С древних времен считается, что выдающийся талант — это, прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.
Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, — человек, а детеныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет — человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 — 80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга, до трехлетнего возраста?
Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях
Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10 — 11 месяцев, и одна из причин этого — человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своею развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка — как чистый лист бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.
Структуры мозга формируются к трем годам
Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это период от рождения ребенка до трех лет. Это примерно 70 — 80% этих соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «фронтальные доли».
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно как пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве
По работе мне часто приходится говорить по-английски. Но меня всегда беспокоят мои ошибки в произношении и интонации. Не то чтобы человек, который меня слушает, не понимает моего японо-английского, — он понимает. Но иногда на его лице появляется выражение растерянности, и он просит меня повторить что-то. Тогда я говорю это слово по буквам, чтобы меня поняли.
А вот мой соседский мальчик — ему год и два месяца — произносит английские слова очень правильно. Многим японцам трудно произнести звуки [р] и [л], а у него получается. Наверное, это происходит потому, что я начал учить английский в средней школе, а этот мальчик научился разговаривать по-английски тогда же, когда осваивал японский. Его первое знакомство со вторым языком началось с прослушивания английских записей, а потом он начал разговаривать по-английски с одной американкой, осваивая язык чужой одновременно со своим.
Это сравнение говорит о том, что, когда в уме сформирован образец родного языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, как я уже объяснял, мозг ребенка до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного японского языка, но и любого другого, причем процесс этот может, как мы уже говорили, идти одновременно. Поэтому дети в таком возрасте без особого труда могут говорить на любом языке, как на родном. Если вы пропустите этот период, вам будет труднее обучить его тому, чему он так легко обучается в раннем детстве.
Иностранный язык — не единственный предмет, которым можно овладевать на ранней стадии развития ребенка.
…Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) увеличится не очень сильно по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что усложнение психических функций и формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга - повышения активности его функционирования и усложнения структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов. Любое действие, которому ребенок обучается вновь, основано на вовлечении в активную работу новых мозговых клеток; у новорожденного активно функционирует до 20% всех мозговых клеток, в дальнейшем число активных клеток постепенно будет увеличиваться. Чем больше клеток способно в нужный момент быстро активизироваться и передать нервные импульсы, тем эффективнее и подвижнее процессы мышления, тем легче человек будет осваивать новое - для этого готова биологическая основа. Одновременно с этим происходит усложнение структуры мозга: нервные клетки не изолированы друг от друга; полученный одной клеткой нервный импульс будет передан другим, так формируются пути для передачи информации. Нервные волокна, по которым проходит импульс, как бы обрастают оболочкой, защищающей его от рассеивания и ослабления. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды, побуждающей клетки мозга к активной передаче информации, идущей от органов чувств. Бедная внешняя среда затормаживает эти процессы, а разнообразная - стимулирует; то есть внешние воздействия влияют на внутреннюю биологическую структуру мозга. Американский нейрофизиолог Х.М. Дельгадо говорит: "Мозг строит себя из внешней среды".
В настоящее время специалисты придерживаются того мнения, что наследственность даже меньше влияет на умственные способности, чем обучающая среда. Усиленно стимулировать указанные выше процессы у ребенка целесообразно в возрасте до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, и к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%. Акцентируя внимание на важность этого этапа в жизни человека, не надо забывать и о значении периодов, предшествующих ему - это период внутриутробного развития и период перед зачатием.
Интересная тема?! Ты можешь поделиться ссылкой на эту
страничку со своими друзьями или просто сохранить себе ссылку на данное
обсуждение, чтобы потом снова вернуться и перечитать!!
Тоже читала эту книгу, но не всю, очень много интересных моментов, очень много нового, того, что действительно может помочь в воспитании ребенка, но есть и то, что несколько смущает: уж слишком много ребенку навязывается при таком воспитании. Чуть ли не гений...
Живой пример мои пионеры : 3 языка с рождения, говорят свободно и без акцента. Сейчас малая, учится в английской школе пол года как говорит на англиском: акцента нет, мульты смотрит и спокойно понимает. Если у кого то есть возможность говорить с детьми на разных языках - это только + У меня вот в мечтах еще украинскому их научить
Женщина - одновременно яблоко и змея. Генрих Гейне
Мой пример несколько другой. Мы дома говорим только по-русски, но сын нормально заговорил только в 4 года, до этого только отдельные слова. У дочки вообще был до 2 лет свой язык. С немецким у детей проблем нет никаких, а вот в русском у них появляется акцент. С детьми занимаемся дополнительно русским языком по учебникам российской школы. Когда сын начал в школе изучать английский, то у него в английском появился русский акцент. А вот по-французски он говорит почти без акцента. Дочка более способная к языкам, в английском, французском акцента у нее нет вообще. Сейчас еще изучает итальянский и тоже проблем нет.
Вы хотите убрать
целлюлит?! Вы хотите иметь более гладкие ножки и ягодицы?! Вы
хотите избавиться от лишних сантиметров на талии?! И Вы знаете, что Вам
для этого нужно?! АНТИЦЕЛЛЮЛИТНЫЙ
МАССАЖ КРАСОТЫ от ведущих сайта Красотуля.ру
Отличное качество по привлекательным и комфортным ценам!!
АНТИЦЕЛЛЮЛИТНЫЙ
МАССАЖ КРАСОТЫ В в Москве >>*
Антицеллюлитный
МАССАЖ КРАСОТЫ в Петербурге >>
Женский интернет-журнал Красотуля.ру (женский форум и женский сайт) приглашают
к сотрудничеству рекламодателей.
Посещаемость женского сайта Красотуля. ру - 12-14 тысяч человек в день -
это обеспечит вам хорошую отдачу от рекламы.
Подробнее>>>>
Перепечатка любых материалов женского сайта и женского форума Красотуля.ру ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВУЕТСЯ.
С одним простым условием.
Разместите после материала
активную ссылку на этот сайт.
Договорились?!! :-))
Перепечатка материалов сайта и форума вне сети Интернет (газеты, журналы, книги) - только по согласованию с администрацией сайта.
Спасибо за сотрудничество.
Женский интернет-журнал Красотуля.ру (женский форум и женский сайт) приглашают
к сотрудничеству рекламодателей.
Посещаемость женского сайта Красотуля. ру - 14-17 тысяч человек в день -
это обеспечит вам хорошую отдачу от рекламы.
Подробнее>>>>
Перепечатка любых материалов женского сайта и женского форума Красотуля.ру ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВУЕТСЯ.
С одним простым условием.
Разместите после материала
активную ссылку на этот сайт.
Договорились?!! :-))
Перепечатка материалов сайта и форума вне сети Интернет (газеты, журналы, книги) - только по согласованию с администрацией сайта.
Спасибо за сотрудничество.