Сегодня получил очередное письмо от тренингового центра, где мы с Юлей проходили обучение у Тимура Гагина.
Хороший текст. Предлагаю вам к прочтению, обдумыванию, обсуждению:
Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы расскажем, как правильно критиковать.
° Чтобы вас услышали и сделали то, что попросите. Без ссор и скандалов. Об этом вам расскажет Наталия Дворкина.
Конструктивная, хорошая, правильная критика. Как правильно критиковать
Эту технику называют по-разному. «Правило бутерброда», «Плюс-минус-плюс», «Плюс-помощь-плюс».
Как работает:
Предположим, кто-то что-то сделал не совсем идеально (согласитесь, так бывает).
В этом случае поступить нужно так:
1. Плюс
Задача: найти, что же все-таки сделано хорошо и вам нравится.
Это очень важный пункт. И выполнить его нужно качественно. Просто отговориться: «Ты молодец» — недостаточно. Если вы потрудитесь, и на самом деле расскажете, что вам нравится, что УЖЕ хорошо, то вы как бы скажете человеку: «Вот это мне нравится! Продолжай делать так же». И тем самым закрепите нужное действие или поведение. Обратите на него внимание.
2. Помощь
Задача: рассказать, что нужно изменить/добавить к тому, что уже хорошо. Дать инструкцию.
В этом пункте важно именно добавить, то есть рассказать как надо, а не указать на недостаток. Фактически это: «Я хочу, чтобы было так». И, при уважительных интонациях и точных формулировках, в результате вы получите именно это.
Еще раз подчеркну: говорить надо очень конкретно.
Формулировки: «Хорошо бы еще сделать поуютнее», или: «Добавлю, что водить надо по правилам» — не подходят. Нужно конкретно: «А вот этот стол давай еще переставим в левый угол комнаты». Или: «А еще, при повороте налево, пора начинать включать поворотник».
В качестве «связки» можно использовать такое обороты речи: «А вот это еще хорошо бы…»; «Я тут подумала, еще бывают вот такие варианты…»; «Если к этому добавить еще и…»; «Осталось только…»… дальше сам придумайте.
3. Плюс
И третья часть: надо закрепить.
Для этого добавляем «бантик» — картинку, описание того, как будет здорово, когда наша добавка будет внедрена в жизнь.
Для примера:
Ребенок делает уроки долго и засиживается вечерами.
° Неверно:
«Ну сколько можно сидеть? Я тебе уже столько раз говорила, что нужно успевать делать уроки вовремя!»
° Верно:
«Оля, как хорошо, что ты так вдумчиво делаешь уроки. Осталось научиться укладываться до 18:00.
Тогда к моему приходу с работы ты успеешь позаниматься музыкой и будешь уже свободна. А это значит, что мы сможем вместе посмотреть наш любимый фильм».
Просто? Да! Поэтому и дает результат.