Из живого человека в сексуальный объект
Во множестве фильмов сюжет строится на том, что вначале женщину, вписывающуюся в современный стандарт красоты, называют "страшной", "толстой" и другими, якобы нелестными эпитетами, а потом случается чудесное преображение, и весь мир падает к ее ногам. Еще не будучи феминисткой, я терзалась вопросом, почему этих успешных, интересных, умных персонажей все в их окружении, считают "уродливыми неудачницами", а зачастую и травят за это. Ведь эти девушки объективно красивы! Что со всеми ними не так? Или со мной что-то не так?
Как выражается эта "красота" и "успешность" в популярных произведениях? Попробуем разобраться вместе, начнем от противного. Частыми признаками "некрасивости" являются: очки, волосы натурального оттенка, собранные в простую прическу, отсутствие кричащего макияжа, не выщипанные брови, удобная, практичная или, в редких случаях, экстравагантная одежда, нравящаяся героине, но не модная и не сексапильная. Как правило, это женщины занятые, увлеченные своим делом, например: ученая ("Красотки"), директор ("Служебный роман"), отличница ("Это все она"), полицейский ("Мисс Конгениальность").
Непременным атрибутом таких фильмов является то, что там присутствует "красотка" — женщина, популярная и успешная у мужчин, при этом подчеркивается ее глупость, недалекость, необразованность. Тема столкновений двух женщин лбами, представление их соперницами, очень популярна в любых жанрах. Одна из них всегда будет отмаркирована как модная, худая, сексуальная, та, которой надо завидовать, вторая же будет более умелой в каком-либо деле, и названа толстой и немодной, менее привлекательной для мужчин (например: "Тайны Лауры", "Эпизоды"). Все фильмы такой тематики грешат таким штампом.
Поначалу ум одной героини противопоставляется красоте другой, словно заставляя зрительницу выбирать из этих двух вариантов. Но потом нам говорят: "Эй, ты тоже сможешь стать красоткой, надо только постараться!". И начинается чудесное превращение, которое в некоторых случаях запускает признанная "красотка" (например: Алекс из "Красотки", Верочка из "Служебного романа"):
- очки меняют на линзы;
- волосы на голове стригут, красят, укладывают в замысловатую прическу;
- и без того отсутствующие на теле волосы удаляют;
- героиня посещает солярий, фитнес (чтобы сбросить лишние, не существующие, килограммы), стоматолога для снятия брекетов и тд.
- "естественный" макияж меняется на вечерний;
- надевается неудобное кружевное белье (пуш-ап лифчик, корсет), обтягивающая, сковывающая движения, не греющая одежда, считающаяся соблазнительной и сексуальной;
- женщину учат по-другому смеяться, ходить, садится, общаться и тд.
После выполнения всех хитрых манипуляций, которые почему-то не опустошают кошелек героини и не отвлекают от обычных дел, женщины наконец получает главный жизненный приз — его. Ну и что, что он на протяжении всего фильма оскорблял, унижал, использовал героиню, он же наконец снизошел до ее новой, "улучшенной" версии, и полюбил, конечно же, душу, а не оболочку.
Казалось бы, обратная ситуация в фильме "Пухлая революция". В этом фильме героиня успешная модель весом 48 кг и 44 размером одежды, больная анорексией, а также редкостная фэтфобка, к концу фильма становится счастливой толстой женщиной 66 размера и весом 70 кг (эти цифры звучат в фильме). Но у этой "чудесной" истории 2 недостатка.
Первый, До А Ра делает это ради мужчины, которому нравятся полные женщины. Сцены "откорма" героини просто отвратительны, а иначе их и не назовешь. Например, музыкальный эпизод, когда все посетители кафе танцуют и поют: "Ешь! Ешь! Ешь!". Или сцена, когда пополневшую гравную героиню заметил возлюбленный и пригласил на свидание, на котором она должна съесть 20 стейков за раз, в процессе поедания которых До А Ра падает в обморок. Вишенкой служит то, что в конце фильма, когда хепи енд свершился, мужчина говорит ей: "тебе не мешало бы похудеть на 2 кило". Откровенно, после такого я не хочу смотреть фильмы. Мне кажется, просмотр этого фильма - верный способ заболеть расстройством пищевого поведения.
Второй недостаток — это обман зрителя. Разумеется, актриса все в том же весе, что и в начале фильма, ей просто дали одежду, которая мала, причесали и накрасили по-другому, и объявили толстой. К сожалению, ситуация, когда толстую женщину играет худая актриса, и ее почему-то на протяжении всего произведения называют толстой, часто встречается в кино. При просмотре таких фильмов у меня возникает такое чувство, словно все видят что-то, чего не вижу я, или кто-то просто решил свести меня с ума.
Итак, подведем итоги. Почему фильмы о внешнем преображении - это плохо:
1. В них успешность женщины оценивается через внешность и наличие у нее мужчины, мужского внимания, это недопустимо. Нам внушают, что впечатления посторонних людей о нашей внешности имеют первостепенное значение, и что это важнее, чем просто быть самодостаточной и довольной собой, такой, как героини до преображения. Этот образ навязывают киногероини, особо не меняющиеся в процессе.
2. Красота — это социальный конструкт. Это настолько узкие рамки, что киношные "красотки" и "уродины" порой неотличимы друг от друга ничем, кроме очков и мешковатой одежды. Так и хочется крикнуть режиссерам этих фильмов: — Хватит насаждать стереотип, что очки это магический предмет, делающий людиню уродливой. Это волшебная вещь, помогающая лучше видеть. У женщин есть волосы не только на голове, и это нормально. Удобная одежда — это классно. Если ты не согласен, просто начни делать и надевать все то, что твоя "красотка"- персонаж, и отстань уже от женщин со своими садистскими фантазиями.
3. Зачастую за внешним преображением следует и внутреннее, когда женщину учат быть удобной для мужчины, например - смеяться над его несмешными шутками и не отпугивать его своим умом.
4. Все в таких фильмах вертится вокруг мужчин. Они служат спусковым механизмом изменений героини. Женщина идет в спортзал не потому, что хочет стать здоровее или выносливее, она делает это для того, чтобы ее оценили и заметили. Чтобы вместо нее, личности, появился сексуальный объект, который оценят по вдувабельности.
5. Мощный газлайтинг, заставляющий женщин сомневаться в реальности и своей оценке происходящего. Накрашенные актрисы, изображающие персонажей, не пользующихся косметикой, бритье безволосых тел, худые женщины, которых называют толстыми и тд.
6. Таких фильмов про мужчин не существует. Ведь ценность мужчины не в красоте и не в наличии женского плеча рядом.
- Я недавно посмотрела "неоновый демон", там не о преображении, но фильм настолько удручает, что, вот уже неделя прошла, а меня не отпускает. Этот фильм вообще очень странный. Я не поняла его.
- Как раз сегодня смотрела по телеку Не родись красивой. И я тоже ношу очки, а сестра все время говорит, типа, сними, а то выглядишь уродливо. Как тут объяснить, что не мне-то в башку стукнуло их напяливать? Но сестренка каждый день смотрит фильмы онлайн про этих красоток-дурнушек и все бесполезно.
- Если бы худоба, линзы, мэйкап, шмот и каблуки меняли чью-то жизнь. Аж на невеселый смех пробирает. Я, конечно, могу всем этим баловаться, когда настроение и время позволяют, но чтоб это у кого-то фурор вызвало, это ж фейспалм, госпожи. 66 размер = 70 кг. Мда уж. Альтернативная у них там математика.
- А ведь так и есть! Почему то не задумывалась над этим, пока не разобрали по косточкам в статье. Единственное всегда смущало, что толстыми вообще не полноватых, даже и не коренастых называют в фильмах. Это ужасно удручает.
- По фильму пухлая революция, девушка ростом 180 почти, т.е. 70 кг это даже не предожирение. Это нормальный вес, она не может быть с такими параметрами толстой ну никак! Куда катится мир?
- Мне всегда казалась Бриджит нормального телосложения, совсем не толстой. И Катя Пушкарёва как-то больше привлекала до. Ну, блин, чтобы были лучшие фильмы, нужно было убедить, что эти нормальные женщины некрасивы.
- Мою жизнь меняют, правда в худшую сторону. Свист по дороге, попытки знакомств от явно асоциальных элементов (да и вообще любые попытки знакомств по дороге, когда не до них), постоянные гримасы мужчин на тему, что "ну она же все время тратит на макияж, как она вообще может в чем-то разбираться" и т.д. Обо всем этом в фильмах часто ни слова.
- Ой, а разве Бриджит называют толстой? Или это у меня книжка отложилась в голове отчетливее, чем фильм. Она же совершенно не полня женщина, нормальная.
- На самом деле, мне кажется, Служебный роман немного выбивается из общего ряда.
1) герой влюбляется в героиню доее преображения, и это заметно и очевидно. именно что из-за личностных качеств. да, он говорит "вы одеваетесь только без лоска", но в конечном счете это просто треп.
2) ее преображение влияет не на интерес героя к ней, а на "признание общественностью", что тоже, безусловно, отвратительно, но ей и до этого неплохо жилось.
3) герой, напротив, в какие-то моменты защищает героиню перед общественностью, например "она не старуха".
Единственное, что она некий синий чулок, но это штамп многих советских фильмов.
- Вы пропустили "не" в "женщину, 'не' вписывающуюся в современный стандарт" У героини фильма "Мисс Конгениальность" преображение было вынужденным, чтобы внедриться на конкурс красоты. Я, честно сказать, не помню, чем закончился фильм, и осталась ли она "красоткой", но сомневаюсь. У неё работа не способствовала.
- Но он же вначале за Людмилой Прокофьевной пытался ухаживать ради повышения, а так отзывался о ней нелестно (прям проводится параллель с не родись красивой, где мужчина за Катей ухаживал из-за того, что они фирму на нее записали). Этим фильмом хотелось подчеркнуть, что преображение - вполне классический прием для русских произведений. Вот еще пример, "самая обаятельная и привлекательная", хотя там по настоящему позитивный финал преображения, героиня понимает, что это притворство не для нее, и возвращается к тому, что любит. Там преображение с откатом, если можно так сказать.
- Я бы еще добавила пункт о вредности таких фильмов:
Создается стереотип, что умная женщина и хорошая специалистка должна обязательно противопоставлять себя канонам красоты, а лучше не только не тратить время на ненужные вещи типа макияжа или эпиляции, но и забывать о банальной гигиене и правилах поведения за столом. Стройная, длинноволосая девушка с чистой кожей обязательно показывается недалекой гламурной пустышкой. В то же время для того, чтобы не пользоваться макияжем, нужно быть как минимум золотой медалисткой школы или образцовым агентом полиции. Чтобы было оправдание. Простой кассирше бунтовать против красоты не положено.
Появляется стереотипы, что все красивые девушки - тупые, а умные - страшные мымры. И девочки, фактически, с детства стоят перед выбором, быть тупой или страшной. И нигде не говорится, что можно быть и то, и другое, ни то, ни другое или вообще не пойми что, и быть счастливой.
- Она в финале получает парня, коллегу урода который заметил ее только после преображения. И такой красоткой Мисс Конгениальность осталась. Во второй части она мало того, что осталась "красоткой", так еще и стала преподноситься как стерва. Но это тоже негативный штамп, когда сексуальность приравнивается к стервозности.
- Мдя, правда, была не его (то есть он сам скорее всего не стал бы так делать). Ну, и приоритеты быстро поменялись. в общем-то, ухаживать ради повышения он перестал после первого злосчастного вечера. Потом он просто ходил и ухаживал нормально. Преображение - да, прием используется, просто мне кажется, не в такой мере, что в остальных примерах здесь (конечно, из тех, что я видела). Извините, я просто нежно люблю этот фильм, и считаю ту историю любви чуть ли не лучшей, поэтому так рьяно защищаю героев.
- Не, тут фишка как раз в том, что именно вписывающуюся, только одевшую очки и "не модную" одежду. А в остальном эти все страшные, как нам преподносят это, женщины – вполне нормальны, красивы.
- Ха. Когда вышла "Не родись красивой", моя новая школа обнаружила, что я удивительным образом похожа на главную героиню. Ну а как еще, я ношу простой низкий хвостик, мои волосы каштановые, очки опять же, брекеты и скромная неброская одежда. И меня стали дразнить всей огромной школой. Я реально была известна на всю школу (спустя несколько лет одна из моих лучших подруг, которой на момент психоза я не была даже знакома, потому что она училась в другом классе, с удивлением спросила "Так ты и была что ли той самой Пушкаревой из а класса?"). И знаете, что было самое смешное? Мне было 11 лет, я училась в 5 классе. Каким больным должен быть этот мир, чтобы дразнить девочку за то, что она не красится и носит обычную одежду? Неужели женская сексуальность должна бить из ребенка? Все время вспоминаю Гермиону в конце первого фильма, где она в белых колготках и пушистой кофте. И тогда это считалось нормальным.
- Мы как-то читали про "Пугало". Там про рыжую девочку с косичками, изгоя, её типа все ненавидели и жутко травили. Угораздило меня тогда прийти с косичками в школу (я – рыжая, и еще тогда меня недолюбливали). Капец.
- Нереально злюсь на такое кино. Во-первых, полностью отвергается мысль, что можно не заморачиваться на мнении окружающих. А во-вторых, подчеркивается, что если женщина что-то в себе изменила, то мотивацией может быть самец и только он.
- На меня в 12 лет косо смотрели, потому что не крашусь и не хожу на дискотеки. И еще не набиваю носками лифчик пуш-ап, чтобы сделать свою еще отсутствующую грудь сексуальносй.
- Я вас поддерживаю. Нигде не показывается, насколько ухудшается жизнь женщины после такого "преображения" и сколько на внимание "приятных" ей мужчин приходится внимания от ублюдков. Только жаль, что в кино не упоминается о той обратной стороне, с которой столкнулись эти красивые девушки.
- Кстати, может кто-то посоветовать фильмы о внутреннем преображении, об обретении любви к себе и принятии своего "я"? Выше уже писали про "Самая обаятельная и привлекательная", вот что-то наподобие этого хотелось бы
- По понятиям моей школы, я была "стремная" - лишний вес (ожирение было 4 степени и это в 10 лет то), 'непослушные' волосы, не сильно опрятная. Были моменты, когда меня откровенно "чмырили", но в целом одноклассники относились снисходительно, ибо я была отзывчивым ребёнком и всегда помогала, объясняла и часто прикрывала их жопы. Годы шли. Я поступила в хороший ВУЗ. Получила тех образование, работаю по специальности. Но на 3 курсе я начала меняться внешне - изменила цвет волос, сделала татуировки, иногда крашусь достаточно ярко. И знаете что? Я не поменялась в том, что я как была 'умной девочкой', так и осталась. А вот отношение ко мне поменялось. Теперь во мне видят только 'яркую картинку'. Почему я не могу быть "привлекательной" по меркам общества, и в это же время достаточно умной и сообразительной? Почему или серые мышки, или тупицы?
Что с этим миром не так? Откуда этот стереотип?
- Как раз вчера столкнулась с лукизмом на учёбе (актёрско-режиссёрский курс), где мне предложили из-за более высокого роста и более пухлого телосложения, чем у всех, играть медведя Балу. Отказалась и указала на лукизм и полное несовпадение с персонажем по психофизике, так поняли только 1 процент, даже снова стало закрадываться ложное ощущение, что это с моим восприятием что-то не так. Так что эта статья - как бальзам на душу.
- Кстати, в свое время мне нравился сериал My mad fat diary, про толстушку школьницу. Там не было ее преображения в модель, а показывалось, как она училась быть такой какая она есть. Еще нравится старый клип Pink - Fucking Perfect на эту же тему.
- Я из уродин в удобной одежде, кедах, с пучком и без косметики. В наивной юности ходила на тренинг стервология. Там, конечно, было много "вкусного", в том числе и про одеваться и двигаться привлекательно. Юбки только мини, под ней чулки, кружевное белье и прочие атрибуты сексапильной женщины. Так вот на мой вопрос - а как быть зимой, ведь попа же мёрзнет? Мне ответили, что ради мужика можно и потерпеть, а если хорошо постараться, то он, возможно, подарит шубу. И тогда можно переходить на следующий уровень - ходить в шубе на голое тело и каблуках. Не это ли дискриминация женщин?
- Интересно, Бриджит Джонс преображалась ради красавца, а выбрала "задрота". Вроде в новом фильме ситуация изменилась и уже за неё будут бороться красавец и задрот. Впрочем, это впечатление от трейлера, кина я не видела.
- О, наслышана о таких тренингах - садиться на стул (или кресло) так, будто, кхм, садишься на член - из той же серии. Какой-то треш. Я уж не знаю, как потом чувствует себя девушка после такого, хм, опыта.
- Я была ботаничкой в унылой одежде, и мне гадости говорили чаще, чем "дай списать". Когда на 3-м курсе подстриглась и покрасила волосы, ко мне стали приставать даже те, кто звал меня гориллой (я мулатка). Вот оно, признание. Причем я так и осталась, по мнению многих, простушка.
- По-моему, ещё не упомянули фильм "Дьявол носит прада". Там героиню несколько раз упрекают за то, что она слишком много ест, у неё большой размер одежды, а сама она про себя говорит, что "полновата". Да каким образом? Она худая, что до преображение, что после.
- Как хорошо, что я редко смотрю сериалы. И на стереотипы положить хотела. Я живу в том теле, в котором мне удобно. Ношу одежду, в которой мне удобно. Редко крашусь, потому что мне так удобно. И мне пофиг, что и кому там нравится!
- Никогда не понимала, что "уродливого" в очках. Ну, никак. А сейчас, кажется, что они стали даже модными. Видела людей обоих полов, которые в них смотрелись довольно стильно.
- Порой возникает чувство, что киношники считают нас тупыми. Берут симпатичную актрису, надевают очки той формы, что ей не к лицу, брекеты, мешковатою одежду цвета дохлой мыши или испорченного шоколада. И вот, смотрите, перед вами уродина! А потом меняют очки на линзы, снимают брекеты, делают другую прическу и меняют гардероб. Смотрите, красавица! Мужики падают штабелями! Какая же гадость все это ваше "перевоплощение". Особенно если героини и до не толстушки, и с зубами все оки.
- Когда я училась классе в восьмом, по телевизору шел сериал "Моя прекрасная толстушка". О наследнице огромного состояния, толстой и в очках, в которую ,в конце концов, влюбляется главный сериальный красавец, а она потом пропадает и возвращается с 40-м размером одежды и блестящими волосами, помню, мне тоже тогда хотелось куда-нибудь так "пропасть". В тот год, регулярные диеты и голодания стали для меня нормой.
Хотя, в самой последней серии, показали, что она опять потолстела, и у неё всё было здорово, но в 14 лет, мне это казалось фантастикой.
- Только так оно и работает в жизни. Надела обтягивающую кофточку - внимания в 2 раза больше. По схожей причине не ношу мини. Только юбки не намного выше колена.
- Вообще, как актриса и будущая режиссёр, понимаю, что беда творится глобально в головах у людей, особенно - у подавляющего большинства коллег, особенно - в России. До сих пор ещё периодически чувствую себя бессильной перед всем этим и одинокой со своими взглядами, хотя и осуществляю решение работать в свободе от всех этих стереотипов. Я за права женщин. Которые, увы, только на словах.
- Фильм "Мисс конгениальность" мне очень нравится, и изменяли её там внешне ради спецзадания (ей не повезло, что в отделении, кроме неё были одни мужчины), и не получила она "бонусы" за это, а всё время протестовала, что ей не дают есть, учат вести себя не естественно, и даже оружие отобрали, и в конце, она возвращается к привычному хвостику и удобной одежде. Главный поборник красоты там Майкл Кейн, он много иронизирует по поводу манер главной героини. Я бы сказала, что это хороший фильм, про женскую дружбу, хотя бы из-за этой цитаты:
- "Если кто-нибудь, кто угодно, причинит вред моим новым подругам, я его уничтожу. Он будет так страдать, что пожалеет, что появился на этот свет, и я буду преследовать его, пока не отомщу."
А конкурс талантов с демонстрацией приемов самообороны. В общем, люблю этот фильм.
- Еще добавлю, мой последний бугурт. Сериал "Волшебники", две героини - Элис и Марго. Элис подают как "страшненькую заучку, ты только посмотри как она одета!", Марго - типичный образ "ракованной секси чики, которая нравится мальчикам".
А теперь пик релейтед.
Алиса: худая, всегда с мейком, юбки не ниже колена (чаще - середина бедра), очки, простая прическа, каблуки сантиметров по 7 всегда.
Марго: худая, всегда с мейком, юбки плюс обтягивающая одежда, без очков, волосы распущены, каблуки.
Я так с этого горю, кто бы знал. Найдите 10 отличий, почему одна "не очень одевается, серая мышь" а другая клевенькая. Они одеваются одинаково, имеют одинаковые фигуры и практически одинаковый мейк. Кстати, кто не смотрел, сможет ваще определить, кто из них Элис, а кто Марго.
- Мне в этом смысле нравится фильм «Двое: я и моя тень». Там главная взрослая героиня полная и совершенно прекрасная. Она не пытается ни под кого подстраиваться и чему-то соответствовать. Цельная, и тоже увлеченная своим делом. И хотя хэппи-энд фильма связан-таки с мужчиной, мне кажется, она была бы счастлива при любом исходе. Фильм, в котором показано, что полные девушки могут быть счастливы и без преображения. Очень позитивная история!
- Ещё сериал "Дурнушка Бетти", та же история, что и в "Не родись красивой", один в один. До и после "преображения", найдите 10 отличий, я не нашла.
- Вам не кажется. Очки действительно стали модными. Интересно, бритьё когда-нибудь перестанет быть модным? Может, появится новый тренд, начнут появляться всевозможными средства для поддержания волос на отдельных участках тела в порядке, специальные расчески. Не, ну а кто знает эту моду.
- В этом сериале как раз не стояло сутью преображение, как в нашем, где на него делался упор. Мужской персонаж изначально не оскорблял и не унижал героиню, а по ходу сериала они все больше становились друзьями. В "Дурнушке Бетти", все как раз построено крайне противоречиво.
- Только сегодня думала об этом. В подростковом возрасте обожала программы вроде модного приговора и снимите это немедленно. И с тех пор, как узнала про принятие себя и принимаю себя, с ними как-то не сталкивалась. И вдруг резко осознала, что они из себя представляют. В этом мире толстые девушки (кстати, толстая я только в их представлении, ибо вешу 65 кг при росте 173) особо не котируются. Но сейчас мне пофиг.
- Не знаю, мода - непредсказуемая штука. Мама мне рассказывала, что не так уж давно подмыхи никто не брил, и это было нормой. Но мне непонятна мода на каблуки. На очень высокие каблуки. Смотрю - аж у самой ноги ноют. Для меня обувь, в которой невозможно нормально бегать - это априори плохая обувь.
- Ох, про каблуки и не говорите. Меня всегда в этом плане напрягали куклы. Мне казался изгиб стопы Барби странным и неестественным, еще в детстве. Но сейчас это дошло до крайности у Монстр Хай с их стоянием на кончиках пальцев, огромными платформами и каблуками.
А что думаете вы?