Потреблядство - новая болезнь общества
"Потреблятство" - в английском оригинале "affluenza", что звучит, конечно, не так жестко и для обозначения социального феномена отсылает к метафоре, заимствованной из биологии: нечто заразное, вирус, болезнь как наркотическая зависимость человека, живущего (существующего?) в "матрице" постиндустриальной цивилизации, от процесса потребления совершенно ненужных ему для выживания товаров и услуг.
Это не новая проблема, но Америка - первая страна, где "affluenza" приобрела характер национальной эпидемии. Книга построена целиком на американском материале и оттого вдвойне интересна, потому как не судить же нам об Америке (и, значит, о том, что угрожает нам в будущем) из политически ангажированных масс-медиа (см. книгу "Медиавирус!") и голливудского синематографа!"
Яков Шустов на сайте "Глобальная альтернатива" (Интернет-журнал при Институте Проблем Глобализации):
"Современный глобалисткий империализм использует вирус синдрома «потреблятсва» как биологическое оружие. Внедрение «американского образа жизни», основанного на эскалации потребления - обязательная составляющая происходящих сегодня глобализационных процессов. Легко покорить страну, жители которой думают только о наживе и об удовлетворении своих прихотей. Бусы, зеркала и виски были в руках колониалистов оружием не менее действенным, чем ружья.
О симптомах «потреблятсва» и о том, что это весьма опасная, сродни чуме, болезнь, еще в позапрошлом веке говорил антиглобалист «прямого действия», индейский вождь Татанка Йотанка (Сидящий Бык). «Любовь к собственности - это болезнь, которой они (бледнолицые) заражены».
Потреблядство - потреблять - потребитель - потребительство.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Официальное определение потребителя. Из этого официального определения вытекает понятие "потребительство". Вроде всё хорошо, красиво, вежливо, культурно...
Но пойдём в другую сторону. "Потребитель" образовано от слова "потреблять"...
Нажмём паузу и проанализируем.
Я всё сильнее и сильнее вижу, что в общество действительно впихивается культура потребления, что некто (Хэнк?) стремится сделать из общества толпу неразумных потребителей.
Вы только посмотрите:
- За последние несколько лет в городе выросло гигантское число торгово-развлекательных центров и магазинов. И несмотря на количество оных, количество потребителей в них тоже постоянно увеличивается... Внутри полно мяса. Снаружи все парковки завалены машинами (но это отдельная тема). И откуда они (потребители) берутся то? У меня явное чувство, что большинство из них уже живут в этих центрах.
- Является очевидным то, что везде открыто (или закрыто) пропагандируется эта мерзкая культура потребителя (если это вообще можно назвать культурой). Один из очень хороших примеров - сильная популяризация понятия "шоппинг" вплоть до идей назвать это спортом. Везде реклама и лозунги, связанные с "шоппингом" и говорящие, что "шоппинг - это круто". Сегодня видел рекламку: 29 марта - день потребителя (в каком-то центре). Опять же привлечение толпы делать покупки и намекание: "Ну что, потребители сраные, вы ж потребители, а ну быстро делать покупки!"
Что такое современный потребитель?
Определение, данное выше, не подходит. Это херня какая-то.
Современный потребитель - это уложившийся принцип мышления... Нет, не мышление. Это программа, принцип жизни... Это особое понимание окружающего мира:
а) Всё можно купить за деньги.
б) Чем больше денег, тем больше ты можешь купить (вариант: если денег бесконечно много, то можно покупать, покупать, покупать... покупать... до бесконечности).
в) Если что-то сломалось или что-то не могу использовать (даже по собственной тупости) или что-то не нравится, то это можно выбросить и купить новое/другое. При чём бесконечное число раз.
Наиболее яркими пунктами являются а) и в).
Деньги правят миром. Чем больше денег, тем ты круче. Следовательно нужно любыми способами заработать деньги, чтобы потом их потратить. И так по бесконечному циклу. Вот программа потребителя.
У потребителя нет осознания того, что ресурсы (из которых делаются продаваемые товары) не бесконечны. Он не понимает этого. Это как в фильме Плезантвиль (грубая цитата, по памяти):
- А что же дальше, за пределами города?
- Там конец главной улицы.
- А за ней?
- Улица заканчивается и всё.
- Дак а за ней то что?
- *глупый взгляд* Я не понимаю тебя.
Если им скажешь, что ресурсы не бесконечны и что они не смогут делать покупки всегда. У них будет тупое лицо и отдалённая мысль в башке: это как?
Очень неприятно отношение к вещам/предметам. Почему-то считается, что если предмет дешёвый, значит его в любой момент можно купить, значит его можно беспричинно ломать, без жалости выбрасывать, с лёгкостью терять. Очень грустно видеть валяющиеся на полу в аудиториях ручки и абсолютно чистые листы бумаги. При чём ручки всегда целые (не сломаные) и пишушие (чернила ещё есть), а по бумаге какой-то гавнюк уже успел оставить свой след грязной подошвы.
Всё основано на потреблении... неразумном потреблении, поглощении, пожирании...
Постепенно исчезает понятие "рациональное ресурсопотребление", несмотря на частое упоминание на чём-либо, связанном с экологией (например на лекция по Экологии упоминали его). Все стремятся поместить и удерживать свою задницу на тёплом месте.
Теперь я понял, откуда взялось понятие потреблядство. Это не мирное, культурное, спокойное "потребительство". Это мерзкое, отвратительное, гадкое, неразумное, разрышающее, тупое потреблядство. И именно потреблядство захватывает современное общество. А его представителей смело можно называть потреблядями!
Сергей Поляков, "Потребитель-i"
Пы Сы Не такая уж и новая болезнь, если вспомнить древних римлян, которые на пираз объедались, а потом вызывали рвоту, чтобы поесть еще.