Прочитав недавно выдержки из курсовой работы Валентина по гуманистической психологии, получила большое удовольствие, потому что гуманистическая психология показалась мне очень правильной, глубокой и человечной. И буквально через пару дней натолкнулась на статью, которая, на мой взгляд, очень перекликается с идеями гуманистической психологии.
Статья о детях и о том, как установки, ценности, мировоззрение родителей (то есть их психология в широком смысле слова) влияют на их детей. И о том, насколько все может быть иначе и лучше. В общем, читайте сами, думайте сами.
Мой стаж на детских площадках – почти 7 лет. И скажу честно – я их не люблю. Если есть возможность погулять в другом месте – я выберу парк или сквер. Не хочется видеть и слышать лишний раз, как божественные детки превращаются в закомплексованных и печальных. Да и мои дети больше радуются встрече с природой, чем горкам и качелям.
Я видела разных деток – и обычных, и особенных, и из состоятельных семей, и из малообеспеченных. Детей разных стран и народностей. Разных точек мира. И всегда мне казалось, что дети ведут себя часто очень жестоко. В разной степени. Они не одобряют тех, кто от них отличается. Придумывают клички, дразнят тех, кто не может им ответить. Отбирают у малышей игрушки, дерутся….
При этом я точно знаю, что внутри мы все одинаковы — мы хотим и умеем любить с раннего детства. Но вот ведем мы себя по-разному. В силу воспитания, привычек, норм общества…
Всегда казалось, что так и должно быть, что это естественно, что это норма для детишек. Я помню и свой детский сад, где всех, кто отличался от толпы – мучили. Дразнили, били, обижали. В школе это продолжалось. На площадках усугублялось. Так однажды дети постарше сбросили меня с горки. Потому что я – девочка, а горка – только для мальчиков. Мне было лет 6. Я также помню, как доставали мою подругу, которая была чуть крупнее остальных деток – и сколько комплексов в ней это рождало. Или одноклассницу, которую за высокий рост обзывали «Палкой». Тех, кто носил очки, тех, кто стеснялся, тех, кто заикался….
Клички были и учителей – Страус, Очкастая, Жирная, Крыса… Добрые такие прозвища. Хотя были и те, кого мы уважали, кого любили. Мы чувствовали от них Заботу и Любовь – и тянулись к ним. Но таких было очень мало…
И я всегда думала, что это норма. Что так ведут себя все дети – всех стран. Я ведь видела такое и в Италии, где итальянские малыши смеются над иностранцами. И на Шри-Ланке, где дети шепчутся за спиной друг друга. И в Китае – где у многих даже в 5 лет слишком серьезное и жесткое выражение лица.
Но вот уже неделю я с радостью иду на площадку. И мои дети тоже с радостью бегут туда. Оба. Потому что на этой площадке другая обстановка. На ней как будто дети с других планет. Это дети из вайшнавских семей. Но пусть вас это не смущает. Разговор не о религии, а о воспитании. Наверняка, нечто похожее можно найти и в христианских (истинно верующих) семьях, и в мусульманских, и в буддийских. Просто мне такое пока нигде больше не встречалось.
Что в них особенного?
О чем они общаются? О Боге. О чем они смотрят мультфильмы? О Боге. О чем их игры? О Боге.
Сзади меня идут две дамы лет 7-8. Говорю дамы, потому что одеты они в прекрасные длинные платья, их длинные косы уложены вокруг головы и прикрыты платком. О чем же они так эмоционально беседуют?
«Ну как ты не понимаешь, мы же души! Мы не тела, мы вечные! И мы все принадлежим Богу!»
«Но ведь и маме тоже, мама ведь тоже Богу принадлежит!»
Они играют и в обычные детские игры. Без агрессии и насилия. Без особых соревнований. Например, в прятки или салки. В футбол – без счета. Иной раз они нарисуют не только Господа, но и кошечку с собачкой. Они также играют в «Выше ноги от земли» и в какую-то «Сову» — к своему стыду такой игры не знаю.
У каждого ребенка есть духовное имя – и родители его зовут именно так. Представляете, на площадке три Радхи, Лакшми, Хануман, Харидас, Ямуна, Ганга, Гаруда, Арджуна…. Потом приходят другие малыши – с другими именами… И я часто видела, как родители ребенку объясняли – ты себя так ведешь, а Радха как бы поступила? Ребенок сразу переключается на другой лад, признает свою ошибку – и не нужно его стыдить.
Почти все детки – вегетарианцы с рождения. Может быть, поэтому нет места агрессии в их играх? Поэтому нет драк и ссор? Конечно, они плачут – когда кто-то упадет или малыши не поделят игрушку. Они не всегда находят общий язык – но почему-то в этом нет жестокости. Нет этого стремления высмеять всех, кто не такой, как мы. Нет постоянного рева и разборок. Хотя детей тут очень много.
Еще один диалог – двух мальчиков лет 10.
«А ты кем будешь, когда вырастешь?»
«Я буду людям служить. Помогать им, чтобы мир лучше становился. А то ведь кали-юга, день ото дня все труднее и труднее жить. Люди уже голые по улицам ходят, пьют»
«А я буду с алкоголизмом бороться. Чтобы люди осознаннее были, буду рассказывать всем правду»
Почему-то ни один из них не сказал о том, что будет работать там, где больше платят. Или там, где престижнее. Или там, куда папа отправит. Это так отличается от разговоров на обычной площадке — про зарплаты и машины…
Дети жестоки, когда их родители жестоки
Я теперь понимаю, что дети – это просто отражение общества. Если люди наполнены жадностью и завистью, их сердца становятся очень жестокими. И такими же вырастут дети. Им будет казаться, что мир – это океан боли. Выжить в нем можно только если постоянно бороться. С другими людьми. Принцип выигрыша любой ценой, победы любой ценой настолько пронзил нашу жизнь, что мы уже не замечаем этого.
У нас в доме часто бывает столько ненужных вещей, которые для кого-то очень важны. Но разве мы отдаем и делимся? Ведь нам никто ничего не давал – почему мы должны делиться, правда?
Вся наша жизнь – это гонка. В фильме «Три идиота» директор колледжа учит студентов тому, что запомнят только первого. Второй никому не нужен и не интересен. Поэтому нужно быть первыми во всем. Стремиться побеждать. К чему приводит такое соревнование? К ссорам между учениками, самоубийствам, семейным трагедиям… их сердца привыкают ненавидеть, завидовать и злиться. И лишь только сердце того, кто мыслит иначе, остается чистым. Именно он и становится лучшим – хотя даже не пытается победить любой ценой.
Именно это я и вижу в вайшнавских детках. Светлых лучиках надежды, что мир изменится и станет лучше, когда родители начнут меняться сами.
И еще один диалог… Девочкам лет 12.
«Представляешь, в моей школе есть девочки, они курят и ужасно себя ведут. Мне так их жалко – я пробовала с ними поговорить. О Боге и о чистоте… Но они меня не слушают – говорят, что я дура и многое упускаю в жизни»
«Наверное, они не преданные, и им родители ничего не объяснили….»
«Жаль, потому что девочки очень хорошие, просто не в ту сторону идут. Я каждое утро молюсь за них – может быть, Господь поможет им!»
Отрывки из статьи valyaeva.ru/?p=9302
Valentin
19.10.2012, 20:47
Цитата(Ukaaa @ 19.10.2012, 10:16)
Статья о детях и о том, как установки, ценности, мировоззрение родителей (то есть их психология в широком смысле слова) влияют на их детей. И о том, насколько все может быть иначе и лучше. В общем, читайте сами, думайте сами.
Да, очень приятная статья. И прекрасно видны поведенческие различия в зависимости от психологии, ценностей и мировоззрения родителей.
И мне эти спокойные дети, которые не осуждают тех, кто живет иначе, а молятся за них, уже симпатичны, к какой бы религии они ни принадлежали.
Мировоззрение, психология - все это очень влияет на все стороны жизни человека. На экономику в том числе.
Вот, например, любопытная табличка, в которой отражено, как та или иная религия влияет на различные стороны жизни человека:
Как мы видим, сознание человека, его установки, его религия влияет на очень многое. Практически, определяет его взаимоотношения с этим миром.
И возвращаясь к вопросу о взаимосвязи психологии и поведения, психологии и экономики, хочется обратить внимание на то, что современная экономика, западная экономика сейчас находятся в состоянии кризиса. И кризиса системного. Выясняется, что безудержное стимулирование (как сказал один экономист) потреблядства, привело мировую экономику к кризису из которого никто из экономистов пока не в курсе, как выходить.
Но ведь такое отношение к бизнесу, к экономике - продолжение западной психологии. В которой тоже, по прогнозам, к 2020 годам депрессия выйдет на первое место среди болезней людей.
Неудивительно, что одно и то же мы видим и в экономике, и в психологии.
Не говорит ли это о том, что что-то надо менять в самой основе?! Что не совсем, значит, здоровая психология у западного мира.
И надо что-то пересмотреть.
Если помните, когда я рассказывал про Форда. Этого человека называли - красный миллиардер, потому что ему было не все равно до людей. Да и его предприятия работали не так, как вся остальная экономика:
Приоритет - продукт, простой, надёжный, лёгкий, дешёвый, массовый. С самого начала Форд создавал не автомобиль для богатых, а автомобиль для всех. Он избегал роскошной отделки, мало заботился о престижности марки. Финансовых принципов было три. Форд не привлекал в компанию чужих капиталов, покупал только за наличные, всю прибыль вкладывал опять в производство. Форд считал , что на дивиденды имеют право только те, кто участвовали в создании продукта, в самой работе.
Почему он вел дела так?! Потому что он не был до конца частью западного мира, его ценностей. Он знал о карме и это создавало принципиально иную психологию, - забота о людях, а не только о прибылях, справедливость, честность и т.п.
И он процветал. И наверняка был любим людьми. Но это, как и в истории с детьми на детских площадках, иная психология, иное мировоззрение, иная экономика.
Еще раз спасибо за интереснейшую статью!!
Цитата(Valentin @ 19.10.2012, 20:47)
И прекрасно видны поведенческие различия в зависимости от психологии, ценностей и мировоззрения родителей
Цитата
Вот, например, любопытная табличка, в которой отражено, как та или иная религия влияет на различные стороны жизни человека:
Спасибо, что поделились! Очень интересно
Цитата
И возвращаясь к вопросу о взаимосвязи психологии и поведения, психологии и экономики, хочется обратить внимание на то, что современная экономика, западная экономика сейчас находятся в состоянии кризиса. И кризиса системного. Выясняется, что безудержное стимулирование (как сказал один экономист) потреблядства, привело мировую экономику к кризису из которого никто из экономистов пока не в курсе, как выходить.
Но ведь такое отношение к бизнесу, к экономике - продолжение западной психологии. В которой тоже, по прогнозам, к 2020 годам депрессия выйдет на первое место среди болезней людей.
Неудивительно, что одно и то же мы видим и в экономике, и в психологии.
Не говорит ли это о том, что что-то надо менять в самой основе?! Что не совсем, значит, здоровая психология у западного мира.
Валентинчик, суперские мысли! Мне кажется, что это гениально! Абсолютно с Вами согласна, даже и не думала с этой стороны, но Вы совершенно правы! Я слышала про то, что есть теории, связывающие между собой религии крупных стран мира и их экономическое положение и вообще поведение в сфере экономики. Оказывается, это действительно вещи очень взаимосвязанные.
А Вы посмотрели еще глубже - на взаимосвязь психологии и экономики. Психологии, влияющей на все сферы жизни. И сделали интересные выводы. Спасибо огромное, что поделились!
Цитата
И надо что-то пересмотреть.
Цитата
Если помните, когда я рассказывал про Форда.
Помним! Очень интересно и здорово, что есть такие примеры. Примеры того, что существуют совершенно другие пути, отличающиеся от общепринятых моделей поведения. Причем еще и очень успешные! Это вдохновляет
Цитата
Еще раз спасибо за интереснейшую статью!!
Валентинчик, а Вам спасибо за интереснейший комментарий!
Цитата(Ukaaa @ 19.10.2012, 10:16)
Мой стаж на детских площадках – почти 7 лет. И скажу честно – я их не люблю. Если есть возможность погулять в другом месте – я выберу парк или сквер. Не хочется видеть и слышать лишний раз, как божественные детки превращаются в закомплексованных и печальных. Да и мои дети больше радуются встрече с природой, чем горкам и качелям.
Юлечка, солнце, какая ж больная тема
вот именно так - каждый день наблюдаешь, как тех, которые действительно, ЦВЕТЫ ЖИЗНИ - по чистоте, открытости, непосредствнности - как их ломают и превращают в собственное, неприглядное подобие
как их поступкам придаётся совершенно другой, извращённый смысл...а некоторые родители так просто самоутверждаются за их счёт...
и когда видишь, как действуте на детей эта несправедливость - даж не попытались понять, а с ходу наорали, запретили, да ещё и обозвали . Не отношу себя к добрым людям, но когда касается детей, когда видишь, насколько они уязвимы и не защищены от произвола взрослых - честно, сердце просто рвётся.
И как быстро дети начинают приспосабливаться...и меняться, и врать, и становятся такими, как их уже видят..хотя изначально были настроены совсем на другое.
просто жесть.....право на родительство нужно лицензировать, я согласна.
Даже если сама эту лецензию не получила бы))))
Цитата
Я теперь понимаю, что дети – это просто отражение общества.
да
Valentin
20.10.2012, 17:41
Цитата(Demira @ 20.10.2012, 16:54)
право на родительство нужно лицензировать, я согласна.
Забавно Именно тоже считаю, что надо выдавать лицензии После прохождения каких-то курсов педагогических, психологических. После тестов на психическую устойчивость и т.д. Заодно и проблемы перенаселения не было бы И качественно другой мир был бы!!
И, будьте спокойны, Ирочка, Вы бы получили
Знаете, гид рассказывал, что в Таиланде дети до пяти лет считаются чуть ли ни святыми. На них нельзя кричать и т.п.
- Но, - сказал он, - они совсем другие. На них и не надо кричать. Ему скажут, чтоб сидел и игрался, и он будет себе тихонько играться. Без истерик и т.п.
Наверное, когда дети с рождения не слышат криков и скандалов (ни по отношению к ним, ни между взрослыми), они действительно вырастают другими...
Плюс, опять же, более терпимая религия - буддизм.
Что отражается на взрослых. И, следовательно, и на детях...
Цитата(Valentin @ 20.10.2012, 17:41)
Забавно
Именно тоже считаю, что надо выдавать лицензии
а я ж как раз с Вами и соглашаюсь
, у Вас про такое прочитала
)))))
Цитата
Спасибо
вопрос сильно спорный, но"щас не об этом"
Цитата
Наверное, когда дети с рождения не слышат криков и скандалов (ни по отношению к ним, ни между взрослыми), они действительно вырастают другими...
Плюс, опять же, более терпимая религия - буддизм.
Что отражается на взрослых. И, следовательно, и на детях... [/b]
очень на то похоже
)))))
они ж очень считывают эмоциональное состояние..плюс, действительно, постоянные адекватные примеры перед глазами.
Автор - Valentin:Цитата
интересно... а я всегда думала, что это происки воспитания-выращивания...ну, там атмосфера такая дома и пр. получается, это просто может быть заложено?
И то, и другое, полагаю. Дети рождаются со своими врожденными особенностями, девиациями (легкие отклонения) и т.п.
А тут как тут и воспитание, бабушки, родители, соседи, учителя. Тоже всякой фигней по полной загрузить могут...
Но варианты-то возможны разные...
Смотрели сериал "За Гранью"?! Там в одной Вселенной был маньяк, убивавший людей. С запредельным уровнем интеллекта.
И чтобы его поймать, обратились к его двойнику в другой, параллельной Вселенной. У двойника тоже был запредельный IQ, но он был не маньяком, а читал лекции по криминалистике и был отличным психологом-криминалистом, способным по обстановке в квартире создать психологический портрет человека.
В общем, позвали его, чтобы он себя же, но в другой Вселенной поймал.
И знаете, по ходу фильма выяснилось, что росли они в одних и тех же условиях. Оба мучили и убивали животных. Их одинаково бил их отец. Все было то же самое. Но в один из дней их детства, одного отец поймал и избил до полусмерти, а другой убежал и встретил женщину, которая, несмотря на своеобразие мальчика, сумела найти к нему подход, и своей Любовью и терпением постепенно трансформировала его....
Цитата(Demira @ 20.10.2012, 19:30)
а я ж как раз с Вами и соглашаюсь
, у Вас про такое прочитала
)))))
они ж очень считывают эмоциональное состояние..плюс, действительно, постоянные адекватные примеры перед глазами.
Много раз в кругу знакомых обсуждалась нами эта тема - кому стоило бы воспитывать детей, а кому - нет. А кого и на пушечный выстрел не подпускать ко всему, что касается детства. Все с одной стороны - очень логично и правильно, а с другой... Так можно ведь и договориться до замятинского "Мы" с его отцовскими и материнскими стандартами... И еще - ведь часто бывает, что дети меняют своих родителей к лучшему. Вот был он непутевый раздолбай, слушал метал, пил пиво во подворотням, иногда где-то работал... А родилась у него дочка - стал заботливым, сам строгал кроватку ей, носит в слинге, деньги зарабатывает на семью... Это пример из жизни. А будь лицензии - и ему бы ее не дали, да. И уж начинать-то надо всяко не с родительских разрешений, а с педагогов, воспитателей, сотрудников опеки и пр. Потому что какой бы чудной ни была семья - школа внесет свой вклад. Моя старшая была чудо-ребенком, никаких драк, агрессии, "магазинных истерик" и прочего. Мы говорили с ней о красоте, о душе, о мироустройстве... А потом она пошла в школу, и характер ее довольно-таки испортился. Разве я не права?