Нынче просторы интернета пестрят всевозможными статьями про «женское счастье» и «женское предназначение»... Просто открывая страницу новостей в контакте, даже не будучи подписанной на паблики соответствующего содержания, нет-нет, а натыкаешься на посты, касающиеся того, как «служить мужу» и быть идеальной женщиной (автоматически подразумевается «женой», «матерью», иногда «любовницей» - ничего более). Ох, как это сейчас модно! Модно возвращаться «к истокам» «ведическому знанию», и «мудрости предков», а, на деле, часто попросту к пережиткам патриархального домостроя, в котором женщина лишена собственного места и значимости, и таковое место ей способен указать только мужчина. Только он становится мерилом правильного и не правильного, центром вселенной, царем женской судьбы. В приготовлении ему вкусных и питательных обедов, в обслуживании его гордыни и в рождении ему наследников и состоит женское предназначение…
Интересно, в курсе ли современные последователи этих представлений, что в Индии, стране, где берут корни все нео-индуистские культы Запада, до сих пор родиться девочкой очень не выгодно и обидно. Мальчик − наследник, родить мальчика для женщины − значит состояться в жизни, а та, кто рождает только дочерей, может быть изгнана из дома мужа. Интересно, в курсе ли эти знатоки древних традиций, что до сих пор во многих уголках этой, по-истине, удивительной страны практикуется обряд Сати, когда женщина добровольно восходит на погребальный костер мужа. А ведь брачный возраст в традиционных общинах Индии очень низок, и добровольно лишающая себя жизни верная жена может быть всего лишь 16-летней девчонкой. Да и судьба вдовы или разведенной не завидна. Иногда кажется, что самосожжение было бы лучшей долей… Официальные власти и организации отстаивающие права женщин в Индии вовсе не поддерживают такую практику, но она органично вытекает из целого ряда глубоко укоренившихся в умах людей представлений и правил, касающихся семейной и общественной жизни. Веками женское и мужское в сознании общества кристаллизовались, приобретая незыблемые формы, становясь частями неподвижной иерархии, фиксированной системы отношений и ценностей.
Но зачем такие традиции нам, западным людям, которые давно, кажется, перешагнули рубеж сексуальной революции, давно и успешно пользуются, порой не замечая этого, плодами женского движения 19-20 вв.? Почему современные женщины, сами с такой охотой склоняют голову перед неясным образом мужчины-царя и бога и перед своей «женской судьбой», предложенной им совсем иными культурными нормами и следуют по пути ведической женственности?
Как редко мы вспоминаем, говоря о мужском и женском, что каждый из нас, прежде всего, человек со своей судьбой и единственной, неповторимой жизненной темой. Это значит, что за гранью гендерных различий в каждом есть нечто первичное, целостное и требующее к себе повышенного внимания. Но именно этот центр, эта целостность, суть часто остается незамеченной. Мы часто концентрируемся на тех оболочках, «одежках сути», которые обретают очертания социальных, возрастных и гендерных характеристик. Набор этот строго ограничен, как правило, предписаниями, выработанными целым рядом поколений, точно знавших, «как жить», а главное − зачем.
И вот женщине − ее внутренний мир, устремления, таланты, желания в этом случае не важны − предлагается простая модель счастья, достижимого через строгое следование своей гендерной идентичности (на самом деле, лишенной в рамках этой системы многих естественных и значимых аспектов) - ведическая женственность. Возможно, уход женщин в подобные концепции связан со стремлением к безопасности. Мир так сложен, свобода обременительна, ведь она подразумевает ответственность за всякий свой выбор. Если за меня мне уже проложили дорожку к счастью, и осталось только лишь следовать ряду правил, то как не попробовать? Если так убедительно в многочисленных блогах и пабликах пишут о том, что все наши женские беды лишь от того, что мы, несчастные, не соблюдаем своей «истинной» роли, следуем мужским путем. А проще говоря: забыли свое место. На кухне и при детях, если конкретнее.
Психолог, исследующий архетипические модели мужского и женского в своих книгах «Боги в каждом мужчине» и «Богини в каждой женщине», Дж. Болен предлагает интересный взгляд на сущность гендерных моделей. Она фактически рассматривает мужское и женское, как состоящее из множества граней. Обращаясь к классической греческой мифологии, автор выделяет целый ряд мужских и женских архетипов, которые, несмотря на то, что они глубоко укоренены в культуре и в нашем бессознательном, не вписываются в узкие рамки представления о мужском и женском в обществе. Преимущественно, патриархальном обществе, ориентированном на крайне брутальную, воинственную, сексуально-агрессивную мужественность и мягкую, податливую, принимающую женственность, становящуюся объектом для проявления мужских качеств, и не имеющую самостоятельной ценности. Но Дж. Болен говорит о многосценарности жизни женщины (наравне с жизнью мужчины), просто опираясь на древние архетипические образы Богинь Олимпа. Среди них не только Гера-жена, Деметра-мать, Афродита-любовница, Персефона – дочь и невеста (силой и обманом, к слову сказать, украденная будущим мужем Аидом). Эти женские роли достаточно «легальны» в современном обществе, все еще придерживающемся патриархальных основ. Но исследовательница мифов выделяет и такие образы, как Афина− богиня войны (казалось бы, не женское дело), ремесла и мудрости, Артемида − носительница мощного соревновательного потенциала, никогда и ни в чем не желающая уступать мужчинам, как не желаюшая и принадлежать кому-либо; Гестия − хранительница очага, но не столько семейного, сколько храмового, то есть та, кто, оставаясь девственной, причастна тайнам мироздания и избирает для себя жреческий путь.
Дж. Болен даже выделяет эти архетипы в отдельную группу «девственных богинь», подчеркивая их право на самоопределение вне влияния противоположного пола. Но самым важным в этой модели является то, что каждая женщина в своей психике носит зародыши разных архетипических образов, имея возможности для их проявления и развития.
Пусть никого не смущает то, что опору для своих исследований Дж. Болен находит в западной мифологии. В мифологии той же Индии есть иные образцы женственности, не похожие на те, которые пропагандируются современными около-религиозными секстами, распространяющих концепцию ведический женственности. Именно Индия − родина потрясающих по своей глубине и красоте философий Тантры и Шактизма, в которых женщина не только не лишается самостоятельного значения по отношению к мужчине, но и ставится на пьедестал почитания, как Богиня. Хотя, надо признать, что такие философско-эзотерические направления всегда были оппозиционны основным тенденциям индийского патриархального общества.
По-сути, в западном, равно, как и в восточном сознании некоторые естественные для женщины роли оказались просто вытеснены за круг привычных для патриархального общества моделей. Остались только три допускаемы для «настоящей женщины» роли: мать, жена, любовница (нередко, лишенная самостоятельной инициативы и права на удовольствие). Это несказанно мало для подлинного проявления сути.
Но как велик соблазн пойти за счастьем по проторенному пути женственности... Кем проторенному? Поколениями бесправных, необразованных женщин, ценившихся, как дорогие игрушки или хорошие служанки. Именно такой путь предлагает женщине умирающий в медленной агонии патриархальный мир. И именно на души, страшащиеся собственной свободы, ложится тень всех этих простеньких учений. Учений о мире, где даже бог − мужского пола. Если он и имеет спутницу, то ее функции часто сводятся к тому, чтоб массировать мужу ноги.
Мне странно видеть в современных женщинах, которым открылась дорога к самостоятельности и знаниям, к возможности дышать свежим ветром, эту рабскую тоску по прежнему положению... Но я, как историк, вспоминаю тут, что после отмены крепостного права в России, многие бывшие крепостные плакали горькими слезами об утрате старого порядка, в котором их место было четко определено. Открывающаяся пропасть свободы только пугала их. Так и тут... Связь с той свободной «дикой женщиной», царицей матриархата, нашими современницами давно утеряна, заслонена столетиями тщательной обработки мозгов, тщательной дрессировки и тренировки навыка ходить в узде. Неприкаянность, незнание своего подлинного потенциала сбивают с толку. Вот и тянет современных, усталых от городской гонки женщин назад, к жизни "по закону предков". Но что если обратиться к опыту «предков предков»? Что было ДО? Чем жили поколения той глубокой древности, когда женственность обожествлялась? От этой эпохи осталась совсем уж жалкая горстка мифом, ведь их большинство было вытоптано конными армиями мужчин-завоевателей и владык.
Но если приглядеться внимательно, можно увидеть, как регрессивному про-патриархальному потоку исподволь противостоит поток пробуждающееся древней и дикой женственности, свободной ради себя самой, целостной и обретающей опору в самой себе. Сколько женщин сейчас оставляют патриархальные религии и устремляются к иным формам религиозности, провозглашающим женское начало основой вещей или же стремящимся к уравниванию и примирению мужского и женского. Сколько женщин сейчас стремятся к самостоятельности, знаниям, сколько из них обретают себя в творчестве и работе, путешествиях и активном участии в экологических, общественных и политических движениях.
На космическом циферблате уже начало новой эры. Старая энергия борется изо всех сил, но она не устоит, если мы будем просто следовать своей целостности, вопреки заманчивой перспективе следовать проторенным, но чуждым путем. И это вовсе не значит, что женщинам стоит отринуть материнство или запретить себе счастье в любовном союзе. Вовсе нет. Просто все это гармонично должно вырастать из глубинных и сущностных запросов данной конкретной личности, соответствовать выбранному ею пути развития. И никто кроме нас не вправе решать, что для нас лучше, никто не вправе навязывать нам свою форму счастья или свое понимание женского предназначения. К. Гильман
- Согласна, что женское счастье и женское предназначение уникально, как и мужское. Моя бабушка любила водить трактор, она реально от этого кайфовала, она была в этом деле асом и просто обожала сам процесс. А её муж мой дедушка очень сильно любил шить. Это было его страстью, у него прямо руки чесались при виде иголок и ниток.
- Посыл верный: счастье у каждого своё. Но жаль, что автор делает выводы из каких-то поверхностных впечатлений и, судя по статье, в предмете осуждения не разбирается. А в учении ведический женственности всё несколько иначе. И уж ни в коем случае не предлагается позволять вытитрать о себя ноги и наплевать на собственное желания. Очень даже наоборот.
- Да, уверена, что фанатики есть в любых течениях. Люди, которые интерпретируют и слышат то, что желают слышать. Мне нравится книга о предназначении женщины Ольги Валяевой, например, потому что в определённый момент жизни она мне сильно срезонировала и открыла глаза на определённые аспекты моей жизни и общественной. Именно тогда я задалась вопросом, а что именно я бы хотела изучать в школе, если бы у нас в обществе существовала свобода выбора. И увидела, что я бы посвятила свою жизнь вязанию кружев крючком. Просто вот все бы силы и внимание направила именно на это. А не на то, чтобы учиться на экономиста и воевать за рабочее место затем.
- Я много общалась лично с девушками, придерживающимися взглядов женственной женственности, много слушала лекции ведических "учителей" (ох, как правило, мужчин), читала книги и статьи. Обвинение в поверхностности, таким образом, отвергаю. Никому, в свою очередь, не навязываю своего мнения, критики ведический женственности. Просто стремлюсь затронуть, актуальную, на мой взгляд, проблему.
- Зерно истины можно найти где угодно, ведь так? Главное, чтоб то, что вы принимаете, было созвучно лично вам. Но вот когда из этого делается образец для всеобщего подражания, это не так уж хорошо. Многие ведутся на это женское предназначение и женственную женственность от усталости, когда сбиваются со своего настоящего пути или в минуты сомнений и застоя. Лично видела, увы.
- Учителя бывают разные. Я лично тоже начинала с книги Ольги Валяевой, о которой было сказано выше. Могу сказать о ней - много хорошего, да и против ведический женственности ничего не имею. А проблема, да, она действительно есть. Но она не в учителях, а в учениках. Потому что интерпретируют вот прямо так, как в первом абзаце вашей статьи (прошу меня простить, но очень уж наглядно). И пытаются так жить. На выходе женское счастье какое-то сомнительное выходит... В общем, да здравствует разумный подход и счастья всем.
- "Ведическая мудрость" о том как жена "обязана следовать за мужем на деле отлично показана в фильме "Вода!
- А вообще, всё это "ведическое" понимание женственности – всего лишь ещё один путь. Он ничем не хуже и не лучше других, и для кого-то он – верный. На самом деле, называть это "ведическим" не совсем правильно: к настоящим Ведам это учение отношение имеет очень далекое, на что люди, изучающие Веды часто жалуются.
- Я могу привести десятки примеров, когда в статьях и лекциях всевозможных представителей "ведической традиции" (я очень хорошо знаю, что это не имеет отношения к Ведам, я профессиональный историк, много, изучала культуру, мифологию и традиции разных народов, в том числе Индии, по которой, в свое время, путешествовала, потому и беру в кавычки это слово везде в своем тексте), а порой христианства, ислама, славянских течений - вопрос о предназначении женщины сводился, так или иначе, именно к выполнению домашних обязанностей, рождению детей, служению мужчине, как представителю бога в земной жизни. Женщина таким образом, попросту лишается возможности определять себя не "от противного", то есть опираясь на свою противоположность в мужчине, а самостоятельно, исходя из сущностных потребностей. Это удобно для мужского мира. И часто удобно для самих женщин. Но это не умаляет проблемы. Как были во все века, так и остаются те, кого такое положение дел не устраивает. И я вижу ряд причин, по которым именно в современном обществе критическая масса женского недовольства многократно возросла.
- У Валяевой, Нарушевича, Торсунова и прочих представителей якобы "ведической" мысли есть идея о том, что будто бы женщина ответственна за судьбу семьи, за поведение мужа и прочее. Такая идея на самом деле с одной стороны, манипулятивная, прикрытая якобы "духовными" ценностями, а с другой стороны, в ней всегда ответственный и виноватый один - женщина. Она внушает идею всевластия ("я буду себя вести так как написано - думать хорошие мысли и носить "юбку", утрировано), и с другой стороны - если получается, что алкоголизм мужа все-таки не "побеждается" и он разбивает стулья о голову супруги, чувство вины ("я недостаточно сильно люблю мужа", к примеру). Поэтому, преподнося ведические и другие мысли, связанные с женским предназначением, используя какие-то духовные течения и идеи, их авторы завуалировано делают женщину ответственной за те сферы ее жизни, за которые по сути, нормальный здоровый адекватный человек ответственность нести не должен.
- А еще добавлю, что эти же "ведический учителя" складывают взамен за это на мужчину ответственность за "духовное развитие" женщины, вместе с тем лишая женщину самостоятельности в вопросах духовности. Таким образом, женщина отрезается от источника, от духа, от возможности самостоятельного поиска своей сути, круг ее жизни сужается до семьи и быта, из него практически исключается творчество. Вот такая она, ведическая женственность, если вкратце.
- Знаете, у меня была одна знакомая, которая повелась на эти фишки с ведический женственностью, ходила к кришнаитам в храм, жила по правилам...Так вот она как-то призналась, что, хотя в семейной жизни у них - тишь да гладь, все выполняют свои "функции" и ведут себя "как надо", но...им с мужем уже не о чём просто поговорить, и дети ведут себя, как манекены... Доигрались в Веданту, в общем.
- "Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью". Свами Прабхупада. Делайте выводы, господа и дамы, о ведический женственности и женском предназначении!
- Шикарно! Буду распространять среди подруг. Может задумаются, а некоторые прекратят загонять себя в рамки ведической женственности, совмещая это походами к психотерапевту, для того, чтобы избавиться от стрессов навеянных следованием этой философии.
А что вы думаете об этом?! Подготовлено специально для сайта Красотуля.ру
Вы
хотите быть красивой и стройной,
правда?! Вам хочется
нравиться себе и окружающим, да?! Вам хочется выглядеть моложе и
сексуальнее, верно?! Вы хотите, чтоб Ваше тело было подтянутым и
упругим, ведь так?! Это возможно!!
АНТИЦЕЛЛЮЛИТНЫЙ
МАССАЖ КРАСОТЫ от автора сайта Красотуля.ру Отличное качество по комфортным ценам!!
Я вижу в инете две противоположные точки зрения - это круто и это фигня. А истина, она посередине...
Многие путают ведическую женственность с потребительским отношением и жизненным циклом амебы. И это в корне неверно. Ведическая женщина - личность глубокая, сильная, гармоничная. Я вот читаю, что в Индии, например, откуда пошла идея ведической женственности женщин ущемляют. Ну, в первую очередь - ведическая женственность - не с полуострова родом, а во вторых - помыкание женщиной и восприятие ее как рабыни ни разу не характеризует ее как женщину ведического типа.
В ведах женщина и мужчина составляют гармоничный союз с распреелением прав и обязанностей. Женщина защищена, но и имеет массу обяанностей. Быть ведической женщиной - тяжкий труд.
Я пишу, в полной мере не осознавая, как это. Поэтому как можно критиковать или превозносить до небес то, чего до конца не знаем.
Интересно, в курсе ли современные последователи этих представлений, что в Индии, стране, где берут корни все нео-индуистские культы Запада, до сих пор родиться девочкой очень не выгодно и обидно. Мальчик − наследник, родить мальчика для женщины − значит состояться в жизни, а та, кто рождает только дочерей, может быть изгнана из дома мужа. ...
Я не так давно посмотрела индийский фильм "Огонь" (Fire (1996г). Если хоть часть из него правда, то моё мнение об Индии очень не высокое, так как у меня не может быть положительного отношения к такому устройству, где женщина - второй сорт. Там показывалось, что отношение к женщине в Индии такое, будто она никто и ничто. Мужчина может делать всё, что он хочет, даже изменять ей, а женщина должна терпеть всё от мужа, а если возразит, то получить люлей. История такова. Муж одной женщины не может простить ей её бесплодия и помешан на религии, а жена ему до фени. Его родственник, муж другой женщины женился не по любви, а любит другую и встречается с любовницей. Жена его совершенно не интересует, а стоило ей заикнуться, что пора бы хватит изменять, он ей вставил хороших. В итоге эти две женщины влюбляются друг в друга, бросают своих незадачливых мужей и остаются вместе. Необычно для индийского кино. Видимо, потому что снято вместе с Канадой.
По поводу ведизма - не понимаю и не разделяю. Какой-то особый вид садо-мазохизма. Не в моём вкусе.
Лучший способ предсказать своё будущее – стать его создателем Выбор пищи - это выбор судьбы Каждый живёт в том мире, который он создал своими мыслями Любовь - это то, что делает нас богами Самый сексуальный изгиб на твоём теле - это твоя улыбка :)
Я смотрела. Очень хороший фильм! Дело в том, что Веды не из Индии родом, да и традиционное отношение к женщине было пересмотрено с пришествием первых британских колонизаторов. А об отношении к женщине по индийской традиции можно почитать в Рамаяне и Махабхарате. Познавательно!
Цитата(Насю @ 18.7.2015, 15:57)
По поводу ведизма - не понимаю и не разделяю. Какой-то особый вид садо-мазохизма. Не в моём вкусе.
Лучший способ предсказать своё будущее – стать его создателем Выбор пищи - это выбор судьбы Каждый живёт в том мире, который он создал своими мыслями Любовь - это то, что делает нас богами Самый сексуальный изгиб на твоём теле - это твоя улыбка :)
О, там много написано! Мне лично импонирует то, что мужчина и женщина равнозначные партнеры с разным предназначением, однако неотделимые друг от друга. Мужчина защищает и обеспечивает женщину, участвует в воспитании детей Рода. Женщина ведет домашнее хозяйство, заботится о детях и стариках, занимается творчеством, вдохновляет и любит своего супруга. В семье женщина - Богиня. Она - мать, берегиня, приравнена к божеству. Женщину чтят, холят и лелеют. Обидеть женщину - преступление. Однако, имея божественный статус, женщина, по канонам Мирозданья, имеет миссию отдавать. Энергию мужчине, детям. Созидать свой дом, давать жизнь детям и растить из них Воина и Богиню. Женщина - корень Рода, она - хозяйка, творец, объект вдохновения и восхищения, обожания и смысл жизни мужчины. Только такая семья гармонична. Где каждый сначала дает, потом берет. Ведическая женственность - это отдавать.
Это если в кратце. А так по Веам там целый какнон! В родноверии кстати, то же.
Отдай-и тебе вернется сторицей. По Ведам женщине доступен неограниченный источник энергии. Когда женщина отдаёт от души свою любовь, заботу, вьет свое гнездо, соблюдает каноны Вед-она наполнена и полна сил. И неподвласна манипуляциям. Поэтому критикуют ведическую женственность. Ведическую женщина мудрая Я так хочу.
Юляша, Я в процессе познания этой темы. На мой взгляд отличие в отсутствии канона в родноверии. А вот взгляды на суть и положение женщины;, на мой взгляд, идентичны.
Смотри, читай ИСТОРИИ УСПЕХОВ
Красотуля.ру рекомендует:
Девочки!!
АНТИЦЕЛЛЮЛИТНЫЙ
МАССАЖ КРАСОТЫ с отличными результатами и комфортными ощущениями и расслабляющий массаж от автора сайта и форума Красотуля.ру
Женский интернет-журнал Красотуля.ру (женский форум и женский сайт) приглашают
к сотрудничеству рекламодателей.
Посещаемость женского сайта Красотуля. ру - 17 тысяч человек в день -
это обеспечит вам хорошую отдачу от рекламы.
Подробнее>>>>
Перепечатка любых материалов женского сайта и женского форума Красотуля.ру ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВУЕТСЯ.
С одним простым условием.
Разместите после материала
активную ссылку на этот сайт.
Договорились?!! :-))
Перепечатка материалов сайта и форума вне сети Интернет (газеты, журналы, книги) - только по согласованию с администрацией сайта.
Спасибо за сотрудничество.