Генри Форд был вегетарианцем и верил в реинкарнацию
Поскольку в российском обществе сейчас всё больше утверждаются принципы свободы, люди должны научиться правильно с ней обращаться.
Со свободой приходит ответственность. Люди должны знать, что такое истинные ценности духовной жизни, иначе общество будет предоставлять свободу людям, не имеющим представления о том, как нужно себя вести. Реальная опасность для России заключается в том, что это происходит на всех уровнях и во всех областях.
Материальный прогресс без духовного развития опасен. Мой прадед Генри Форд ясно осознавал, что своим успехом он был обязан Высшему Источнику, и поэтому старался использовать богатство во благо всем. Вот почему он проводил так много социальных программ. Это - совершенная философия бизнеса. Современным бизнесменам было бы неплохо поучиться этому, иначе плоды экономического развития окажутся горькими. Если руководители игнорируют духовные ценности, то бизнес очень скоро пропитывается мелочностью и жадностью, что ведёт к преступлениям. Мне это настолько понятно, что в своей жизни я поставил духовность на первое место. Этим я продолжаю семейную традицию, идущую от моего прадеда, потому что именно он подтолкнул меня искать совершенную систему отношения к миру.
В 37-летнем возрасте мой прадед прочитал книгу Орландо Смита "Короткие ответы на вопросы, имеющие отношения к судьбе человека". С этого у него и начался интерес к Востоку, духовной культуре и философии. Он даже пригласил приехавшего из Индии садху (святого монаха) к себе в Дирборн и подолгу беседовал с ним. Ведическая философия оказала на него такое же влияние, как примерно в то же время - на Льва Толстого. Видимо, тогда и возникла брошюра о реинкарнации, которую Форд раздавал каждому, кто бы ни побывал у него на предприятии. Мой прадед верил, что душа, воплощаясь в разных телах, проживает бесконечное множество жизней. Он так же придерживался вегетарианства, готовя себя, таким образом, к следующей жизни. Своё изобретение конвейерной сборки он объяснял опытом, приобретённым в прошлых рождениях. Он говорил: "Из жизни в жизнь Вы приобретаете всё новые и новые навыки, перенося их с собой в очередное тело, и таким образом, достигаете совершенства".
Секрет Генри Форда кроется не столько в созданной им конвейерной ленте, сколько в человечном отношении к ближнему. Он был твердо убеждён в живой и действенной силе честности и справедливости в сфере индустрии.
Отход от этих принципов, как он справедливо полагал, ни к чему хорошему не приведёт. Счастье достигается только честно, в соответствии с высшими законами природы. Человеческое несчастье состоит в попытках свернуть с этого пути. Так он формулировал своё понимание закона кармы - воздаяния за хорошие и плохие поступки.
Генри искренне считал, что "рыночная экономика должна иметь человеческое лицо". Он не только наживал огромные капиталы и расширял производство, но и строил больницы, отрывал богоугодные заведения, развивал социальную инфраструктуру, заботился о своих рабочих и был убеждён в том, что они живут не ради сборки машин, а ради духовных целей. Будучи деликатным человеком, он никому не навязывал своих взглядов, но сам твёрдо их придерживался. Поэтому нередко доходило до конфликтов и расколов с компаньонами: они, увлечённые сиюминутными барышами, упорно отказывались тратить деньги на "призрачные эксперименты Форда". Его социальные программы подавались многими как "чудачество" или "коварство" капиталиста. В начале 1914 года мой прадед произвёл, как он говорил, "величайшую революцию в сфере вознаграждения рабочих".
Рабочий день на его предприятиях был сокращён с 9 до 8 часов, а минимальная заработная плата была повышена в два раза - до 5 долларов в день, что в два раза превышало среднюю заработную плату по стране. (В то время автомобили, выпускаемые на нашем предприятии, стоили 360 долларов). Газеты осудили Форда как "красного миллиардера", назвав его поступок "ошибкой, если не преступлением". Но результатом этого было превращение рабочих из бедняков в средний класс. Похоже, что его понял только коммунист Джон Рид, автор бестселлера "Десять дней, которые потрясли мир". Он писал, что "В Форде мы видим настоящее лицо Америки-сельской, заряженной неиссякаемой энергией, мягкой и идеалистичной".
В действительности, многие его "чудачества" были следствием духовных воззрений. Например, его акция "Корабль мира" была стремлением прекратить насилие в ходе Первой Мировой войны, чреватой гибелью многих и многих людей. Пресса воспринимала как странность "социальные премии", заботу о здоровье рабочих и их семей, борьбу с пьянством. Сотрудники социального отдела компании с блокнотом и карандашом в руках обходили семьи рабочих и интересовались их жизнью, помогали в приобретении автомашин, домов и даже лечили. Будучи хорошими психологами, они давали дельные советы, вникая в самые сложные проблемы сотрудников предприятия. Форд ежегодно выделял 10 миллионов долларов для того, чтобы помочь рабочим обзавестись домом и автомашиной.
Мой прадед не только поддерживал благосостояние рабочих, но даже платил деньги за их личное совершенствование: непьющего и ведущего здоровый образ жизни рабочего раз в две недели ожидала награда в виде чека на сумму от 25 до 70 долларов. Он считал необходимостью пробудить в каждом человеке ответственность не только за самого себя, но и за окружающих, что способствовало оздоровлению всего общества. Мы стараемся следовать этим традициям, поскольку они являются залогом нашего дальнейшего благополучия. Так же, как и мой прадед, я придерживаюсь ведической концепции мировоззрения, но вегетарианцем стал ещё раньше. Изучая в колледже историю восточных религий, я пришёл к выводу, что недопустимо убивать животных и отказался от мясоедения. Моя жена - тоже вегетарианка, она из Индии. Наши дети - вегетарианцы с самого рождения, и я считаю, что это очень помогает в их интеллектуальном развитии.
Познакомившись с философией Вед, я полностью изменил свое мировосприятие. До этого я был поглощён только собой и не очень - то разбирался в том, что происходит вокруг. Теперь я глубоко убеждён, что жизнь современного общества должна соотноситься с духовной мудростью древних цивилизаций. Технический прогресс без духовного развития может привести к полному уничтожению человечества. Моим главным пониманием жизни является то, что всё сущее принадлежит Богу, и, только лишь служа Ему, можно стать счастливым - как в этой жизни, так и навечно.
Чувство ответственности для любого предпринимателя актуально сегодня, как никогда. Я надеюсь, что россияне смогут правильно воспользоваться предоставленной им свободой. Наша семья много сделала для России. С именем Генри Форда связано возникновение тракторной промышленности в СССР. Он всегда относился благожелательно к вашей стране, предсказывая ей блестящее будущее, поскольку она "обладает прекрасными людьми и огромными ресурсами".
Альфред Форд (наследник компании "Форд моторс")
Источник: govegetarian.ru/site.aspx?IID=476889&SECTIONID=472439
Американцы могут забыть имя своего президента, но название своего автомобиля они будут помнить всегда. Жизнь Генри Форда была подчинена одной идее. Он терпел поражения, сносил насмешки, боролся с интригами. Но он добился всего, о чём мечтал. Генри Форд создал универсальный автомобиль и стал миллиардером. Он всю жизнь прожил со своей женой Генри Форд I в юности Кларой, которая верила в него и всегда поддерживала. Когда его спросили, хотел бы он прожить жизнь ещё раз, Форд ответил: "Только если можно снова жениться на Кларе". По его биографии можно снимать голливудский фильм.
Он родился в семье американского фермера недалеко от Дирборна в Мичигане. Семья была небогата, отец целыми днями трудился в поле. Как-то двенадцатилетний Генри с родителями отправился в Детройт и впервые увидел экипаж с мотором - локомобиль. Телега без лошади произвела на смышлёного мальчика сильное впечатление. Котёл топили углём, локомобиль еле тащился по сельской дороге и остановился, чтобы пропустить повозку Фордов . Пока правивший лошадями отец пытался проехать, Генри заговорил с машинистом. Тот страшно гордился своим агрегатом, поэтому стал показывать, как снимается цепь с движущегося колеса и как надевается приводной ремень.
С этого дня Генри целыми днями пытался сконструировать движущийся механизм. Его игрушками стали инструменты, его карманы были набиты гайками, а после того, как родители подарили Генри часы, он разобрал их и собрал снова. В 15 лет Генри чинил сломанные часы соседям и из всякого хлама собирал простейшие механизмы. Школу он не закончил. "Из книг нельзя научиться ничему практическому - машина для техника то же, что книги для писателя, и настоящий техник должен был бы, собственно, знать, как изготовляется все. Отсюда он почерпнёт идеи, и раз у него голова на плечах, он постарается применить их", напишет впоследствии Генри Форд .
В 1887 Генри Форд сконструировал модель двигателя. Для этого ему пришлось (как в детстве) разобрать попавший к нему в мастерскую настоящий двигатель и разобраться, что там к чему. Чтобы продолжать свои эксперименты, Форд вернулся на ферму - но не пахать, а устроить в сарае мастерскую. Отец предложил Генри 40 акров леса, если тот бросит ковыряться в машинах . Генри схитрил: он согласился, устроил лесопилку, женился. Но всё свободное время проводил в мастерской. Он прочитал кучу книг по механике, конструировал двигатели, пытался приспособить моторчик к велосипеду. Но одному на ферме дальше продвинуться было невозможно, а тут Форду предложили место инженера и механика в Детройтской электрической компании с зарплатой 45 долларов в месяц.
Новые коллеги посмеивались над ним и пытались втолковать, что будущее за электричеством. Тогда-то Форд в первый раз встретился с Томасом Эдисоном, рассказал ему о своей работе и поделился сомнениями. Эдисон заинтересовался: "Всякий легковесный двигатель, который способен развивать большее число лошадиных сил и не нуждается ни в каком особенном источнике силы, имеет будущее. Мы не знаем, чего можно достигнуть при помощи электричества, но я полагаю, что оно не всемогуще. Продолжайте работу над вашей машиной . Если вы достигнете цели, которую себе поставили, то я вам предсказываю большое будущее". Теперь уже никто не мог его переубедить. Надо продолжать работать. Ведь кроме преданной жены в него поверил и сам Томас Эдисон.
Он считал , что тяжёлые автомобили - для единиц. Паровоз, танк или трактор не могут пользоваться массовым спросом. Впрочем, если бы сейчас Генри Форд увидел Ford Expedition, он , возможно, пересмотрел бы свои взгляды. Но Форд верил, что массовый продукт должен быть лёгким и доступным: "Лишний вес столь же бессмыслен в любом предмете, как значок на кучерской шляпе, - пожалуй, ещё бессмысленнее. Значок может, в конце концов, служить для опознания, в то время как лишний вес означает только лишнюю трату сил".
Хотя к этому времени его уже повысили до первого инженера с месячным окладом в 125 долларов, опыты с автомобилем встречали со стороны директора не больше сочувствия, чем прежде его влечение к механике со стороны отца. "У меня в ушах ещё звучат его слова: "Электричество - да, ему принадлежит будущее. Но газ?! Нет!", - припомнит потом Форд . Компания предложила Форду высокий пост при условии, что он бросит заниматься ерундой и посвятит себя наконец настоящему делу. Форд выбрал автомобиль. 15 августа 1899 года он отказался от службы, чтобы посвятить себя автомобильному делу.
Тут же нашлись сметливые компаньоны, предложившие Форду создать Детройтскую автомобильную компанию (Detroit Automobile Company) для производства гоночных машин - другого применения для автомобилей они тогда не видели. Форд пытался отстаивать идеи массового производства, но остался в одиночестве. "У всех была одна мысль: набирать заказы и продавать как можно дороже. Главное было - нажить деньги. Так как я на своём посту инженера не имел никакого влияния, то скоро понял, что новая компания была не подходящим средством для осуществления моих идей, а исключительно лишь денежным предприятием, которое приносило, к тому же, мало денег". В марте 1902 он покинул свой пост и твёрдо решил никогда больше не занимать зависимого положения.
Своё предприятие Форд организовал уже так, как хотел. Он выбрал лозунг: "Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам". Приоритет - продукт, простой, надёжный, лёгкий, дешёвый, массовый. С самого начала Форд создавал не автомобиль для богатых, а автомобиль для всех. Он избегал роскошной отделки, мало заботился о престижности марки. Финансовых принципов было три. Форд не привлекал в компанию чужих капиталов, покупал только за наличные, всю прибыль вкладывал опять в производство. Форд считал , что на дивиденды имеют право только те, кто участвовали в создании продукта, в самой работе. Все усилия этой работы были направлены на разработку универсальной модели автомобиля.
И в одно прекрасное утро 1909 Форд объявил, что в будущем будет выпускать лишь одну модель - "Т", и что все машины будут иметь одинаковые шасси. Форд заявил: "Каждый покупатель может получить " Форд-Т " любого цвета, при условии, что этот цвет будет чёрный". В своём заявлении Форд пытался изменить представление об автомобиле как об увеселительном экипаже. "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения", - впоследствии спародировал Остап Бендер принцип Генри Форда . Но главное, Форд верил в возможность массовой продажи автомобилей в то время, когда к покупке машины относились так, как сейчас относятся к покупке самолёта. "Я намерен построить автомобиль для широкого употребления. Он будет достаточно велик, чтобы в нём поместилась целая семья, но и достаточно мал, чтобы один человек мог управлять им . Он будет сделан из наилучшего материала, построен первоклассными рабочими и сконструирован по самым простым методам, какие только возможны в современной технике. Несмотря на это, цена будет такая низкая, что всякий человек, получающий приличное содержание, сможет приобрести себе автомобиль, чтобы наслаждаться со своей семьёй отдыхом на вольном, чистом воздухе", - говорилось в заявлении Форда .
В идеал легко верят, пока он недоступен. Идеал осязаемый вызывает подозрение. Все считали , что нельзя что-то делать хорошо, а продавать дёшево, что хороший автомобиль вообще нельзя изготовить за низкую цену - да и вообще, целесообразно ли строить дешёвые автомобили, когда их покупали только богатые? Говорили: "Если Форд сделает так, как сказал, через шесть месяцев ему крышка". Над Фордом смеялись, называли его предприятие "величайшей фабрикой консервных банок", модель-Т в народе ласково окрестили "жестянкой Лиззи". Запчасти для "Лиззи" стоили так дёшево, что выгоднее было купить новые, чем чинить старые. Чтобы продавать много, необходимо было не только снижать цены на автомобиль, но и убедить покупателя в качестве автомобиля. На заре автомобильной индустрии на продажу автомобиля смотрели как на выгодную операцию. Получали с покупателя деньги, комиссионер зарабатывал свои проценты и сразу забывал о чудаке, купившем себе дорогую игрушку. Каждый владелец автомобиля считался богатым человеком, которого стоило поприжать. "Мы не могли позволить, чтобы наш сбыт стеснялся глупыми головорезами", - объявил Форд . Его бесило, когда "на недовольного покупателя смотрели не как на человека, доверием которого злоупотребляли, а как на весьма надоедливую особу, или как на объект эксплуатации, из которого можно снова выжать деньги, приводя в порядок работу, которую с самого начала нужно было бы сделать как следует. Так, например, весьма мало интересовались дальнейшей судьбой автомобиля после продажи: сколько бензина он расходовал, какова была его настоящая мощность. Если он не годился и нужно было заменить отдельные части, - тем хуже было для владельца. Считали себя вправе продавать отдельные части как можно дороже, исходя из теории, что данное лицо, купив целый автомобиль, должно иметь части во что бы то ни стало, а потому готово хорошо заплатить за них".
Политика Форда , ориентировавшегося на массовые продажи, была другой: "Кто приобрёл наш автомобиль, имел в моих глазах право на постоянное пользование им . Поэтому, если случалась поломка, нашей обязанностью было позаботиться о том, чтобы экипаж как можно скорее был опять пригоден к употреблению". Этот принцип услуги был решающим для успеха Форда .
Конкуренты заволновались. В 1908 Детройтская ассоциация автопроизводителей, напуганная шумными заявлениями Форда о создании дешёвого автомобиля, попыталась затащить Форда к себе для контроля цен и размеров производства. Они исходили из предположения, что рынок для сбыта автомобилей ограничен, поэтому необходимо монополизировать дело. 15 сентября 1909 Форд проигрывает суд на формальном основании: некий Зельден ещё в 1879 запатентовал "движущуюся тележку", не имевшую ничего общего с автомобилями Форда . Однако синдикат автопроизводителей, опираясь на тот патент, пытался подмять под себя производство всех американских автомобилей. После суда противники Форда распространяли слухи, что покупка автомобилей Форда является уголовным преступлением, и каждый покупатель подвергается риску быть арестованным.
Ответный ход Форда демонстрировал уверенность в победе. Он напечатал во всех влиятельных газетах объявление: "Доводим до сведения тех покупателей, у которых под влиянием предпринятой нашими противниками агитации возникают какие-либо сомнения, что мы готовы выдать каждому отдельному покупателю облигацию, гарантированную особым фондом в 12 миллионов долларов, так что каждый покупатель обеспечен от каких-либо случайностей, подготовляемых теми, кто стремится завладеть нашим производством и монополизировать его . Указанную облигацию вы можете получить по первому требованию. Поэтому не соглашайтесь покупать изделия более низкого качества по безумно высоким ценам на основании тех слухов, которые распространяет почтенная компания наших врагов". Лучшей рекламы невозможно было придумать. Ничто не способствовало большей известности Форда , чем тот процесс. В течение года Форд продал более восемнадцати тысяч машин , и только 50 покупателей потребовали облигации. Был проигран суд против Ассоциации автопроизводителей, но выиграно доверие покупателей. В 1911 новый суд пересмотрел решение в пользу Форда . "Время, которое тратится на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу", - заявлял Форд . Он каждый год снижал стоимость "жестянки" и в 1927 торжественно выехал с завода на пятнадцатимиллионном автомобиле " Форд-Т ", который за 19 лет мало изменился. Как не менялись и принципы Генри Форда .
При наборе новых сотрудников Форд категорически был против приёма "компетентных лиц". За это его все время обвиняли в необразованности. Как-то Генри Форд обиделся на чикагскую газету за слово "невежественный" и подал в суд. Адвокат газеты решил продемонстрировать суду невежество Форда и задал ему вопрос: "Сколько солдат было послано Британией в Америку, чтобы подавить восстание 1776 года?" Форд не растерялся: "Я не знаю, сколько именно солдат было послано, но уверен, что домой вернулось значительно меньше". Потом он показал пальцем на адвоката и сказал: "Если бы мне на самом деле нужно было ответить на ваши дурацкие вопросы, то мне стоит только нажать на нужную кнопку у себя в кабинете, как в моём распоряжении будут специалисты, способные ответить на любой вопрос. Почему я должен забивать свою голову глупостями, чтобы доказать, что могу ответить на любой вопрос?"
Хотя сам объявлял, что никогда не возьмёт на работу специалиста. "Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе", - язвительно заявлял Форд и безжалостно увольнял всех, кто только мог вообразить себя "экспертом". Только что-то сделавший своими руками мог быть достоин уважения Форда . Он считал , что каждый должен начинать с нижней ступени рабочей лестницы. Старый опыт и прошлое новых сотрудников в расчёт не принималось. "Мы никогда не спрашиваем о прошлом человека, ищущего у нас работу, - мы принимаем ведь не прошлое, а человека. Если он сидел в тюрьме, то нет оснований предполагать, что он снова попадёт в неё. Я думаю, напротив, что, если только ему дать возможность , он будет особенно стараться не попасть в нее снова. Наше бюро служащих никому поэтому не отказывает на основании его прежнего образа жизни - выходит ли он из Гарварда или из тюрьмы Синг-Синг, нам все равно; мы даже не спрашиваем об этом. Он должен иметь только одно: желание работать. Если этого нет, то, по всей вероятности, он не будет добиваться места у нас, ибо вообще довольно хорошо известно, что у Форда занимаются делом".
Форд полагал, что на его фабрике каждый в конце концов попадает туда, куда заслуживает. Что волна вынесет способного человека на место, принадлежащее ему по праву. "То, что для него нет "свободных" постов, не является препятствием, так как у нас, собственно говоря, нет никаких "постов", - писал Форд . - Наши лучшие работники сами создают себе место. Назначение не связано ни с какими формальностями; данное лицо сразу оказывается при новом деле и получает новое вознаграждение". Руководитель фабрики начал с машиниста. Директор крупного предприятия в Ривер-Руже был принят изготовителем образцов. Руководитель одного из важных отделов начинал уборщиком мусора.
В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. "Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль", - подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим , а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 Форд запустил конвейер. Рабочий , который вгонял болт, не завинчивал одновременно гайку; кто ставил гайку, не завинчивал ее накрепко. Никто из рабочих ничего не поднимал и не перетаскивал.
12 января 1914 Форд устанавливает размер минимальной оплаты труда в 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя в отрасли!) и сокращает рабочий день до восьми часов. "Честолюбие каждого работодателя должно было бы заключаться в том, чтобы платить более высокие ставки, чем все его конкуренты, а стремление рабочих - в том, чтобы практически облегчить осуществление этого честолюбия", - обосновал Форд своё решение. Одновременно он проводит политику использования труда инвалидов, которым платит столько же, сколько здоровым рабочим . Выгода заключалась в другом: к однообразию конвейерной работы инвалиды были подготовлены лучше, ведь квалификации никакой не требовалось. Так, слепой был приставлен к складу, чтобы подсчитывать винты и гайки, предназначенные для отправки в филиалы. Двое здоровых людей были заняты той же работой. Через два дня начальник мастерской попросил назначить обоим здоровым другую работу, так как слепой был в состоянии вместе со своей работой выполнять обязанности и двух других.
"Работодатель никогда ничего не выиграет, если произведёт смотр своим служащим и поставит себе вопрос: "Насколько я могу понизить их плату?" Столь же мало пользы рабочему , когда он грозит предпринимателю кулаком и спрашивает: "Сколько я могу выжать у вас?" В последнем счете, обе стороны должны держаться предприятия и задавать себе вопрос: "Как можно помочь данной индустрии достигнуть плодотворного и обеспеченного существования, чтобы она дала нам всем обеспеченное и комфортабельное существование?" - Форд настаивал, что компаньонами промышленника являются не держатели акций, а создатели продукта. С января 1914 года он оповестил рабочих о плане их участия в прибылях.
Форд считал , что прибыль принадлежит трем группам: во-первых - предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых - рабочим , при помощи которых создается прибыль; в-третьих, до известной степени, - так же и обществу. Цветущее предприятие доставляет прибыль всем трем участникам - организатору, производителям и покупателю. По мнению Форда , ответственность руководителя заключается в заботе о том, чтобы подчиненный ему персонал имел возможность создать себе порядочное существование. Другими словами, иметь возможность покупать автомобили Форда . Это был первый шаг к формированию класса синих воротничков.
"Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем методе - мозга и еще раз мозга! Работайте лучше, чем прежде, только таким путем можно оказать помощь и услугу для всех стран. Этого можно достигнуть всегда", - призывал Форд . К его заявлениям относились недоверчиво, однако они не были просто рекламным трюком. В один год прибыль настолько превысила ожидания, что Форд добровольно вернул каждому купившему автомобиль по 50 долларов: "Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму".
Принцип Форда был другим: каждая часть автомобиля должна быть сменной, чтобы, если понадобится, ее можно было заменить более современной. Доброкачественная машина должна быть так же долговечна, как хорошие часы. Пусть автомобиль Форда был однообразный, зато надежный. Акционеры взбунтовались. Генри Форд , чтобы усыпить их бдительность, ушел в отставку и передал управление своему сыну Эдселу. Тем временем сам начал скупать акции и очень скоро к имевшемуся в его распоряжении 51% добавил остальные 49%. Акционеров как таковых не осталось. Платить дивиденды было некому. Заведовать финансами Форд поставил Эдсела, а сам продолжил единолично руководить производством. Политика осталась без изменений: лучше продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.
Как удалось Форду скупить акции на сумму почти в 60 млн долларов? Он открыл новый способ тратить меньше денег в предприятии - путём ускорения оборота. 1 января он имел в своём распоряжении 20 млн долларов наличными (помните, что Форд признавал только наличные?!), а 1 апреля - уже 87 млн долларов, на 27 млн больше, чем было необходимо для погашения долга за акции. Он распродал всё имущество, не имевшее отношения к производству, - получил 24 700 000 долларов, еще 3 млн выручил за зарубежное производство. Купил железную дорогу, чтобы меньше терять на перевозках, - выигрыш составил 28 млн. Продажа военных займов и побочных продуктов принесла 11 600 000. В итоге - 87 300 000.
"Если бы мы приняли заём, - писал Форд , - наше стремление к удешевлению методов производства не осуществилось бы. Если бы мы получили деньги под 6%, а, включая комиссионные деньги и так далее, пришлось бы платить больше, то одни проценты при ежегодном производстве в 500 000 автомобилей составили бы надбавку в 4 доллара на автомобиль. Одним словом, мы вместо лучшего производства приобрели бы только тяжелый долг. Наши автомобили стоили бы приблизительно на 100 долларов дороже, чем сейчас, наше производство вместе с тем сократилось бы, потому что ведь и круг покупателей сократился бы тоже".
В 1920, продав всё, что не имело отношения к автомобилестроению, Форд провёл реконструкцию на фабрике. "Бездельников" из здания управления перевели в цеха. "Большое здание для управления, может быть, иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации", - заявил он при этом. Все служащие, не согласные вернуться к станку, были уволены. Внутренние телефоны между отделами отключены. Форд придумал девиз: "Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации". Это означало, что работа низших менеджеров была сведена к учёту, на предприятии отсутствовали организационные схемы и горизонтальные связи между отделами, были ликвидированы производственные совещания, не велось никакой "лишней документации", были отменены журналы нарядов. Гордо заявив, что статистикой не построишь автомобиля, Форд упразднил статистику.
Чисто утилитарный подход к менеджменту получил название "фордизма". Чтобы не быть голословными, процитируем самого основателя: "Величайшее затруднение и зло, с которым приходится бороться при совместной работе большого числа людей, заключается в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките. На мой взгляд, нет более опасного призвания, чем так называемый организационный гений. Он любит создавать чудовищные схемы, которые, подобно генеалогическому древу, представляют разветвления власти до ее последних элементов. Весь ствол древа обвешан красивыми круглыми ягодами, которые носят имена лиц или должностей. Каждый имеет свой титул и известные функции, строго ограниченные объемом и сферой деятельности своей ягоды. Если начальник бригады рабочих желает обратиться к своему директору, то его путь идет через младшего начальника мастерской, старшего начальника мастерской, заведующего отделением и через всех помощников директора. Пока он передаст кому следует то, что он хотел сказать, это, по всей вероятности, уже отошло в историю. Проходят шесть недель, пока бумага служащего из нижней левой ягодки в углу великого административного древа доходит до председателя или президента наблюдательного совета. Когда же она счастливо протолкнулась до этого всесильного лица, ее объем увеличился, как лавина, до целой горы критических отзывов, предложений и комментариев. Редко случается, что дело доходит до официального утверждения прежде, чем истек уже момент для его выполнения. Бумаги странствуют из рук в руки, и всякий старается свалить ответственность на другого, руководствуясь удобным принципом, что "ум хорошо, а два лучше", - писал Форд в своей книге "Моя жизнь, мои достижения".
Он видел предприятие как " рабочее общение людей, задача которых - работать, а не обмениваться письмами". Одному отделу вовсе незачем знать, что происходит в другом. В своей компании он оставил только менеджеров низшего звена, которые отчитывались за произведенную их отделами продукцию. Никаких собраний и совещаний не проводилось: орд считал их совершенно излишними. Чересчур сложная организационная структура, по мнению Форда , вела к тому, что было непонятно, кто за что отвечает. Каждый должен был быть в ответе за вверенный ему маленький участок работы - то есть в управлении он использовал организационный конвейер. Он тасовал мелких руководителей, тщательно следил, чтобы они не сваливали вину друг на друга. Не поощрял и дружеских отношений на работе, опасаясь того, что люди начнут покрывать ошибки товарища.
"Когда мы работаем, мы должны относиться к делу серьезно; когда веселимся, то уж вовсю. Бессмысленно смешивать одно с другим. Каждый должен поставить себе целью - хорошо выполнить работу и получить за нее хорошее вознаграждение. Когда работа окончена, можно повеселиться. Оттого-то фордовские фабрики и предприятия не знают никакой организации, никаких постов с особыми обязанностями, никакой разработанной административной системы, очень мало титулов и никаких конференций. У нас в бюро ровно столько служащих, сколько безусловно необходимо, каких бы то ни было документов нет вовсе, а следовательно, нет и волокиты. Мы возлагаем на каждого целиком всю ответственность. У всякого работника своя работа. Начальник бригады отвечает за подчиненных ему рабочих, начальник мастерской - за свою мастерскую, заведующий отделением - за свое отделение, директор - за свою фабрику. Каждый обязан знать, что происходит вокруг него. Фабрика подчинена уже много лет одному-единственному руководителю. Так как у нас нет ни титулов, ни служебных полномочий, то нет никакой волокиты и никаких превышений власти. Каждый работник имеет доступ ко всем; эта система до такой степени вошла в привычку, что начальник мастерской даже не чувствует себя оскорбленным, если кто-либо из его рабочих обращается через его голову непосредственно к руководителю фабрики. Правда, у рабочего редко имеется повод для жалоб, так как начальники мастерских знают прекрасно, как свое собственное имя, что всякая несправедливость весьма скоро обнаружится, и тогда они перестанут быть начальниками мастерских. Если у человека закружилась голова от высокого поста, то это обнаруживается, и затем его или выгоняют, или возвращают к станку. Работа, исключительно одна работа является нашей учительницей и руководительницей. Титулы оказывают удивительное действие. Слишком часто они служат вывеской для освобождения от работы. Нередко титул равняется знаку отличия с девизом: "Обладатель сего не обязан заниматься ничем иным, кроме оценки своего высокого значения и ничтожества остальных людей".
Источник: encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/ford/henry1.html
Юленька, спасибо за темку.Как замечательно читать такое и понимать -на сколько это правильно и точно написано.Это бесценная информация.
Цитата(*Вера* @ 18.11.2011, 11:22)
Юленька, спасибо за темку.
Цитата
Как замечательно читать такое и понимать -на сколько это правильно и точно написано.Это бесценная информация.
Согласна! Меня очень все это впечатлило
Юлечка - послушная девочка!
Интересно было коротко прочесть о Форде и комментариях Валентинчика и девочек в теме Валентина.
По ссылочке пришла сюда за продолжением.
Скопировала себе - почитаю обязательно
Спасибо, что выложила.