Разноцветный автомобиль Энди Уорхола вдохновил меня пофилософствовать об искусстве.
Интернет-общение с одной замечательной и очень творческой девушкой как-то раз подстегнуло меня к знакомству с биографией Энди Уорхола, американского художника, одного из самых известных представителей направления поп-арт.
Что больше всего мне из его биографии запомнилось? Больше всего запомнился разноцветный гоночный автомобиль BMW, расписанный Энди Уорхолом в 1979-м году. Художник говорил, что таким образом он хотел изобразить скорость. Когда разноцветный автомобиль движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются – в этом была идея художника.
И я подумал вот о чём… Хорошо, когда продукт творчества похож на такой разноцветный автомобиль, стремительно мчащийся на огромной скорости! А ещё лучше, если даже не на сам автомобиль, а на его образ в нашем сознании, на наше ощущение от него, на какой-то интуитивно понятный и прекрасный, разноцветный и стремительный драйв!
Часто за творчество и за искусство пытаются выдавать что-то более умное и интеллектуальное. Это всё равно, что вместо того, чтобы просто показать нам мчащийся разноцветный и красивый автомобиль, нам дают в руки толстенную папку с чертежами и схемами этого автомобиля и говорят, чтобы мы сначала скурпулёзно изучили всю имеющуюся там техническую документацию, затем по этим чертежам сами последовательно собрали и сконструировали этот автомобиль и уже только потом раскрасили его, запустили его и посмотрели, что получилось в итоге. А в противном случае нам говорят, что мы тупые и в искусстве ничего не понимаем!
Вот такой образ возникает у меня при мыслях о неочевидном и «умном» искусстве, в котором недостаточно простого восприятия, а нужно ещё много чего додумывать. Скажу честно, что такое искусство мне не нравится!
Конечно, хорошо, когда творческий человек умный и много чего знает. Но ещё лучше, когда он не показывает это напрямую в своём творчестве.
Вот хорошо, если было бы так… Ум и интеллект – это механизм автомобиля, спрятанный от лишних глаз под разноцветным корпусом. А зрителей не заставляют заглядывать туда, им предлагают лишь оценить красоту движения автомобиля. То есть, попросту говоря, в искусстве и творчестве не нужно напрягать зрителей своим умом и интеллектом (хотя иметь его, конечно же, нужно!)
Да, интеллект нужно иметь, но только лишний раз его не показывать. Напрягают творения искусства, больше похожие не на стремительное движение разноцветного автомобиля, а на безжалостное сдирание и отколупливание от машины её прекрасного корпуса с целью хвастовства её внутренним устройством, гордой демонстрации зрителям её карданного вала, сцепления, бензобака и прочих внутренностей.
Дело в том, что это совершенно не нужно! Это только мешает восприятию. Внутренности своей «творческой машины» должен знать только сам художник, а хвастовство ими и их демонстрация творчеством не является. Творчеством является результат слаженной работы этих внутренних деталей (то есть ума и интеллекта), внешне выражающийся в красоте движения «автомобиля творчества» и в возникающих при этом эмоциях, образах, красках и драйве!
По красоте движения автомобиля, по тому, насколько завораживающе оно выглядит, и так можно сделать вывод о его внутреннем устройстве, не пытаясь его остановить и разобрать по запчастям. По тому, как человек пишет, рисует, выступает на сцене, фотографирует и т. д. и так можно сделать вывод о его личности и уме, не пытаясь проверять уровень его интеллекта каверзными вопросами и выпытыванием из него умных цитат и прочих авторитетных мнений. Искусство больше воздействует на зрителей через чувства и эмоции, а ум нужен творческому человеку лишь для того, чтобы правильно направить все эти свои многообразные эмоции и чувства, подобно разноцветному автомобилю на стремительной скорости!
Вот на такие философские мысли о творчестве и об искусстве натолкнул меня разноцветный автомобиль Энди Уорхола…