Нашим современникам полонез знаком главным образом по оперно-балетным спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий.
Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности.
Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и легкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.
На первый взгляд можно подумать, что в полонезе просто ходят, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, "вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения".
Полонез как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века. Им открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы.
В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой учтивостью, галантно указывая направление танца. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Во время танца мужчины часто молодцевато подкручивали усы, перекидывали шляпу с одной руки на другую, подавали даме то одну, то другую руку. В полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста.
Хозяин дома танцевал в первой паре с самой знатной и уважаемой дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной. Поэтому рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы по своему желанию.
Полонез, начавшись в парадном зале, мог продолжаться в саду. Иногда первая пара уводила колонну в глубь сада или в отдаленные комнаты, куда почти не доносились звуки музыки. Гости двигались, подчиняясь только внутреннему ритму. Здесь движения были более оживленными. По возвращении в зал, откуда начиналось шествие, танец снова обретал свой торжественно-церемониальный характер.
Во время исполнения полонеза существовал обычай "отбивания дамы". Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавший участия в танце, склонясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе. Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнершу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам.
Полонез берет свое начало от народного танца, называемого в Польше "ходзоны". С момента своего возникновения он исполнялся на свадебных торжествах, но затем, несколько видоизменившись, сделался любимым танцем и других празднеств. Так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами, откуда он получил название "ходзоны с хмелем", "ходзоны с подушкой", "ходзоны со свечой".
И на народных праздниках, и на пирушках полонез был тем танцем, который начинал веселье. Нередко молодежь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и быстро переходила на веселые и задорные танцы, такие, как мазурка пли оберек. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь снова переходила на полонез. Иногда им заканчивалось веселье. Таким образом, ходзоны, пли народный полонез, обрамляли целую группу танцев. В каждой местности ходзоны имели свои отличительные черты. Так, в Краковском воеводстве ходзоны исполняли несколько напряженным шагом, делали "голубцы". Танцующие в паре не держались за руки. Очень часто парень саблей "расчищал" дорогу девушке. На Куявах шаг полонеза был мягче, более скользящим, а ритм исполнения - более медленным. Парень и девушка держали за два конца платок, проходили под ним, девушка брала его в свободную руку и плавно проводила по воздуху. Во время исполнения допускались различные импр
овизации. В Силезии ходзоны танцевали медленно и строго. Здесь они походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.
Во всех областях Польши ходзоны танцевали с припевами. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.
Ходзоны были любимым народным танцем. Его незатейливую хореографию крестьяне всячески украшали и расцвечивали. Так, в XVII-XVIII веках девушки танцевали ходзоны в венках. Они шли одна за другой, тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки, дарили их своим любимым и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужней женщиной или вдовой. До сих пор в Польше танцуют свадебным полонез с кружками пива и со свечами или факелами.
Со временем ходзоны попали к бедной шляхте, и только в XVII веке полонез перешел в дворянские залы, в замни крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомились иностранные гости и разносили его славу по всей Европе. Балетмейстеры Парижа - города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, - переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, то есть польский. Как уже говорилось, в XVIII веке полонез стал популярным во всей Европе. Польский народный танец ходзоны все больше и больше терял свою простоту и делался танцем привилегированных классов.
Источник: Васильева-Рождественская М. В.
Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1987
Кавалер ведет даму правой рукой.
Основной шаг полонеза состоит из трех обычных шагов: шаг с внешней ноги на носок ("заигрываем с кем-то не стороне"), шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу.
Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги ("заигрываем со своим партнером").
Таким образом рисунок получается: носок, носок, стопа.
При первом шаге идет легкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Далее идем вытянувшись вверх. Осанка гордая, благородная. Плечи раскрыты.
Фигуры
Променад - promenade: Пары основным шагом движутся по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.
Колонна: Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга.
Все продолжают движение вслед за первой парой и т.о. постепенно выстраиваются в колонну.
Прочес - la traverse: Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между собой и своими дамами дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Т.о. получается своеобразная "расческа" или "решеточка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу.
Фонтан: - la fontaine Пары выстроены в колонну в начало зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идет по полукругу в конец зала. Дама первой пары идет направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара (первой пары) и только после этого расходятся как первая пара.
Веер (выполняется обычно после фонтана): Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся таким образом: нечетные пары идут в правый угол начала зала, а четные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.
Расход (выполняется аналогично вееру): Из колонны первая пара доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до ее места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечетные пары по правой стороне, четные по левой). Каждая пара "уходит" назад только на начало следующего такта ("раз").
Звёздочки (выполняются за 8 тактов): Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом четные пары догоняют впереди находящиеся нечетные, а нечетные, наоборот, отстают (разбиваясь таким образом по четыре человека). На первый счет дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары - через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта - второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение.
Шен (шент, цепочка, гирлянда) - la chaine (выполняется за 8 тактов): И.п.: Кавалеры располагаются в кругу лицом по обычному направлению движения, их дамы лицом к ним (соответственно, кавалеры стоят левой рукой в центр круга, дамы - правой рукой в центр круга). (Шен идут также шагом полонеза).
Кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами (при каждой встрече слегка кланяются друг другу). Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца или иначе, как указано в конкретном описании.
Линии (четвёрки) - выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост по двум сторонам круга - 4 такта.
Кавалер первой пары , дойдя до центра хвоста зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четверка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними.
Соло дам - 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (еще 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне ее талии, как будто прикрывая ее сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта).
Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идет обратно по "коридору" в хвост зала. За ней остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т.д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер.
Расход партнеров: Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга лицом в одну сторону (как для traverse). Партнеры, которые стоят внутри, за четыре ОШ обходят по небольшому кругу в центре. Другие партнеры также обходят по небольшому кругу, но снаружи. Т.о. получается восьмерка, один "кружок" которой обходят партнеры, стоящие внутри, а другой - те, которые стоят снаружи.
Обход дамы: Кавалеры становятся на одно колено и подают даме правую руку, дама обходит за четыре ОШ вокруг кавалера против часовой стрелки