Valentin
11.10.2012, 1:27
Все, кто читал прежде мои сообщения на форуме, знают, что многие представления традиционной психологии и различных ее направлений мне зачастую представляются не всегда верными и несколько ограниченными, т.к. не вполне учитывают индивидуальность, опыт человека, его личностные особенности.
И именно поэтому мои симпатии вызывает направление психологии, которое называется ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Мне она кажется более полной, глубокой, всесторонней и человеколюбивой. Именно по ней я и решил писать курсовую и дипломную работу.
И сегодня я предлагаю всем желающим для ознакомления некоторые цитаты из этой работы. Я постарался отобрать для этого топика только самое-самое важное и интересное, так что это, конечно, не всеобъемлющий материал, но, думаю, он вполне может дать представление о том, что такое гуманистическая психология и чем она отличается от других направлений.
Начнем?!
Гуманистическая психология, возникшая в США в 60-е гг. под руководством Ролло Мея, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, переживает в наши дни подлинное возрождение
Большое влияние на развитие гуманистической психологии оказали представления общепсихологического плана, сложившиеся в основных психологических школах – психоанализе, бихевиоризме (Э. Толмен, Э. Торндайк, К. Халл и др.); гештальтпсихологии (К. Левин); гуманистической психологии (Ш.А. Амонашвили, Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.), когнитивной психологии (Ж. Нюттен, Л. Фестингер, Х. Хекхаузен).
Хочу немного вам рассказать о том, что такое гуманистическая психология. Гуманистическая психология заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно против бихевиористской предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется внешними силами, и психоаналитической предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется силами бессознательного. Соответственно данное направление назвало себя «Третьей силой». Его сторонники хотели уйти как от механистического обуславливания бихевиоризма, так и от детерминистских инстинктов психоанализа.
Согласно утверждениям гуманистических психологов, опыт и смысл, а не поведение должны считаться первичными данными психологии. Внешнее наблюдение, при котором игнорируются мышление и чувства, является неадекватным методом познания.
Люди, утверждают они, совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами.
Хотя правильнее сказать, что имеет место и то, и другое, и третье. Просто не стоит ограничиваться чем-то одним, потому что это одно не всегда может объяснить происходящее.
Valentin
11.10.2012, 1:28
Теперь немного цитат и определений, чтоб было понятнее, чем гуманистическая психология отличается от других направлений.
Олпорт утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим статистическим показателям («номотетическому») и в значительной степени упускает из вида индивидуальный опыт («идиографическое»).
Согласно Роджерсу - еще одному представителю гуманистической психологии, достижение аутентичности должно являться целью каждого индивидуума, что означает следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям. У каждого человека есть свое «истинное «я» или его «внутренняя сущность» - это и есть аутентичность; она является уже полностью развитой и доступной ему. Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного «Я», чем его создания.
И хоть, может быть, звучит несколько научно, этот момент важно понять. Здесь говорится о том, что не стоит воспринимать человека, как то, что можно посчитать и систематизировать. Обладая всеми знания психоанализа и бихеовиоризма, вы можете сделать совершенно ложные выводы о мотивах, поведении и т.п., если не будете учитывать индивидуальность и многое другое, что, возможно некоторым представляется чем-то мистическим и нереальным.
Человек сложнее и многограннее, чем некоторые теории о нем и его поведении.
Далее...
Недирективная, или клиент-центрированная, терапия, разработанная Карлом Роджерсом, оказала значительное влияние на психотерапию благодаря тому, что представляла собой радикальный отход от теории и практики психоанализа, позволяя индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя. При таком подходе психотерапевт принимает на себя роль консультанта, а не руководящей инстанции.
Обратите внимание на словосочетание клиент-центрированная терапия. В центре конкретный человек. С его вопросами, с его индивидуальностью, с его опытом.
В целом можно сказать, что основными положениями гуманистической психологии, характеризующими ее «центральное ядро», являются:
· свобода выбора, противопоставляемая детерминизму причинно-следственных связей;
· уникальность каждого отдельного человека; личная сфера, субъективность, или внутренняя реальность;
Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям:
- Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.
- Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.
- Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания – по крайней мере как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.
Valentin
11.10.2012, 1:30
И теперь начинается самое интересное и при этом наиболее понятное!!
Основные черты психологии гуманности
Гуманизм предлагает человечеству пути к изобильной и достойной жизни, он предлагает человеку проект реализации его человечности. Это предполагает определенные изменения в установках, связанных со становлением и утверждением психологии гуманности. Какие же черты человеческого характера могут быть отнесены к составляющим психологии гуманности?
В первую очередь, это установка на аффирмативное (утвердительное) и позитивное (положительное) мышление.
Аффирмативность и позитивность – это первичное проявление самой человечности, которая олицетворяет здесь бытие человека, оптимистическое и светлое человеческое «да», фундаментальность его «есть», о котором говорят и чувства, и разум человека. Чтобы жить, человек должен быть заряжен позитивно, его долг перед всем живым – дать простор своему собственному жизнелюбию, сказать ему «да». Ведь все мы, живущие, прежде всего, братья по жизни, ее соучастники. Такая установка и будет интеллектуальным и психологическим способом выражения нашей благожелательности, открытости, готовности помочь и поддержать как самого себя, так и другого человека. Это идущее из глубин человека предпочтение да – нет, бытия – небытию, блага – злу и предстает в гуманном мышлении и психологии как их аффирмативность и позитивность
Valentin
11.10.2012, 1:34
Современный гуманизм утверждает, что социальной апатии, неверию в собственные силы, пессимизму, нигилизму и упадническому состоянию духа может противостоять именно аффирмативное мышление и психология. Состояние нашего сознания, конечно, зависит от множества внешних факторов.
Однако – и это было открыто давно, но мало использовано в европейской культуре – свобода человека проявляется именно в том, как он относится к событиям, происходящим в его жизни.
Катастрофическое, смятенное, пугливое, настороженное (не говоря уже о подозрительном и враждебном) мышление – реальный способ отягощения жизни, превращения ее в бремя, это путь преумножения своих проблем. И наоборот, если человек научается извлекать для себя из любой ситуации полезный смысл, он делает первые шаги на пути преодоления внутренних препятствий, депрессивного и репрессивного состояния духа. В конечном итоге, наша жизнь – результат наших стремлений и усилий, она отражает наш образ мысли.
Аффирмативное мышление – это конструктивное, рациональное мышление. Оно сосредоточивается на бытийственном аспекте жизни и помогает найти реальные пути разрешения проблем. Утверждающее мышление – это одновременно способность разума справиться со стоящими перед нами проблемами и гарантия обретения личностью свободы и самостоятельности. Такое мышление может быть понято и как технология работы личности со своими примитивными, осознанными и неосознанными страхами и суевериями, чувством неуверенности и беззащитности, тревоги и беспокойства. Таким образом, жизнеутверждающее мышление – основа основ для становления и развития полноценной личности.
Гуманистическое мышление, равно как и психология гуманности, свойственно людям с установкой на бытие. Что означает установка на бытие? Так, например, Фромм считал, что каждому человеку в целом присущи две тенденции, противоположные по своему характеру: стремление иметь и стремление быть. Эти два стремления живут в каждом человеке, но только от самого человека, от его акта свободы и волевого усилия зависит, какая из них одержит верх.
Первое – иметь – проистекает из биологической природы человека, точнее из инстинкта самосохранения, свойственного всему живому на земле.
В конечном счете, установка на обладание имеет тенденцию завершиться установлением превосходства над другими и сводится к стремлению захва-тывать, удерживать, грабить, убивать. И все это для того, чтобы стать вла-дельцем, обладателем, хозяином, господином и властителем. Вторая уста-новка – быть – означает проявлять свое бытие посредством самоконституирования (самоустановления), участия, сотрудничества, любви и заботы. Она коренится в стремлении человека преодолеть свое одиночество, в потребности быть любимым, нужным, принятым и признанным сообществом людей. Установка на бытие связана с глубинной специфически человеческой, гуманной потребностью существования, она – проявление самого нашего дара жизни и жизнелюбия.
Нетрудно заметить, что когда установка на обладание становится доминирующей, она способна привести людей лишь к катастрофам локального или глобального масштаба, что время от времени и демонстрирует нам мировая история и что является истоком практически всех кризисных явлений современности. Реализация же гуманистических альтернатив означает избавление или существенное снижение уровней рисков и катастрофичности человеческого бытия. Но это предполагает глубинные изменения человеческого характера, переход от доминирующей установки на обладание к преобладающей установке на бытие.
Valentin
11.10.2012, 1:40
Осознание нашей потенциальной и реальной деструктивности и ее причин, следование определенным нормам гуманности во имя изменения по преимуществу губительного для человечества (т.е. в перспективе тупикового) образа жизни могут способствовать изменению как характера индивида, так и общих условий человеческого существования. Осознание в данном случае оказывается реальной «очищающей» силой.
Подобно свету, изгоняющему тьму из всех углов освещаемого помещения, осознание, «свет» разума, доброжелательности и мужества, освещая темные стороны внутреннего мира человека, изгоняет (но не уничтожает) практически все его негативные установки и качества. Разумеется, это не разовая психо-интеллектуальная процедура. Но она может стать правилом, а затем и прочной чертой характера, рычагом, радикально изменяющим всю психологию и мировоззрение личности. Осознание хорошо работает на индивидуальном и межличностном уровне
Структура характера «нового человека», человека с психологией гуманности включает следующие качества:
· готовность преодолеть, отказаться от психической доминанты обладания, т.е. от безусловного, безудержного и, по сути, неразумного стремления к обладанию богатством, счастьем, властью, силой и т.д.;
· этот отказ совершается ради того, чтобы в полной мере быть: любить, заботиться, позитивно соучаствовать или даже жертвовать собой. Такая готовность отнюдь не означает, что человек должен стать нищим и голым, великомучеником и аскетом.
Человеческое существование требует того, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими: орудия и средства производства и многое другое, необходимое для удовлетворения наших потребностей в жилище, одежде, полноценном питании, досуге и т.д.;
· чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что я, человек, существует, что он есть;
· эта уверенность проистекает из самоочевидности самосознающего индивида, его внутренней потребности в привязанности, любви, единению с миром, заступающим место желания иметь, обладать, властвовать над миром, т.е., по сути, быть поглощенным чем-то внешним по отношению к личности;
· ощущение себя на своем месте; это значит не только быть в мире с самим собой, пребывать у себя «дома», но и заботливо и любовно обживать свое место и свою деятельность, свою жизнь в себе самом, в мире людей и в мире природы;
· радость от служения людям;
· жизнь без иллюзий и идолопоклонства;
· стремление обуздать, насколько возможно, свою ненависть, алчность и другие негативные качества;
· дисциплинированность и реалистичность; это то, что раньше называлось дисциплиной духа, иначе – самодисциплина, самоконтроль, самокритичность, сдержанность, осмотрительность, взвешенность, рассудительность;
· развитие воображения как способности предвидеть реальные возможности, разумное прогнозирование;
· честность;
· все более глубокое и всестороннее самопознание;
· отказ от подчинения во имя возможности быть самим собой.
Плодотворная ориентация на бытие способна сформировать такой тип характера, главной функцией которого является обеспечение максимально благоприятного роста и развития всех позитивных человеческих способностей.
Valentin
11.10.2012, 1:47
Определяя смысл жизни как действие на фоне возможностей, В. Франкл утверждал, что в жизни человека, в принципе, отсутствуют бессмысленные ситуации. Нахождение положительных смыслов психолог связывал с ценностями – смысловыми универсалиями. Жизнь предоставляет человеку возможность прочувствовать различные виды ценностей – творчества, переживания и отношения. Задача человека, располагающего волей к смыслу, реализовать эту возможность.
Чтобы чувствовать себя полноценной, личность считает своим долгомнаилучшим образом использовать каждый миг и каждую возможность в своей жизни, совершать в конкретной жизненной ситуации выбор, отвечающий ее жизненной задаче. Подходить к такому выбору нужно осмысленно и ответственно, так как нереализуемая возможность навсегда исчезнет в небытии, а осуществленная уже никогда не сможет быть уничтожена. Дело не в каких-то абстрактных и надуманных смыслах, а в осуществлении необходимого, нужного в данный момент или для данного жизненного проекта.
Любовь к жизни во всех ее естественных и нормальных проявлениях (биофилия) – важная характеристика психологии гуманности. Жизнелюбие – это не только результат, но и стимул для продуктивной жизнедеятельности человека, полного развития его сущностных сил. Человек, знающий, что он любим, раскрывается, распахивается навстречу другому человеку, он сбрасывает с себя все защитные маски, все внутренние перегородки, делавшие его отчужденным от себя и других. Он позволяет себе открыться себе и миру.
Уважение – еще одно качество, характеризующее психологию гуманности. Уважение – залог искренности в отношениях между людьми.
Психическое здоровье – изначальная точка отсчета формирования психологии гуманности. Понятие психического здоровья встречается в трудах А. Маслоу, В. Франкла, П. Куртца и др. Условием сохранения психического здоровья является постоянный процесс преодоления расстояния между тем, какими мы являемся сейчас и какими мы можем и стремимся стать. Ведь сущность человека характеризуется тем, что он открыт или может быть открыт для изменений в изменяющемся мире. Быть человеком – значит выходить за пределы самого себя, становиться, развиваться и совершенствоваться. Эта черта называется самотрансценденцией, т.е. прорывом, переступанием пределов самого себя, ведущим к личностному самовозрастанию.
К утрате психического здоровья, т.е. к патологии, приводят не только стрессы, но также их отсутствие, ведущее к ощущению пустоты. Человеку нельзя избегать напряжения и трудностей. Они не только закаляют характер и обогащают наш жизненный опыт, но и наполняют нашу жизнь новым ценностным и смысловым содержанием. Направленность на смысл и ориентация на решение какой-либо конкретной жизненной задачи являются важнейшими факторами душевного здоровья.
К утрате психического здоровья, т.е. к патологии, приводят не только стрессы, но также их отсутствие, ведущее к ощущению пустоты. Человеку нельзя избегать напряжения и трудностей. Они не только закаляют характер и обогащают наш жизненный опыт, но и наполняют нашу жизнь новым ценностным и смысловым содержанием. Направленность на смысл и ориентация на решение какой-либо конкретной жизненной задачи являются важнейшими факторами душевного здоровья.
Одним из признаков утраты психического здоровья является экзистенциальный вакуум, т. е. ощущение пустоты, потери осмысленности всякой деятельности и чувства смысла жизни в результате фрустраций (утраты, глубокого разочарования) экзистенциальных потребностей. Потеря способности познавать, радоваться, расслабляться, наслаждаться и испытывать возвышенные состояния духа, безволие и страх перед ответственностью – все это ведет к постепенной утрате душевного здоровья, развитию неврозов.
Гениальное определение:
А. Маслоу определяет невроз как ошибку личностного роста, как кризис вочеловеченности: «Это утрата того, чем мог стать человек… Это оскудение его человеческих и личностных возможностей, сужение его вселенной и его способности к осознанию ее, это арест заложенных в человеке возможностей»
Valentin
11.10.2012, 1:52
Именно поэтому гуманистическая психология акцентирует свое внимание на психическом здоровье человека и условиях его сохранения: способности сконцентрироваться на том, что происходит «здесь и сейчас», уметь слышать, видеть, понимать, что ему диктует конкретная ситуация, принимать на себя ответственность за себя и свое развитие, достаточно хорошо знать самого себя, уметь осмыслять себя и свои поступки, стремиться, не боясь трудностей и напряжения сил, к полной актуализации своего жизненного потенциала.
Психическое здоровье выражается в постоянном психическом развитии к удовлетворению все более высоких потребностей. Стремление человека к высоким целям – показатель психического здоровья.
Высокая степень самоактуализации, т.е. максимально возможное выявления своих талантов и потенций. Понятие введено А. Маслоу. Согласно Маслоу, самоактуализированная личность характеризуется большим запасом творческой энергии, целеустремленностью, реалистичностью, т.е. восприятием себя и других такими, какими они являются на самом деле
В соответствии с установками гуманистической психологии ситуация «человек перед лицом неизвестности» означает, что он изначально настроен позитивно по отношению к любому возможному личному опыту и получаемому знанию, хотя он и не может предвидеть, какое именно знание, какой человек и какие обстоятельства сыграют решающую роль в его жизни. По многим объективным параметрам человек ограничен в своем развитии. Поэтому индивид с гуманистической психологией не будет ставить себе подножек и преград, закрывать глаза перед неизвестностью и предопределять заранее и однозначно, что возможно, а что невозможно, что нужно ему для развития, а чего не нужно. Никто никогда заранее не может в точности сказать, что потребуется для развития нашей личности. Поэтому, не желая упускать никакую возможность личностного роста, обогащения своего внутреннего мира, человек не должен пренебрегать предлагаемой социальной и культурной средой и жизненной ситуацией, в которой всегда присутствует элемент неизвестности.
Открытость и благоговение перед каждым новым днем – характерная черта развивающейся личности. Для нее не существует готовых выводов и определений, желательных и нежелательных ситуаций. Человек как творческое существо готов лишь к одному – использовать любую жизненную ситуацию в целях благотворного преобразования внешнего и внутреннего мира. Творческий подход к жизни – вот что характерно для психологии гуманности. Каждый миг жизни – это вызов, возможность реализации и творчества, преодоления и победы, это именно тот миг, когда человек может почувствовать, что он счастлив.
Valentin
11.10.2012, 2:04
Предмет, объект и сущность гуманистической психологии
Одним из основателей гуманистической психологии считается американский исследователь К. Роджерс (1902— 1990). Центральным звеном личности, по К. Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», что порождается во взаимодействии с другими людьми. Однако формирование самооценки не приходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и тогда возникает дилемма — ли принять оценку других, остаться ли с своей. Ложное представление о себе приводит к крайностям в перекручивании самооценки. Такие случаи могут вызвать невротические конфликты и нуждаются в помощи психолога в создании гибкой самооценки. Способность к гибкой самооценке, умение под натиском опыта переоценивать систему ценностей, которая возникла раньше, — все это определяется К. Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в разных жизненных ситуациях.
Другой представитель гуманистической психологии — Г. Олпорт (1887—1967) — считал личность открытой системой: развитие личности всегда осуществляется в взаимосвязи с другими людьми. Личность, по его определению, — это динамическая организация особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт индивида, которые определяют уникальность его взаимодействия с средой, прежде всего социальной.
Здоровой личности, по Г. Олпорту, присущи такие черты, как активная позиция относительно действительности; доступность опыта для сознания, то является способность видеть события собственной жизни такими, которыми они являются, не применяя «психологической защиты»; самопознание; способность к абстракции; постоянный процесс индивидуализации; функциональная автономия черт; стойкость к фрустрации.
Невротическую личность, по Г. Олпорту, характеризует наличие таких черт, как пассивная позиция относительно мира; применение разных видов психологической защиты — вытеснение, возгонки, проекции, замещение; искривление истинного состояния вещей; ограниченность мышления; «окоченелость» развития.
Американский психолог, один из основоположников гуманистической теории А. Маслоу (1907-1970) главной характеристикой личности считал поезд к самоактуализации, самовыражение, раскрытие потенций к творчеству и любовь, в основе которых лежит гуманистическая потребность приносить людям добро. Он утверждал, что человеку, как и животному, не присущий прирожденные инстинкты жестокости и агрессии, как считал 3. Фрейд.
Valentin
11.10.2012, 2:06
Потребность в самоактуализации своих возможностей и способностей присущий здоровому человеку, а наибольшей мерой — выдающимся людям. Общество может процветать, если оно находит пути развития здоровых, сильных, умственно полноценных личностей. Поступь общества происходит не революционным путем, не социальными преобразованиями, а удовлетворением гуманистических потребностей.
Однако эти потребности в самоактуализации удовлетворяются лишь при условиях удовлетворения других потребностей и прежде всего физиологических.
Большинству же людей не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей. Иерархию потребностей, согласно Маслоу, составляют:
1) физиологические потребности;
2) потребности в безопасности;
3) потребности в любви и благосклонности;
4) потребности в признании и оценке;
5) потребности в самоактуализации — реализации способностей и талантов.
Самоактуализации достигает лишь небольшое количество людей, которые представляют собой личности. Маслоу называет такие их особенности, как непринужденность в поведении, деловую направленность, избирательность, глубину и демократичность в отношениях, независимость, творческие проявления и др.
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
· 1. Человек целостен;
· 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
· 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
· 4. Человеческая жизнь — единый процесс;
· 5. Человек открыт к самореализации;
· 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Гуманистическая психология в первую очередь сконцентрирована на изучении здоровых и творческих людей.
Valentin
19.10.2012, 15:18
И еще кое-что!!
Роджерс, один из представителей гуманистической психологии, дал интересное определение того, каким человеком должен стать клиент в процессе успешной работы с ним:
Полностью функционирующий человек - обладает такими характеристиками, как открытость опыту, отсутствие защитных тенденций, точное сознавание, безусловное самоуважение и гармоничные отношения с другими.
Valentin
19.10.2012, 22:54
А теперь о недирективной, клиент-центрированной терапии.
Важная мысль Роджерса:
То, как ведет себя индивид, зависит от феноменального поля (субъективной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности).
Ну, и еще разные мысли, цитаты, факты по недирективной терапии:
"Таким образом, клиент-центрированная терапия была создана, сознательно и бессознательно, из множества научных, клинических и философских идей, присутствующих в нашей культуре."
"Одним из первых явлений терапевтического процесса, которое было подвержено изучению посредством научных методов, стало продвижение, которое демонстрирует клиент с помощью оценки объема и содержания его речи. Было замечено, что если в начале терапевтического курса клиенты говорили преимущественно о своих проблемах и своих симптомах, то по мере успешного продвижения вперед этот тип бесед постепенно заменялся утверждениями клиента о своих открытиях, о лучшем понимании взаимосвязи между своим прошлым и нынешним поведением, а также своими недавними поступками."
Цитата(Valentin @ 19.10.2012, 15:18)
Роджерс, один из представителей гуманистической психологии, дал интересное определение того, каким человеком должен стать клиент в процессе успешной работы с ним:
Полностью функционирующий человек - обладает такими характеристиками, как открытость опыту, отсутствие защитных тенденций, точное сознавание, безусловное самоуважение и гармоничные отношения с другими.
Здорово!
Valentin
29.10.2012, 10:12
Valentin
5.12.2012, 18:47
Еще кое-что интересно о гуманистической психологии.
Важная составляющая гуманистической психологии и консультирования - эмпатическое слушание.
Любопытно, что эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Valentin
5.12.2012, 18:52
База гуманистической психологии - экзистенциализм, поэтому полезно будет несколько слов сказать и о нем.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Значение страха для экзистенциальной философии
На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.
Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.
Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.
В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивный окрас. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.
Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.