уже второй год, нахожу гипертоничные мышцы, и триггерные точки в мышцах, обычным скольжением по кожному покрову.

- Отчасти вы не там ищите. При т. н. зажимах добрую половину проблем (источник) вы не сможете взять в руки (как то позвоночник или некоторые нервы). Скорее всего, вы сталкиваетесь с гипетонусом мышц, с чем и работаете. Гипертонус виден, и порой не плохо.
Болевые точки найти тоже не трудно, не поленитесь и методом тыка пройдитесь по зонам, с которыми работаете, клиенты сами, в конце концов, покажут.

- Хожу на хороший качественный массаж к опытному массажисту, такое ощущение, что у него глаза на пальцах – такая удивительная тактильная чувствительность. Наверное, это один из факторов, почему получаются такие впечатляющие результаты после каждого сеанса.



Массаж в Москве http://www.krasotulya.ru/news/detail.php?ID=2449
Массаж в СПб http://www.krasotulya.ru/news/detail.php?ID=1373
Наша группа ВКонтакте https://vk.com/public18164396 (видео отзывы, статьи и другое)
Приходите к нам на массаж!! Валентин Денисов-Мельников и Юлия - известные массажисты, телесные терапевты, медицинские психологи